Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ж.- П. Сартр: абсолютная свобода и ответственность человека



Ж. – П. Сартр — главная фигура экзистенциализма. Он был не только философом, но и писателем, эстетиком, критиком, публицистом. Его многогранное творчество принесло ему широкую мировую известность. Сартр стал властителем дум нескольких послевоенных поколений. В 1964 г. он отказался от присужденной ему Нобелевской премии по литературе, мотивируя это протестом против войны во Вьетнаме и тем, что ее принятие противоречит его антибуржуазным взглядам. Сартр испытал влияние С. Кьеркегора, Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, К. Маркса. Он рассматривал свой экзистенциализм как необходимое дополнение к марксизму, поскольку тот не разработал собственной теории индивидуального бытия человека.

В исследованиях Сартра наиболее ярко проявились многие характерные черты экзистенциализма, в частности, отказ от сущности (эссенции) в пользу существования (экзистенции). Он выдвинул известный тезис, согласно которому применительно к человеку «существование предшествует сущности», на что Хайдеггер возразил, заявив, что человека можно рассматривать как бытие, сущностью которого является существование. Свою концепцию экзистенциализма Сартр изложил в главном своем труде «Бытие и ничто» (1943).

Человек и окружающий мир

Анализ человеческого существования он начинает с сопоставления и противопоставления «бытия-для-себя» (человек) и «бытия-в-себе» (вещь или окружающий человека мир). Относительно «бытия-в-себе» французский философ отмечает, что оно «есть то, что оно есть». Оно представляет собой нечто абсолютно случайное, неопределенное, инертное и замкнутое, ускользающее от времени. «Бытие-для-себя», напротив, «есть то, чем оно не является, и оно не есть то, чем оно является». Оно предстает как абсолютная подвижность и неустойчивость, наполнено внутренними противоречиями. Вместе с тем некоторые характеристики обычной вещи могут относиться и к человеку, хотя не в полной мере. Так, рождение и смерть человека Сартр определяет в качестве случайных.

Рассматривая отношения между человеком и окружающим миром, Сартр видит их в негативном свете. Он указывает на «враждебность», «опасность» и «чуждость» мира. «Враждебность» представляется ему как вечная и непреходящая черта мира. Своеобразные отношения человека с «трудным миром» Сартр описывает в романе «Тошнота» (1938), герой которого, Рокантен, ощущает, что окружающие его вещи чужды ему, вызывают у него болезненное состояние, странные, доходящие до тошноты головокружения.

Существование человека и время

Существенной характеристикой «бытия-для-себя» является время или временность. Для Сартра время не выступает объективной формой действительности, оно является субъективным и входит в мир вместе с человеком. Он останавливается на трех измерениях времени – прошлом, настоящем и будущем. Прошлое неразрывно связано с человеком, в нем он совпадает с самим собой, оно свидетельствует о последовательном превращении «бытия-для-себя» в «бытие-в-себе». Их прежняя противоположность снимается в прошлом и, в конечном счете, вместе со смертью они совпадают, чистая субъективность переходит в чистую объективность. Прошлое предстает как «бытие-для-себя», ставшее «бытием-в-себе». Существование (экзистенция) превращается в сущность (эссенцию).

В ходе анализа настоящего Сартр отмечает, что оно обычно рассматривается через призму будущего. Оно предстает как то, чем «бытие-для-себя» еще не является, но к чему оно направлено. Будущее выступает как то, чем человек должен быть, но может и не быть. Поэтому Сартр рассматривает будущее как нечто проблематичное и неопределенное, тем самым и смысл человека и его существования оказывается проблематичным.

Проблема свободы и конфликта

Проблема свободы является центральной в концепции Сартра. Свобода, прежде всего, означает способность «бытия-для-себя» преодолевать препятствия, выходить за свои пределы, она отождествляется с превзойдением данной ситуации. Однако Сартр придает ей фундаментальную значимость. Он уточняет и подчеркивает: нельзя считать, что человек сначала существует, а затем становится свободным; между бытием человека и свободным бытием нет никакого различия. Французский философ выдвигает тезис об абсолютной свободе. Он утверждает: «Мы не выбираем свободу, мы есть свобода, которая выбирает; мы осуждены на свободу, мы… вброшены в свободу»; «свобода не может не быть свободной».

Сартр считает, что никакие внешние условия и обстоятельства, никакие аргументы здравого смысла, ничто не может поставить под сомнение абсолютность свободы и свободного выбора. Он уточняет: никакое принуждение и насилие не уничтожает свободы, даже в тюрьме человек остается свободным. Абсолютную свободу он дополняет абсолютной ответственностью.

Идея свободы находит свое продолжение в проблематике отношения человека с другими людьми. Эти отношения сходны с теми, которые устанавливаются между человеком и окружающим миром: для них характерна та же враждебность и конфликтность. «Конфликт – пишет Сартр – есть первоначальное значение «бытия-для-другого». Конфликтность выражается уже во взгляде другого, который смотрит на меня враждебно, он посягает на мою свободу, хочет отнять мой мир. Французский философ полагает, что сущностью всех межчеловеческих отношений является конфликт. В его пьесе «За закрытыми дверями» (1944) затрагивается тема библейского ада и в связи с этим говорится о том, что сегодня для ада не надо ни жаровен, ни чертей: «ад – это другие».

Проблема гуманизма

В послевоенное время во взглядах Ж.-П. Сартра происходит поворот в сторону гуманизма. Он размышляет о достоинстве человека, его абсолютной ценности, о нравственности и солидарности людей. Новые взгляды и подходы нашли выражение в лекции «Экзистенциализм – это гуманизм» (1946). Он видит гуманизм в том, что «мы напоминаем человеку, что нет другого законодателя, кроме него самого».

Пример подлинно человеческих отношений Сартр находит в литературе, в отношениях между писателем и читателем. Касаясь мотивов писательского творчества, он выделяет один из них, связанный с са­мим творческим актом и свободой. Сартр отмечает, что творчест­во завершается лишь в процессе чтения, поэтому процесс писания предполагает и включает процесс чтения. Искусство существует для других и через других. Вне этого от литературного произведе­ния остаются «только черные значки на бумаге».

Поэтому, когда писатель пишет, он обращается к читателю, приглашает его к сотворчеству, надеясь на его великодушие. Пи­сать для писателя — «значит взывать к читателю, к его свободе, чтобы она приняла участие в создании его произведения».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 6453 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...