Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Конфуцианство – одна из основных школ древнекитайской философии, которая представлена творчеством Конфуция и его учеников.
Конфуций, Кун-цзы (551-479 гг. до н.э) предложил в качестве основы успешной эволюции принцип постоянного самосовершенствования – человека, общества, государства, а также приоритет этических норм для достижения стабильности и упорядоченной гармонии. Методика и механизм совершенствования – тщательное соблюдение этических и ритуальных норм с ориентацией на общепризнанную мудрость древних.
Конфуций выдвинул на передний план категорию «Дао», т.е. великого истинного пути, мудрого и справедливого порядка, нормы правильного поведения. «Кто утром познал Дао, может вечером умереть без сожаления»; «Если в Поднебесной царит Дао – старайтесь быть на виду, если нет — скройтесь», — сказано в трактате Конфуция «Лунь-юй».
Именно «Дао» Конфуций превратил в этический критерий всего должного.
Благо Человека – наивысшая цель и ценность в доктрине Конфуция. Понятие «благородного человека» («цзюнь-цзы») у Конфуция стало идеалом высших добродетелей. Этот человек-бессеребреник, думающий и заботящийся не о себе, а о других. Он преисполнен чувства гуманности («жэнь»), долга и справедливости («и»), высоко ценит ритуальный церемониал («ли»), готов постоянно учиться и самосовершенствоваться, дабы освоить все необходимые знания и применить их для пользы общества и создания государства высшей гармонии и разумного порядка.
Социальный порядок Учителю виделся в том, что в государстве, как и в семье, старшие должны управлять, младшие подчиняться и быть объектом заботы. Конфуций говорил, что «семья – это маленькое государство», а «государство – это большая семья». И в том, и в другом случае главой семьи должен быть «отец»: старший мужчина в семье и император в государстве. Все должны знать свое место и выполнять положенные им функции – только тогда и будет достигнут высший порядок, а вместе с ним и желанная социальная гармония «хэ», которая стала одной из центральных категорий конфуцианства.
В трактате Конфуция «Лунь-юй» много говорится о том, как нужно управлять, в чем состоит искусство правителя, о том, что следует всегда поступать справедливо, не спешить с решением сложных вопросов, уметь слушать других, вникать в суть дела, не разбрасываться на мелочи, избегать рискованных шагов и опасных поступков.
Одним из важнейших принципов управления государством, по Конфуцию, является принцип «исправления имен», принцип управления государством и организации общества. Суть этого принципа сводится к тому, чтобы форма всегда соответствовала содержанию. Конфуций говорил, что если название не соответствует сущности, то и «словам неблагополучно», если «словам неблагополучно», то и дела не будут ладиться, поэтому «совершенный» человек, вводя названия, должен произносить их «правильно», а то, что произносит, непременно осуществлять.
Конфуций считал очень важным, чтобы правители не только поддерживали постоянные контакты с народом, но и добивались такого положения, при котором народ поверил бы в искренность провозглашенной правителем политики. Если народ перестанет верить правителям, то государству не устоять, считал Конфуций.
Следует всегда привлекать к управлению мудрых и способных, которые обязаны нелицеприятно возражать правителю в случае необходимости и никогда не обманывать его успокаивающими заверениями.
Во взаимоотношениях между людьми должны господствовать ритуально-церемониальные нормы «ли», ибо «без «ли» почтительность превращается в утомительность, осторожность становится трусостью, смелость – смутой, а прямота – грубостью», – полагал Учитель. «Ли» – важнейший организующий, дисциплинирующий и соединяющий людей импульс. Овладевший им сможет управлять Поднебесной «так же легко, как показать ладонь».
«Путь золотой середины» – методология реформизма Конфуция и одно из основных звеньев его идеологии.
«Чрезмерность так же плоха, как и отставание», – говорил Конфуций.
Исходя из идеи «идти посередине», Конфуций выступал против всего, что можно было бы назвать экстремизмом или крайностью.
Перечисляя требования, предъявляемые к правителю, Конфуций указывал, что он должен быть «величественным, но не заносчивым; строгим но не жестоким». В этой оценке Конфуция убедительно проявляется идея о «золотой середине», не допускающая ни чрезмерности, ни отсталости.
Беспринципные компромиссы и соглашательство, стремление спокойно прожить, никого не обижая, желание снискать благосклонность во имя собственных интересов, смешение добра и зла Конфуций называл «лицемерием» и считал, что «лицемерие – враг добродетели».
Развивая идею социальной гармонии «хэ», Учитель выдвинул идеал «сяо» – сыновней почтительности, лежавшей в основе возвеличенного им культа предков. «Служить родителям по правилам «ли» при их жизни, похоронить их по правилам «ли» после смерти и приносить им жертвы по правилам «ли» – вот концентрированное изложение «сяо». Культ предков и «сяо» упорядочивал социальные отношения людей на низовом массовом уровне.
В Китае со времен Конфуция способность человека к учебе и самосовершенствованию рассматривается главным критерием цивилизованности и нравственной самооценки. Именно образование и знание культуры помогли китайцу стать «совершенным мужем», что открывало широкие возможности для чиновничьей карьеры, поэтому, по мнению мудреца, при стремлении людей к образованию недопустимо проводить какую-либо дифференциацию. Провозгласив принцип равных возможностей в образовании, Конфуций теоретически открыл доступ к чиновничьим постам любому китайцу.
Конфуцианская традиция определила менталитет, образ жизни и систему ценностей в Китае, что сильно ощущается и в этой стране, и в ряде других стран современного Дальнего Востока вплоть до наших дней.
Конфуцианство помогает разработать социальные технологии, которые сглаживают современные конфликты и противоречия страны.
В Китае, Японии и в т.н. «четырех малых драконах» – Сингапуре, Тайване, Гонконге и Южной Корее – неизменными остаются традиционные конфуцианские ценности: культ знаний и забота о престарелых и инвалидах. В этих странах на базе специфических восточных обычаев и моральных установок с древних времен стремились облегчить участь стариков, инвалидов и других «отчужденных» от общества лиц. Следуя идее «человеческого достоинства и равенства», эти страны, по мнению их лидеров, реализуют демократические права и свободы.
В странах «конфуцианского ареала» большую роль в формировании «конфуцианского капитализма» сыграло воспитание подрастающего поколения на канонах Конфуция. Именно идеи конфуцианства помогли преодолеть возникшие в связи с переходом стран в постиндустриальное общество социально-нравственные проблемы: превращение человека в придаток экономического механизма, преступность, загрязнение окружающей среды и другие социальные беды.
Разрабатывая концепцию строительства «социализма с китайской спецификой» лидер страны Дэн Сяопин в конце XX в. использовал метафоры Конфуция для того, чтобы найти кратчайший путь к сердцам китайцев, менталитет которых формировался под влиянием конфуцианской культуры.
Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 2549 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!