Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

М. Хайдеггер: введение в экзистенциализм



М. Хайдеггер является основоположником и главной фигурой экзистенциализма, хотя он отказывался называть себя экзистенциалистом. В своих исследованиях он опирается на С. Кьеркегора, Ф. Ницше и Э. Гуссерля, у которого он берет феноменологический метод, но не приемлет его намерение превратить философию в строгую науку.

Хайдеггер делает ставку на чувство и интуицию, полагая, что чувство более откры­то бытию и потому более разумно, чем всякий разум. Обычное понятие не способно схватить сущность вещи. Рациональные идеи и понятия образуют пре­граду, экран между нами и вещами. Он считает, что «изначальная и подлинная истина заключена в чис­той интуиции».

Хайдеггер с самого начала подчеркивал огромное значение вопроса о смысле бытия, выражал глубокое сожаление по поводу его «забвения». Поэтому главную свою работу «Бытие и время» (1927) он посвятил исследованию человеческого бытия. Немецкий философ сначала разрабатывает общую структуру человеческого бытия, включающую его основные характеристики, способы, модусы или экзистенциалы.

Основные экзистенциалы. Подлинное и неподлинное бытие

Первым и во многом определяющим модусом выступает «бытие-в-мире», с которого человек начинает свое существование. В нем выражается то обстоятельство, что человек изначально «заброшен» в мир не по своей воле. Поэтому человек в этом плане именуется как «здесь-бытие» (Dasein), он просто пребывает, присутствует, представляет собой «наличное бытие». В последующем «бытие-в-мире» раскрывается, конкретизируется и дополняется другими экзистенциалами. Хайдеггер указывает на то, что окружающий человека мир включает разного рода орудия и вещи, которыми он практически пользуется, а также других людей, с которыми он поддерживает отношения. Все это определяется как «бытие с орудиями» и «бытие с другими».

Названные экзистенциалы образуют то, что Хайдеггер определяет как «модус повседневного бытия», «субъектом» которого выступает некое безличное Man (Man – безличное местоимение), или «как все». Данный способ обыденного существования немецкий философ квалифицирует как «неподлинный», поскольку для него характерны усредненность, нивелирование, обезличивание, растворение в безликой массе и т. д. Хайдеггер рисует убедительную картину неподлинного существования. Он пишет о диктатуре Man, под властью которого «мы наслаждаемся и развлекаемся, как все»; «мы читаем, смотрим и судим о литературе, как все»; мы так же сторонимся «большой толпы», как все ее сторонятся»; «мы возмущаемся тем, чем все возмущаются».

Хайдеггер отмечает, что люди живут по принципу «как все», предпочитают «неподлинное существование», «бегство от самого себя» и несвободу «подлинному существованию», поскольку подлинное существование и свобода требуют слишком большой ответственности.

Значительное внимание немецкий философ уделяет модусам «страх» и «забота», которые занимают промежуточное место между обыденным и подлинным существованием. Страх создает «основное настроение», атмосферу человеческого бытия. Через него открывается существование для себя, поскольку он является индивидуализирующим, раскрывающим возможности как для подлинного, так и неподлинного существования.

«Забота» скорее ориентирована на подлинное бытие, в ней переплетаются мотивы эгоизма и альтруизма. Она также выражает направленность на будущее, выстуая в этом плане как проект и самопроектирование. Забота таит в себе возможности свободного бытия, способствует раскрытию подлинных экзистенциальных возможностей. В ней усиливается противостояние между свободой как условием подлинного бытия и несвободой обыденного существования.

В своем исследовании Хайдеггер отдает безусловный приоритет подлинному существованию. Однако его взгляды на имеющиеся реальные возможности такого бытия полны глубокого пессимизма.

Критика науки

Хайдеггер полагает, что наука не является подлинным мышлением. По его мнению, традиционный разум выродился в рацио, исчисляющее мышле­ние, высшей формой которого стала наука. Однако наука не мыслит. Более того, она вытесняет мышление: «наука приходит, мысль уходит». Наука не является «учреждающим приходом ис­тины». Если же она все-таки достигает раскрытия сущего как такового, она становится философией. Только философия, полагает он, способна дать ответ на фундаментальный вопрос о смысле человеческого бытия.

Искусство как путь к бытию и истине

Привилегированным путем к бытию и истине у Хайдеггера выступает искусство, которое он рассматривает не просто как часть культуры или как одно из проявлений духа. Он также считает, что назначение искусства не исчерпывается доставляемым эстетическим наслаждением, которое оно предполагает. Немецкий философ наделяет искусство более масштабной и фундаментальной ролью. Он рассматривает его с точки зрения вопроса о бытии, его истины и смысла. Искусство является исключительным способом прихода истины к своему бытию.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 780 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...