Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
1. Метафизика — это высшая теоретическая наука, предметом которой являются начала и причины сущего как такового.
Что такое «сущее как таковое»? Физика интересуют физические характеристики предмета, математика — математические. Метафизик же ищет законы, которым подчиняется всякая существующая вещь, независимо от ее специфических особенностей, будь это планета, число или человек.
2. Существование всякой вещи обусловлено четырьмя причинами:
4материальной (то, из чего),
4движущей (то, благодаря чему),
4формальной (то, что),
4целевой (то, ради чего).
Материальная причина здания — кирпичи, движущая — строители, формальная — проект, целевая — назначение.
Учение о четырех причинах представляет собой один из вариантов решения проблемы первоначала, поставленной еще досократиками. Скажем, для Эмпедокла материальная причина — стихии, движущая — любовь и дружба. Для Платона формальная и целевая причины тождественны идее. Вслед за своим учителем, Аристотель утверждает, что свести сущее к движущейся материи невозможно.
3. Поскольку движущая и целевая причины сводимы к формальной, каждая точка мироздания представляет собой неразрывное единство формы и материи, причем «действующее всегда выше претерпевающего»80. Тема 6. Аристотель 39
4. Материя (44ulh — древесина, стройматериал) — то, из чего состоит вещь. Материя — это носитель качеств вещи и резервуар ее возможных изменений81.
Аристотель различает чувственно воспринимаемую материю, из которой состоят вещи («последняя материя»), и материю умозрительную («первая материя»). «Первая материя» лишена формы и нереальна. Это чистая возможность для любой действительности82. О «первой материи» нельзя спрашивать, из чего она состоит и чем является. «Первая материя» Аристотеля тождественна «материи» Платона.
5. Форма (morf» — форма) — это то, что делает вещь тем, что она есть. Подобно идее форма не возникает и не меняется83. Но в отличие от нее, форма не существует отдельно от материи, в которой воплощена.
6. В сущем можно выделить то, что существует само по себе, и то, что существует благодаря другому. Обладающее независимым бытием именуется сущностью. Для Платона сущности — идеи, для Аристотеля — вещи.
Опровергая платоновский идеализм, Аристотель выдвигает следующие аргументы. Во-первых, идеи лишены движущей силы и потому с их помощью нельзя объяснить присущую миру вещей изменчивость. Во-вторых, сущность (идея) не может быть отделена от того, сущностью чего является. В-третьих, «общее» не может существовать без единичного.
В рамках философии Аристотеля слово «сущность» имеет три основных смысла. Это (1) либо материя, понимаемая как носитель качеств, (2) либо форма, (3) либо так называемая «составная сущность», или единичная вещь, представляющая собой результат соединения материи и формы.
7. Все характеристики вещей могут быть сведены к десяти базовым категориям: сущность, качество, количество, место, время, действие, страдание, отношение, положение, обладание.
8. Все действительное возникает из возможного. Переход этот происходит не автоматически, а благодаря уже имеющейся действительности («человек рождает человека»).
Действительность относится к возможному так же, как строящее к способному строить; бодрствующее — к спящему; видящее — к Тема 6. Аристотель 40
закрывающему глаза, но обладающему зрением; выделенное из материи — к этой материи; обработанное — к необработанному.
Актуальное бытие первее бытия потенциального и по сущности, и по ценности, и, в известном смысле, по времени84. Таким образом, проблему «Курицы и яйца» Аристотель решает в пользу курицы. Большее порождает меньшее. Противоположное решение противоречит закону причинности.
Процесс реализации возможного — деятельность («строительство»), завершение этой реализации — действительность («строение»)85.
Игнорирование различия возможного и действительного (как это было у мегариков) приводит к нелепостям: ни один строитель не будет строителем в тот момент, когда он не строит; ни одна вещь не будет обладать своими качествами, если их не воспринимают; то, что стоит, всегда будет стоять, ибо не будет имеет возможности сесть и т.д.86.
9. Фундаментальным законом сущего является закон недопустимости противоречия.
В этом Аристотель разделяет точку зрения Парменида и оспаривает позицию Гераклита. Противоречивое невозможно не только для актуального, но и для потенциального бытия. «Немыслимое», «противоречивое», «невозможное» на языке основателя логики — синонимы.
10. Движение всегда предполагает «движущее» и «движимое»87. Последняя причина движения — неподвижный перводвигатель, или Божество.
В отличие от платоновской, теология Аристотеля лишена всякого рода поэтичности и таинственности. Божество полностью проницаемо для человеческой мысли. А поскольку для Аристотеля не существует ничего выше мышления, Божество трактуется как мыслящий самого себя ум. Кроме того, оно вечно, едино, нематериально, неподвижно, совершенно и самодостаточно.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 329 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!