Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Милетская школа



Милетская школа — первая научная и философская школа в европейской цивилизации. Возникла она в VI в. до н.э. в г. Милете, в Йонии (западное побережье полуострова Малая Азия) на основе зарождающегося эмпирического и теоретического знания. Милетские философы пытались дать це­лостную картину мира в то время, когда многие частности и детали оставались неизвестными. Отсюда материализм первых греческих философов носил стихийный характер, а попытки рас­сматривать окружающий мир в непрерывном движении и изме­нении привели их к наивным представлениям о диалектике.

Мир объясняется, исходя из него самого, на основе материаль­ных начал, без участия в его создании сверхприродных сил. Милетцы были гилозоистами (от греч. hyle - душа и zoe - вещество — философская позиция, в соответствии с которой любое материальное тело обладает душой), т.е. говорили об одушевленности материи, считая, что все вещи движутся по причине наличия в них души. Они были также пантеистами (греч. pan — все и theos — Бог — философское учение, в со­ответствии с которым «Бог» и «природа» отождествляются) и пытались выявить природное содержание богов, понимая под этим фактически природные силы. В человеке милетцы усмат­ривали, прежде всего, не биологическую, а физическую природу, выводя его из воды, воздуха, апейрона.

Милетцы стали родоначальниками на­туралистической фазы развития античной философии, а наиболее яркими представителями этой школы являются: Фалес, Анаксимандр и Анаксимен.

Фалес (ок. 625 — 545 гг. до н.э.), которого уже в античности часто относили к числу «семи мудрецов», оставил глубокий след в истории философии. Он впервые поставил вопрос: «Что есть все?», и сам же на него ответил – все сущее про­исходит из воды. Океан — кольцевая река, окружающая Землю, а сама Земля подобно дереву плавает в воде. По Фалесу, вода является основой мира потому, что, как показывает наблюдение, все рождается из семени, а семя влажное. «У влажных вещей началом их природы является вода».

Фалес отличал душу от тела и считал ее материаль­ной. Душа — движущее начало всех явлений природы. Все об­ладает душой, например, магнит обладает душой, так как он притягивает железо. Мир населен богами, в нем «полно богов», т.е. душ, которые являются источниками движения вещей, дей­ствующими силами мира.

В ­познании, по его мнению, все надо сводить к одной-единственной основе — чувственной видимости. Такая позиция в философии именуется сенсуализмом (от лат sensus – чувство, ощущение).

Фалес был первым греческим математиком. Он доказал ряд теорем геометрии, а в 585 г. до н.э. предсказал солнечное затмение.

Известны высказывания Фалеса и в этике, например, «не кра­суйся наружностью, а будь прекрасен делами», «учи и учись лучшему». «Ищи что-нибудь одно мудрое, — советовал он, — выбирай что-нибудь одно доброе, так ты уймешь пустословие болтливых людей...»[11]. Ему также приписывают знаменитую фразу «познай самого себя».

Анаксимандр (ок. 611—545 гг. до н.э.) для обозначения первоначала всего су­щего ввел понятие апейрон — вещественное начало, лишенное границ, то есть без всяких качественных ха­рактеристик и количественно бесконечное. Апейрон и основа всего сущего, и он же «всем управляет»; поэтому Анаксимандр назвал его «божественным».

Апейрон превращается в различные зем­ные стихии (земля, вода, воздух, огонь), а те переходят друг в друга. «Из чего возникают вещи, в то же самое они и разреша­ются, согласно необходимости. Ибо они за свою нечестивость несут наказание и получают возмездие друг от друга в установ­ленное время»[12].

Анаксимандр полагал, что природа, мир существуют объек­тивно, а не созданы кем-то. В процессе выпаривания солнцем влаги возникли живые существа. Живое зародилось из ила под воздействием солнечных лучей и пребывает в постоянной эволю­ции. Человек, как и животные, произошел от рыб.

Анаксимандр ввел в греческую жизненную практику солнеч­ные часы. Он создал также географическую карту Земли, в ко­торой изображены Европа и Азия.

Анакси­мен (ок. 560 — 480 гг. до н.э.) началом всего сущего считал воз­дух. Все многообразие стихий Анаксимен объясняет степенью сгущения воздуха. Так, огонь — это разряженный воздух. Сгущаясь, воздух ста­новится первоначально водой, затем, при дальнейшем сгущении, землей и, наконец, камнем.

Душа также состоит из воздуха. «Подобно тому, — говорит он, — как душа наша, будучи воздухом, сдерживает нас, так дыхание и воздух объемлют весь мир». Воздух обладает свойст­вом бесконечности. Его сгущение Анаксимен связывал с охлаж­дением, а разрежение — с нагреванием. Являясь источником и души, и тела, и всего космоса, воздух первичен даже по отно­шению к богам. «Не богами создан воздух, а они сами из воз­духа, — утверждал Анаксимен, —...совсем как наша душа, воз­дух поддерживает все и управляет всем».





Дата публикования: 2014-10-25; Прочитано: 698 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...