Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Теория познания
1. Сущее как предмет познания делится на две области. В области, воспринимаемой чувствами, находятся вещи и их отражения, а в области умозрительной— благо и прочие идеи.
2. Ум, направленный в мир вещей, наполняется мнениями. Ум, обращенный к идеям, просвещается знаниями. Мнение складывается из представлений (™ik©s)ia) и веры (p…stiq). Знание — плод деятельности рассудка (l)ogoq) и разума (n)ohsiq).
Представление — это отражение в сознании чувственного предмета. Представление не идея. Первое — в нас, второе — вне нас. Вера — субъективная убежденность в чем-либо. Например, узники мифа о пещере верят, что проплывающие перед их взорами тени обладают самостоятельной реальностью.
Разум — это способность находить базовые принципы знаний, на основе которых рассудок выносит суждение о вещах. Разуму соответствует интуиция («непосредственное видение»), рассудку — дедукция («выведение»). Тема 5. Платон 31
3. Осмысление действительности предполагает составление суждений. Судить — значит сравнивать вещь с ее образцом (идеей). Поэтому необходимым условием познания является присутствие в душе познающего соответствующих идей.
4. До вселения в тело душа созерцала тот самый мир идей, по которому и создан космос. Поэтому процесс познания, заключающийся в переходе от восприятия разрозненных явлений к пониманию их идеи, есть припоминание60.
*5. В ходе познания следует различать пять ступеней: имя, определение, изображение, знание, подлинное бытие. Первые четыре ступени познания относительны и недостаточны. На пятой ступени знание и его предмет тождественны.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 295 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!