Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Русский космизм



Русский космизм - это комплекс идей, основанием которых является восприятие мира в его целостности, духовной и материальной коэволюции, гармонии человека и космоса, а также соответствующая система ценностей и целей. Эволюция космистского мировоззрения исторически и гносеологически прошла несколько этапов; ее основными направлениями следует считать ественнонаучное и религиозно-философское.

К естественнонаучному крылу космизма обычно относят К.А. Циолковского, Н.А. Умова, В.И. Вернадского. Общим источником размышлений для них явилась идея о том, что «естественные предложения» природы недостаточны для жизни человечества и следует преображать природу на основе разума, науки. Сам же процесс созидания нового качества носит глобальный эволюционный характер. В.И. Вернадский рассматривал эволюцию биосферы как единство космического, геологического, биогенного и антропогенного процессов. Человечество становится мощной геологической силой. В этих условиях перед ним ставится вопрос о перестройке биосферы в интересах свободно мыслящего человечества как единого целого. Новое состояние, к которому, не замечая того, приближается человечество, охарактеризовано Вернадским как «ноосфера». В ноосфере (сфере разума) природные и социальные законы составляют неразрывное единство. Эволюционный процесс приобретает новое направление - ноокосмогенетическое, и, таким образом, космическая и планетарная реальность становится новым типом целостности.

Идеи макро-эволюции (космической) в современном научном знании взяла на вооружение синергетика, рассматривающая становящуюся систему «человек-космос» с позиций нелинейности, спонтанной организации, бифуркации (гипотетическая «точка» развития, рождающая альтернативные пути дальнейшего изменения), коэволюции (взаимозависимая форма совместного развития систем). Нелинейные представления о процессах развития предполагают иные, чем традиционные, взгляды на причинно-следственные связи, что ведет к проигрыванию более, чем двух сценариев развития глобальных космических событий, и все они в равной степени возможны. При этом на макрокосмической арене возрастает роль антропного фактора, человека и его духовно-нравственной природы, что переводит догадки русской космистской мысли из сферы гипотезы в один из необходимых факторов, учитываемых в современной научной космологии.

Преддверие экспансии в космос и его завоевание с помощью науки и техники породило уникальную в своем роде религиозно-утопическую философию «Общего дела» Н.Ф. Федорова. Речь в ней идет о регуляции природы, выходе за пределы Земли и овладении космосом. «Солнечная система должна быть обращена в хозяйственную силу». Космизация земной жизни является необходимым условием всеобщего воскрешения предков (бессмертия). Воскрешение мыслится Ф. как «общее дело» человечества, ведущее к преодолению всякой вражды - между учеными и неучеными, богатыми и бедными, городом и деревней.

Бессмертие трактуется не только как космичность жизни, но и как следствие всеобщей этичности космоса. Эта своеобразная форма панморализма связана с христианской этикой. Вечная жизнь возможна, и ее достижение интерпретируется Федоровым в терминах активной эсхатологии, суть которой заключается в отрицании фатального конца мира согласно христианской идее свободы. Если человечество соединяется для всеобщего воскресения и вселенской победы над смертью, то оно может избежать конца мира и страшного суда. Социальный утопизм Ф. (дело всеобщего спасения) консервативен: он покоится на идеализации патриархально-родственных отношений, альтернативных «небратскому» состоянию цивилизации и порожденной ею индивидуализированной личности.

Идеи русского космизма восполняют потерю ценностей духовного универсума в экономически, утилитарно и прагматически ориентированном позитивистском мировоззрении, и потому выступают как форма антисциентизма. Философию общего дела следует рассматривать в качестве антипода многим кризисным и противоречивым проявлениям современной техногенной и консьюмеристской цивилизации, в которой базовое стремление к благополучию и комфорту, реализуемое в том числе средствами новейших технологий, по существу деформировало нравственное осмысление смерти. Трагизм смерти общество потребления заменило идеей комфортабельного умирания. Идеал «вечной молодости», лежащий в основе цивилизации консьюмеризма, породил нечто совершенно противоположное учению о «всеобщем воскрешении» Н.Ф. Фёдорова, а именно проект «индивидуального воскрешения» на чисто сциентистской основе.

На примере философии общего дела Н.Ф.Фёдорова мы видим обоснование принципиально нового понимания сущности человека. Человек – это не просто индивид, а представитель всего человеческого рода, «сын человеческий» или «дочь человеческая». Соответственно такому пониманию человека выдвигается принципиально новое понимание нравственности. Основой нравственности здесь становится не соблюдение нравственных норм или некоторых правил нравственного поведения, а служению всему человечеству - общему дела, в качестве которого рассматривается победа над смертью – главным злом. Нравственность здесь перестает быть личным делом, но становится коллективной ответственностью всего человечества и каждого человека за свое будущее и высшей ценностью для всех. В этой вере в безграничные возможности человека заключается конечный смысл философии общего дела.

Контрольные вопросы

1. Почему средневековая русская философия развила глубочайшее «умозрение в красках» (Е.Я. Трубецкой), но не выработала такого же уровня мировоззрение в понятиях?

2. В чем истоки своеобразия русской философии, ее основные понятийные структуры, способы и модели рассуждения, ключевая проблематика?

3. Можно ли утверждать, что для русской философии характерно в целом тяготение к живому, образному слову, публицистичность, особый интерес к исторической и нравственно-этической проблематике, ее тесное переплетение с художественной литературой?

4. Почему изначально философия трактуется русскими книжниками как род богопознания, возвышенного стремления к Софии?

5. Кому принадлежит идея противопоставления благодати закону, погруженному в суету земных страстей и чуждому представлению о высшем благе?

6. Кто из русских философов стремился создать новую национальную идеологию, своеобразно опиравшуюся на идеи гуманизма, научности, образованности?

7. Можно ли утверждать, что антропологизм является фундаментальной чертой русской философии?

8. Кому принадлежит положение о том, что русская философия являет собой философию истории с центральной проблемой осмысления противопоставления «Россия и Запад»?

9. Каков путь России и русского народа в мире, тот ли, что и путь народов Запада, или это совершенно особый путь?

10. В чем значение в постановке философских проблем, которое имела русская литература (Н.В. Гоголь, Достоевский, Л.Н. Толстой и др.)?

11. Что является структурообразующим принципом философии славянофилов?

12. Какой смысл содержится в понятии соборности как всеобщего метафизического принципа бытия?

13. Что несет в себе утверждение в русской философии примата внутренней свободы по отношению к внешней?





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 850 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...