Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

А. Камю. Между абсурдом и бунтом



Альбер Камю – французский философ, писатель, эссеист, публицист. Является одним из главных представителей экзистенциализма. Благодаря своему творчеству приобрел широкую международную известность и славу. Как и Сартр стал властителем дум многих послевоенных поколений. В 1957 году получил Нобелевскую премию по литературе. Испытал влияние С. Кьеркегора, Ф. Ницше, М. Хайдеггера, Ф. Кафки, Ф. М. Достоевского.

Общая характеристика взглядов Камю

Проблематика исследований Камю во многом перекликается с Сартром, однако их подходы существенно различаются. Камю не стремился быть «настоящим» философом, считая, что ему вполне достаточно быть философом-моралистом. Он возражал, когда его называли экзистенциалистом, указывая на то, что по многим пунктам он расходится с Сартром. Эти расхождения действительно были, в частности, в понимании соотношения сущности и существования: Камю полагал, что сущность человека все-таки существует. В отличие от Сартра Камю оставлял характеристику «абсурдность» в основном за обществом, не распространяя ее на природу, считая, что природа сама по себе является чистой, хотя становится все более испорченной по вине человека и человеческого общества. У Камю тенденция к сближению философии и искусства еще более усиливается.

Проблема абсурда и бунта

В творчестве Камю тема абсурда и бунта является центральной, она проходит через все его произведения. Одной из главных также является проблема смысла жизни, счастья, свободы и смерти. Камю полагает, что абсурд возникает из конфронтации человеческого зова и неразумного молчания мира, его враждебной непрозрачности. Он также считает, что абсурд рождает бунт, который в свою очередь рождает абсурд, и лучшим выходом из всего этого является смерть. Бунт выступает в двух формах – как творчество и как революция.

Сопоставляя и противопоставляя их, Камю делает выбор в пользу бунта, оставаясь при этом на позициях «вольного стрелка». Вместе с тем он отдает явное предпочтение бунту как творчеству. Его привлекает не политическая, а культурная революция, в которой он особо выделяет этический аспект. На вопрос о том, стоит ли жизнь тех страданий и мучений, которыми приходиться за нее платить, Камю отвечает утвердительно. Он полагает, что «жизнь – единственное необходимое благо». В то же время есть ценности, такие как свобода, цена которых – жизнь, за которые следует бороться, даже зная, что это абсурдно. Концепцию Камю можно определить как трагический стоицизм.

Бунт против абсурда

В романе «Чужой» (1942), первом, самом известном, принесшем автору мировую славу, главный персонаж, Мерсо, приговаривается к смертной казни, но не за совершенное им убийство, а за то, что он чужой для всех окружающих. Мерсо живет и ведет себя не как все. Он не стремится делать карьеру, не лжет, не лицемерит, не притворяется, не приспосабливается, не плакал на похоронах матери, не намерен менять свой естественный образ жизни.

В обществе, где у власти деньги, такой человек воспринимается как «выродок без стыда и совести». Мерсо отвечает обществу тем же: оно ему не менее чуждо. Такая ситуация, как считает Камю, является абсурдной. Вместе с совершенным, отчасти случайно, убийством начинается открытый и все более сознаваемый бунт Мерсо против официального общества. Перед казнью он говорит: «я был счастлив, я счастлив и сейчас». Камю принимает сторону своего героя, он видит в нем «человека, который, не помышляя о героизме, идет на смерть ради правды». Однако позиция Камю представляется уязвимой, поскольку его герой все-таки совершил убийство.

В философском труде «Миф о Сизифе» (1942) Камю развивает и углубляет свою мысль об оправданности бунта против абсурда. По легенде, неправедные боги осудили Сизифа на то, чтобы он вечно вкатывал на гору камень, который, достигнув вершины, вновь и вновь скатывался вниз. С точки зрения здравого смысла, Сизифов труд является бесплодным, бессмысленным и абсурдным. Камю смотрит на это по-другому. Он считает, что своим восхождением к вершине Сизиф бросал вызов и одерживал духовную победу над своими палачами, становился воплощением «гордой человечности». Поэтому Сизиф достоин не жалости и сочувствия, а восхищения. Камю делает вывод: «Следует представлять себе Сизифа счастливым».

От бунта к солидарности

В эссе «Бунтующий человек» (1951) Камю продолжает свои размышления об абсурде и бунте, подводит некоторые итоги и вносит существенные уточнения. Теперь бунт не означает одно только чистое отрицание и разрушение, он открывает важное для каждого человека качество – солидарность с другими. Бунт не только отрицает, но и утверждает общечеловеческие ценности. Это находит отражение в известной формуле: «Я бунтую, следовательно, мы существуем». Тему солидарности Камю рассматривает и в других произведениях.

7. ГЕРМЕНЕВТИКА

Герменевтика (от греч. hermeneuo – разъясняю) – существует в трех основных формах: как искусство понимания, истолкования и перевода текстов; как метод гуманитарных наук; как течение современной философии.

Истоки и эволюция герменевтики

Истоки герменевтики восходят к античности, связаны с греческим богом Гермесом, который был посредником между богами и людьми, сообщал и разъяснял им послания богов. В античности герменевтика представляла собой аллегорическое и риторическое истолкование и интерпретацию текста, во многом была риторикой. В Средние века герменевтика становится теологической, она разрабатывается в рамках экзегетики и занимается главным образом истолкованием библейских священных текстов.

В Новое время наряду с теологической герменевтикой успешно развиваются юридическая и филологическая герменевтики. В XIX в. герменевтика становится классической. Значительный вклад в становление и развитие герменевтики внес немецкий теолог и философ Ф. Шлейермахер. Он одним из первых начал разработку философской герменевтики как общей теории понимания, которая составляла бы основу для частных герменевтик. Он также уделял большое внимание «герменевтическому кругу», рассматривая его как бесконечный циклический процесс уточнения смысла, как диалектику целого и части.

Особого выделения заслуживает концепция В. Дильтея, который первым предложил строгое деление всех наук на естественные («науки о природе») и гуманитарные («науки о духе»), делая это (опять же первым) по их методу: первые покоятся на методе объяснения, вторые – на методе понимания. Он продолжил разработку философской герменевтики. Именно он первым стал рассматривать герменевтику в качестве методологической основы всякого гуманитарного и социального знания, дополняя ее другими методами – интуицией, биографией и автобиографией.

Предшественники современной герменевтики

Непосредственными предшественниками современной герменевтики стали Э. Гуссерль и М. Хайдеггер. Главной заслугой Гуссерля в этом плане стало понятие «жизненного мира», которое открывало путь превращения герменевтики в философию. Изначальный опыт человека, по Гуссерлю, является онтологическим и герменевтическим, он покоится на понимании и истолковании окружающего жизненного мира. Хайдеггер продолжил линию Гуссерля, еще более усиливая онтологический характер герменевтики, делая гуссерлевскую феноменологию герменевтической.

Главные фигуры современной герменевтики

Главными фигурами современной герменевтики являются немецкий философ Ганс-Георг Гадамер (1900-2002) и французский философ Поль Рикёр (1913-2005). Гадамер в своих исследованиях опирается на концепции Э. Гуссерля и особенно М. Хайдеггера, учеником которого он был. Он также испытал влияние Ф. Шлейермахера и В. Дильтея. Свои взгляды он изложил в главном своем труде «Истина и метод» (1960).





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1974 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...