Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Структурализм



Структурализм первоначально сложился в языкознании и литературоведении в 30-е годы ХХ в. Основы структурной лингвистики были разработаны швейцарским филологом Ф.де Соссюром. В отличие от прежних представлений о языке, когда он рассматривался в единстве и даже зависимости от мышления и внешнего мира, а его внутренняя организация во многом игнорировалась, соссюровская концепция ограничивается изучением именно внутреннего, формального строения языка, отделяя его от внешнего мира и подчиняя ему мышление.

Леви-Стросс - главная фигура структурализма

Основоположником и главной фигурой нелингвистического структурализма стал французский ученый и мыслитель Клод Леви-Стросс (1908-2009). Структурализм стал последним воплощением западного рационализма. Он принадлежит к эпохе модерна, отмечен некоторым оптимизмом, верой в разум и науку, которая нередко принимает форму сциентизма. Структурализм является последним значительным философским направлением эпохи модерна.

Структурализм, наука, философия

Структурализм предпринял смелую попытку поднять гуманитарное знание до уровня настоящей теории. Леви-Стросс называет структурализм «сверхрационализмом» и видит его задачу в том, чтобы объединить строгость и логическую последовательность ученого с метафоричностью и парадоксальностью художника, «включить чувственное в рациональное, не пожертвовав при этом ни одним из чувственных качеств».

По основным своим параметрам он находится ближе всего к неопозитивизму. Они оба выражают скептическое отношение к философии и стремятся к ее преодолению во имя науки. Язык для них выступает предметом особого внимания. Вместе с тем между ними имеются существенные различия: неопозитивизм берет язык в качестве объекта анализа и изучения, тогда как в структурализме язык играет прежде всего методологическую роль, по образу и подобию которого рассматриваются все другие явления общества и культуры. Опираясь на лингвистику, структурализм видит идеал научности в математике.

Методология структурализма

Основу структурного подхода и методологии составляют понятия структуры, системы и модели, которые тесно связаны между собой и часто не различаются. Система предполагает структурную организацию входящих в нее элементов, что делает объект единым и целостным. Структура есть система отношений между элементами. Свойство системности означает примат отношений над элементами, в силу чего различия между элементами либо нивелируются, либо они могут растворяться в соединяющих их связях.

Что касается природы структур, то она трудно поддается определению. К.Леви-Стросс и другие называют их ментальными, бессознательными или символическими. Можно сказать, что структуры имеют математическую, теоретическую и пространственную природу, обладают виртуальным характером идеальных объектов.

Структура представляет собой инвариант, охватывающий множество сходных или разных явлений-вариантов. Структурализм в данной перспективе предстает как предельно абстрактное, гипотетическое моделирование.

Понятие структуры дополняют другие принципы методологии структурализма и среди них – принцип имманентности, который направляет все внимание на изучение внутреннего строения объекта, абстрагируясь от его генезиса, эволюции и внешних функций, как и от его связей и зависимости от других явлений.

Важное значение в структурализме имеет принцип примата синхронии над диахронией, согласно которому исследуемый объект берется в состоянии на данный момент, в его синхроническом срезе, скорее в статике и равновесии, чем в динамике и развитии. В этом плане структурализм отвергает существующие концепции истории. Вместо принципа историзма он исповедует принцип историчности, согласно которому история перестает быть единой и универсальной, она распадается на множество периодов, отношения между которыми являются не причинно-следственными, но структурно-функциональными.

Существенной чертой структурализма является его антисубъектная направленность. В структурализме традиционный субъект кантовского типа «теряет свои преимущества», «добровольно уходит в отставку», «выводится из игры» или же объявляется «персоной нон грата». Свой отказ от субъекта структурализм отчасти объясняет стремлением достичь полной объективности.

Важное место в структурализме занимают принципы плюрализма и релятивизма, согласно которым в реальной действительности постулируется «множественность порядков», каждый из которых является неповторимым, что исключает возможность установления между ними какой-либо иерархии, поскольку все они равноценны. Данный подход распространяется и на существующие относительно того или иного «порядка» концепции, теории или интерпретации, каждая из которых является одной из множества возможных и допустимых, а их познавательные достоинства следует считать равноценными и относительными.

Теория познания структурализма

На основе изложенной методологии в структурализме разрабатывается теория познания, или эпистемология, в которой серьезные изменения претерпевают и познающий субъект и познаваемый объект. Что касается субъекта, то о его судьбе выше уже было сказано. Остается добавить, что структурализм стремится обойтись без познающего субъекта. В любом случае субъект перестает быть по-настоящему мыслящим и действительно познающим.

Сходную судьбу испытывает и объект познания. Вместе с исключением традиционного субъекта структурализм стремится сделать то же самое с реальной действительностью, онтологической проблематикой, выдвигая идею о «мышлении без референта», означающем «закрытое на само себя пространство науки».

В целом можно сказать, что лингвистический подход составляет основу методологии и теории познания структурализма. Язык рассматривается в нем в качестве первичной, базисной системы. Он не только составляет основу всех сфер общества и культуры, но и является ключом для их объяснения и понимания.

Структурализм отдает явное предпочтение форме, структуре, системе, синхронии, логике, а не отдельным событиям, содержанию или субстанции, истории или диахронии. Он отказывается видеть в человеке свободное, активное, волевое и сознательное существо, являющееся автором или субъектом своих слов, действий и поступков. По отношению к человеку структурализм встает на позиции скептицизма и нигилизма. Подавляющее большинство структуралистов выступает с резкой критикой гуманизма. Разумеется, изобличая несостоятельность гуманизма, структурализм не становится апологией бесчеловечности.

9. ФИЛОСОФИЯ ПОСТМОДЕРНИЗМА

От модерна к постмодерну

Постмодернизм представляет собой, прежде всего, культуру постиндустриального, информацион­ного общества. Вместе с тем он выходит за эти рамки и проявляется во всех сферах общественной жизни, включая экономику и политику. Существует он и в философии, хотя наиболее ярко выразил себя в искусстве. Постмодернизм сложился в 70-е годы ХХ века, а в 80-е годы он распространяется по всему миру и становится ин­теллектуальной модой. Постмодернизм соотносит и противопоставляет себя модер­ну, поэтому ключ к его пониманию находится в модерне.

Хронологически эпоха модерна охватывает Новое и Новейшее время. Она включает в себя ведущие тенденции, которые опреде­ляют последующее развитие общества. Быть модерным, или в полном смысле современным, — значит отвечать духу времени, верить в прогресс, в определенные идеалы и ценности. Это предполагает отказ от прошлого, неудовлетворенность настоя­щим и устремленность в будущее. Можно пребывать в совре­менности и не быть модерным, по-настоящему современным, напротив, быть консерватором, реакционером и ретроградом, отвергать прогресс. Наша сегодняш­няя современность является постмодерной, поскольку для нее характерно разочарование в разуме и прогрессе, неверие в бу­дущее.

Предшественники философии постмодернизма

Философия постмодернизма противопоставляет себя, прежде всего, Гегелю, видя в нем высшую точку рационализма и логоцентризма. В этом смысле ее можно определить как антиге­гельянство. Непосредственными предшественниками постмодернист­ской философии являются Ф. Ницше и М. Хайдеггер. Первый из них отверг системный способ мышления Гегеля, противопос­тавив ему мышление в форме небольших фрагментов, афориз­мов, максим и сентенций. Он выступил с идеей радикальной переоценки ценностей и отказа от фундаментальных понятий классической философии. Хайдеггер продолжил линию Ницше, сосредоточив свое внимание на кри­тике разума.

Эти и другие идеи Ницше и Хайдеггера находят дальнейшее развитие у философов-постмодернистов. Наиболее известными среди них являются французский философ Ж. Деррида, итальянский философ Дж. Ваттимо и американский философ Р. Рорти.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1932 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...