Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Мутазилизм



Представителями первой крупной школы в мусульманской “спекулятивной теологии” (калам), процветавшей в первой половине IX в. были мутазилиты (араб. – отделившиеся, обособившиеся). Мутазилизм возник и получил первоначальное развитие в ходе диспутов мусульман с представителями других верований, прежде всего христианства, а также с появлением в исламе различных религиозно-политических течений. В этих спорах сложилась характерная для всего калама в целом проблематика, включившая вопросы об атрибутах Бога и их соотношения с его сущностью, извечность Корана как слова божьего или его сотворенности во времени, проблему свободы воли и предопределения и т.п.. Мутазилиты считались “отделившимися”, потому что они утверждали, что совершающий смертельный грех отходит от рядов правоверных, но не становится неверующим, т.е. он занимает промежуточное положение между теми и другими.

Деятельность мутазилитов проходила в период активного переводческого движения работ античных мыслителей во второй половине VIII в. Мутазилиты отрицали необходимость слепого следования религиозным авторитетам и традициям. Сомнение они рассматривали как первое условие познания, считая, что “50 сомнений стоят больше одной догмы”. Они считали, что человек кроме пяти чувств обладает еще и шестым – разумом, “светом разума”, на суд которого должны быть отданы все проблемы. Они опирались на силлогизм и аналогию, в основе которых лежали философские, а не религиозные положения. Все трактаты, которые приписывают или относят к мутазилитам, включали в себя 2 главных раздела: о справедливости и единобожии, и поэтому их называли поборниками справедливости и единобожия. Мутазилиты основывали свои взгляды на учениях Демокрита, Эпикура, Эмпедокла и других античных философов.

Историческая заслуга мутазилитов заключалась в том, что они первые пробили брешь в традиционной мусульманской «теологии», строившей свое мировоззрение на слепой вере в каждую букву «священных текстов». После этого «богословы» уже не могли отвечать на все вопросы, касающиеся истины догматов ислама, традиционным «биля кайфа» (не спрашивай «как»). Мутазилизм оказал большое влияние на развитие рационализма в философии и культуре мусульманского Востока.

Фалсафа

Термином фалсафа (араб. - философия) в средневековой мусульманской литературе обозначали античную философию и учения мыслителей, ориентировавшихся на античные модели философствования. Специфика фалсафа состояла в том, что она никогда не стремилась стать служанкой религии. От европейской средневековой философии фалсафа отличалась тем, что в области распространения мусульманской религии не сформировалась и не развивалась схоластика, т. е. философия и религия не были соединены друг с другом так, чтобы стоял вопрос о подчиненности одна другой. Фалсафа развивала светскую культуру, без которой невозможно было бы говорить о культуре многочисленных городов, развитии ремесел и искусств, науки и торговли.

О нерасчлененности светской и религиозной власти в Арабском халифате можно говорить лишь до 945 г., когда багдадские халифы уступили реальную власть светским правителям, султанам, оставив за собой лишь высшие религиозные посты. Можно также сказать, что одним из главных последствий такого разделения власти стало то, что авторитеты религиозного знания – факихи (мусульманские юристы) и улемы (мусульманские “теологи”) - были почти отстранены от прямого участия в государственных делах. Но вместе с тем, они оставались главными идеологами мусульманского общества, строго следившими за чистотой мусульманского мировоззрения. Развитие исполнительной власти потребовало от светских правителей поиска новых помощников и советников, и если главными “чиновниками” стали катибы (секретари), то советниками в основном были философы или научные авторитеты. Поэтому философы в своей деятельности старались изыскивать такие формы и способы изложения, которые бы открыто не противоречили принятым в окружении правителей и общества ценностей и норм. Более того, для легализации философии и естественных наук они часто предпринимали попытки доказать необходимость их культивирования с помощью самой религии. Поэтому, одним из главных в классической арабо-мусульманской философии был вопрос о соотношении философии и религии.

Родоначальником фалсафа считается ал- Кинди (796/801 - 860/879), прозванный “Философом арабов”. В условиях господства мусульманского мировоззрения он сформулировал главные для всей арабо-мусульманской философии вопросы: рационально-аллегорическое толкование “священных текстов”; отождествление Бога с первопричиной; толкование творения как наделение вещей существованием и как разновидности причинно-следственных отношений и, наконец, как процесса эманации; философская интерпретация проблемы бессмертия индивидуальной души.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 1129 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...