Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Общие характеристики философских школ Древней Индии



Философские школы были тесно связаны с жизнью сельских и городских общин, а также со структурой государственной власти. Школы постоянно боролись за «пространство интеллектуального внимания» и конкурировали между собой. Все это отразилось в особом диалогическом и полемическом характере древнеиндийского философствования.

Задачи философских школ. Внешнюю часть деятельности философских школ составляло привлечение новых последователей. Древнеиндийские правители организовывали публичные дискуссии между представителями различных школ. Победа в интеллектуальных состязаниях обеспечивала школе покровительство властей. В политической традиции Востока рядом с фигурой правителя стоит фигура мудреца или учителя.

Традиции обучения включали сакральные аспекты, которые становились понятными только для посвященных. Поэтому внешняя открытость и коллективное обучение на первых этапах сочетались со строго индивидуальным характером его завершающих ступеней. Содержание философской доктрины школы оказывалось многозначным. Авторитет учителя позволял ставить перед учеником проблемные вопросы. Однако ответы ученик должен был получить сам в индивидуальном опыте и медитативной практике.

Мировоззренческие позиции философских школ.Несмотря на общие характерные черты в философских школах наблюдались и принципиальные различия. Они выражались понятием даршана, что переводится как «мировоззренческая позиция». Часть философских школ принимала основные принципы, сформулированные в священных текстах «ведийского корпуса» и тесно связанные с религиозной традицией брахманизма. Они оформились в шесть классических школ Санхья, Йога, Вайщещика, Ньяя, Миманса, Веданта, объединенных понятием астика.

Наиболее близки к брахманизму оказались философские концепции Мимансы и Веданты, которые представлены двумя типами комментариев к текстам «ведийского корпуса». На их основании развивались все отрасли древнеиндийского права. Философская доктрина Вайщещики и Ньяйи состояла в разделении психофизического единства мира на атомистическую структуру существования и логическую структуру познания. Практика аргументации, разработанная этими философскими школами, получила широкое распространение в различных областях культуры всего азиатского региона.

Часть философских школ, обозначаемых как настика, отрицала авторитет «ведийского корпуса» и выдвигала собственные мировоззренческие основания. Наиболее влиятельными из них признаны Буддизм, Джайнизм и Локаята. Положения локаяты о материальных причинах любых явлений стали популярны как в индийском обществе, так и во всем азиатском регионе. Это способствовало развитию практически ориентированного познания, что нашло отражение в разветвленной структуре древнеиндийской науки. Особая философская концепция и мистическая практика была присуща джайнизму, утверждавшему возможность выхода человека из цепи перерождений. Такая возможность реализовывалась в особой системе познания и аскетической практике.

Наиболее ярко сходство и различие мировоззренческих позиций проявляется в наиболее влиятельных древнеиндийских философских традициях буддизма и йоги. Они стали основаниями многочисленных философских школ, которые разработали теорию и практику «освобождения» человека от иллюзий внешнего мира. С этой целью буддизм и йога использовали схожие системы физических упражнений и медитативных практик. Однако в современном мире бо́́́льший интерес проявляется к философии буддизма, тогда как йога воспринимается как практика физических упражнений.





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 997 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...