Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Размышляя над природой души, Платон не ограничивает ее жизнь земными рамками, но стремится проследить всю ее историю, включая как период до соединения души с телом, так и ее посмертную судьбу.
2. Жизнь человеческой души до ниспадения в тело подобна жизни богов и заключается в созерцании мира идей.
Особое внимание теме предсуществования души уделено в диалоге «Федр»61. Здесь душа уподобляется крылатой парной колеснице. Возничий колесницы — ум, а две лошади — это две воли: одна — к возвышенному, другая — к низменному. Мир идей есть «поле истины» и «пастбище для лучшей стороны души». Восприятием этого мира «питается природа крыла, поднимающего душу». Спокойному созерцанию идей мешает конь, влекущий к земле. Когда он выходит из-под контроля возничего, душа оказывается в теле.
Люди разнятся между собой степенью просвещенности, которая определяется тем, в какой мере душа созерцала и помнит мир идей. Виды деятельности по своему достоинству располагаются в следующем порядке: 1) философия, 2) царствование, 3) государственная деятельность, 4) гимнастика и врачевание, 5) прорицание, 6) поэзия и подражание, 7) ремесло и земледелие, 8) софистика, 9) тирания.
3. Природа души складывается из трех начал: разумного, волевого и вожделеющего.Тема 5. Платон 32
К вопросу о природе человеческой души мыслитель обращается в своих произведениях неоднократно. И каждый раз, рассуждая на эту тему, Платон прибегает к языку символов и метафор.
Наиболее всесторонне и систематично эта проблема рассмотрена в «Государстве». По Платону, государство — это увеличенный человек. Трем началам душевной жизни соответствует три сословия: ремесленники и крестьяне, воины, правители. Установление правильной иерархии между этими тремя началами — основа справедливости, и личной и общественной. В этом же диалоге утверждается, что каждый из нас состоит из трех существ: многоликого и многоголового зверя (образ вожделений), льва (образ воли) и человека (образ ума)62.
Согласно «Тимею», разумное начало заключается в голове, а волевое и вожделеющее — в туловище63. Волевое начало, как более благородное, боги поместили ближе к голове, на уровне груди, дабы «внимать приказам рассудка» и силой помогать ему сдерживать желания, исходящие из вожделеющего начала. Низменное начало «водворено» в область живота и, подобно зверю, должно «вечно стоять у своей кормушки и обитать подальше от разумной души, возможно менее досаждая ей своим шумом и ревом, дабы та могла без помех принимать свои решения».
4. Одну часть души, тождественную разумному началу, Платон считает бессмертной, другую, состоящую из волевого и вожделеющего начал, — смертной. Всякое живое существо стремится к бессмертию.
В диалоге «Федон», повествующем о последней беседе Сократа с учениками, приводятся четыре аргумента в пользу бессмертия души. Первое доказательство базируется на вере в переселение душ. Эта вера обосновывается идеей единства и чередования противоположностей. Жизнь (душа в теле) и смерть (душа вне тела) сменяют друг друга, как день и ночь, и друг без друга не существуют. Согласно следующему доказательству, в душе есть знание, которое не могло быть получено в рамках земного существования, Сюда относятся идеи прекрасного, совершенного, вечного. Как утверждается в третьем доказательстве, душа, в отличие от тела, проста, а следовательно, не может разрушиться. В четвертом аргументе проводится Тема 5. Платон 33
мысль, что, душа, будучи оживляющим началом, не совместима со смертью так же, как несовместимы огонь и снег.
В работе «Федр» содержится еще одно доказательство. Душа как начало движения не имеет возникновения, будучи сама источником движения для всего остального, что возникновение имеет. А так как она не имеет возникновения, то, конечно же, и неуничтожима64.
Помимо чисто рациональных рассуждений о бессмертии души Платон апеллирует также к нравственному чувству. Если бы все заканчивалось смертью, это было бы несправедливо, ибо смерть «была бы счастливой находкой для дурных людей»65.
5. Учение о бессмертии души органически связано у Платона с идеей посмертного суда и воздаяния.
Хотя Платон понимает, что учение о посмертном воздаянии не может быть доказано, он на протяжении всего своего творчества отстаивает данную точку зрения настойчиво и убежденно. Затрагивая очерченную тему, философ оставляет в стороне чисто рациональные доводы и предпочитает говорить языком аллегорий и символов. При этом для трансляции своих идей Платон не только использует сюжеты и персонажи народной религии, но создает собственные мифологические конструкции.
Уже в своем раннем произведении «Горгий»66 Платон, ссылаясь на авторитет Гомера, приводит «прекрасное предание» о том, каким образом боги чинят суд над умершими, отправляя одних на Острова блаженных, а других — в Тартар. Дабы суд был справедливым, Зевс повелевает «судить только душу», не обличенную в тело.
В «Федоне» рассказывается легенда, согласно которой наша Земля — лишь малая и далеко не лучшая часть Земли истинной67. На этой-то Земле — в зависимости от прожитой жизни — каждой душе и уготовано подобающее ей место. Платон намечает четыре рода различных воздаяний, ожидающих умерших: участь тех, кто «жил жизнь особенно свято», тех, кто «держался середины», тех, кто «совершил преступления тяжкие, но все же искупимые», и наконец, тех, «кого по тяжести преступлений сочтут неисправимыми».
В «Государстве» содержится грандиозный миф, описывающий основные этапы «тысячелетнего странствия» души, покинувшей тело68. Продолжительность человеческой жизни в теле примерно Тема 5. Платон 34
сто лет. Наказания и благодеяния душа получает в десятикратном размере. Видимо, поэтому потустороннее странствование души охватывает тысячу лет. Человек, трижды избравший философский образ жизни, выходит из круга перерождений за три тысячи лет, все остальные люди — за десять тысяч69. В «Государстве» рисуется и снабжается нравственными наставлениями момент выбора, который должна сделать душа перед новым воплощением.
Этика
1. Каждому из трех начал души соответствует своя добродетель: вожделеющему началу — рассудительность, яростному — мужество, познающему — мудрость. Суммарной добродетелью является справедливость, которая заключается в том, чтобы каждое из начал выполняло свое природное назначение.
Добродетель (¢ret)h), в противоположность пороку, Платон определяет как «некое здоровье, красоту и благоденствие души»70. Отдельных добродетелей четыре: 1) мудрость (sof)ia) — это «знание того, что пригодно и каждому отдельному началу и всей совокупности начал»; 2) мужество (¢ndre…a) — это «способность к пос-тоянному сохранению правильного и законного мнения о том, что опасно, а что нет»; 3) рассудительность (swvrosÚnh) — «это власть над определенными удовольствиями и вожделениями»; 4) справедливость (dikaiosÚnh) — это сила, благодаря которой каждое из имеющихся в человеке начал «делает свое дело в отношении правления и подчинения».
2. Каждому из трех начал души соответствует определенный вид удовольствий: вожделеющему началу — удовольствия сребролюбца («еда, питье, любовные утехи»), яростному началу — удовлетворения честолюбца (первенство, победа, слава), познающему началу — удовольствия философа («познание истины»).
Решая вопрос о том, чью удовольствие подлинно, а чье иллюзорно, Платон обращает внимание на то, что лишь философ имеет опыт всех трех видов удовольствий, а также замечает, что удовольствия сребролюбца и честолюбца не есть нечто положительное, но представляют собой результат прекращения страданий71.Тема 5. Платон 35
3. Существуют три вида благ: внешние (богатство, происхождение, со-циальное положение), телесные (здоровье, красота, сила) и душевные (добродетели). Внешние блага должны использоваться для приобре-тения благ телесных, а телесные — для достижения благ душевных.
4. Вслед за Сократом Платон считает, что счастье человека зависит от степени его добродетельности, а несчастье — от степени порочности.
В платоновской модели мироздания участь злых людей печальна. Философ предлагает сравнить два рода жизней: рассудительную, мужественную, здоровую — с одной стороны, и безрассудную, трусливую, нездоровую — с другой. Вопреки расхожим мнениям, в первом случае «перевешивают» удовольствия, а во втором — страдания72. В диалоге «Теэтет» прямо говорится, что нечестивцы получают «справедливое возмездие, ведя именно тот образ, которому они уподобляются»73. Счастье и несчастье — это внутренние состояния души. Поэтому порочный человек является сам себе наказанием74. По Платону, поступающие несправедливо обречены на страдание не только в нынешней жизни, но и в течение последующих воплощений75.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 316 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!