Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Глава первая. Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловно труднее всего



АРИСТОТЕЛЬ. О ДУШЕ

АРИСТОТЕЛЬ Сочинения в четырех тт. т.1. – М.: Мысль, 1975.

Признавая познание делом прекрасным и достой­ным, но ставя одно знание выше другого либо по сте­пени совершенства, либо потому, что оно знание о бо­лее возвышенном и удивительном, было бы правильно но той и другой причине отвести исследованию о душе одно из первых мест. Думается, что познание души много способствует познанию всякой истины, особенно же познанию природы. Ведь душа есть как бы начало[1] живых существ. Так вот, мы хотим исследовать и по­знать ее природу и сущность, затем ее проявления, из которых одни, надо полагать, составляют ее собствен­ные состояния, другие же присущи — через посредство души — и живым существам[2].

Добиться о душе чего-нибудь достоверного во всех отношениях и безусловно труднее всего. Поскольку искомое обще многим другим [знаниям] — я имею в виду вопрос о сущности и о сути вещи (totiesti)[3], — можно было бы, пожалуй, предположить, что есть ка­кой-то один путь познания всего того, сущность чего мы хотим познать, так же как есть один способ пока­зать привходящие свойства вещи, так что следовало бы рассмотреть этот путь познания. Если же нет какого-то одного и общего пути познания сути вещи, то стано­вится труднее вести исследование: ведь нужно будет найти для каждого предмета какой-то особый способ. И даже когда станет ясно, что этот способ есть доказа­тельство, деление[4] или какой-нибудь другой путь познания, остается еще много затруднений и возможных ошибок; надо подумать о том, из чего исходить: ведь для разного начала различны, например для чисел и плоскостей. {371}

Быть может, прежде всего необходимо определить, какому роду [сущего] относится душа и что она такое; я имею в виду, есть ли она определенное нечто tode ti)[5], т. е. сущность, или же качество, или количество, или какой-нибудь другой из различенных нами родов сущего (kategoriai); далее, относится ли она тому, что существует в возможности, или, скорее, есть некоторая энтелехия: ведь это имеет немаловажное значение.

Следует также выяснить, состоит ли душа из частей ли нет и однородны ли все души или нет. И если неоднородны, то отличаются ли они друг от друга по виду ли по роду. Это нужно выяснить потому (nyn), что те, то говорит о душе и исследует ее, рассматривают, по-видимому, лишь человеческую душу[6]. Не должно ускользать от нас и то, одно ли определение души, как, например, определение живого существа одно, или душа каждого рода имеет особое определение, как, например, душа лошади, собаки, человека, бога (живое же существо как общее есть либо ничто, либо нечто последующее[7]. Подобным же образом обстоит дело и со всякой другой высказываемой общностью). Далее, если имеется не множество душ, а только части души, а возникает вопрос: нужно ли сначала исследовать всю душу или ее части? Трудно также относительно частей определить, какие из них различаются между собой по природе и нужно ли сначала исследовать части или же виды их деятельности (например, мышление или ум, ощущение или способность ощущения). И точно так же относительно других способностей уши. Если же нужно сначала исследовать виды ее деятельности, то опять-таки можно было бы поставить вопрос, не следует ли сначала рассмотреть то, что им противолежит, например: ощущаемое прежде способности ощущения, мыслимое — прежде мыслительной способности. По-видимому, полезно не только знать суть вещи для исследования причин привходящих свойств сущностей, как, например, в математике: что такое прямое, кривое, что такое линия и плоскость для выяснения того, скольким прямым равны углы треугольника, но и обратное: знание привходящих свойств вещи весьма много способствует познанию ее сути. В самом деле, когда мы благодаря нашей способности представления в состоянии [мысленно] воспроизвести привходящие {372} свойства вещи, все или большинство, мы можем самым надлежащим образом говорить также о сущно­сти. Ведь начало всякого доказательства — это [уста­новление] сути вещи. Таким образом, ясно, что можно было бы назвать диалектическими[8] и пустыми все те определения, при помощи которых не только нельзя объяснить привходящие свойства, но даже нелегко со­ставить предположения о них.

Вызывает затруднение и [изучение] состояний души: все ли они принадлежат также и тому, что обла­дает ею, или есть среди них нечто присущее лишь са­мой душе. Это, конечно, необходимо выяснить, хотя и не легко. В большинстве случаев, очевидно, душа ни­чего не испытывает без тела и не действует без него, например: при гневе, отваге, желании, вообще при ощущениях. Но больше всего, по-видимому, присуще одной только душе мышление. Если мышление есть некая деятельность представления или не может проис­ходить без представления, то и мышление не может быть без тела. Если же имеется какая-нибудь деятель­ность или состояние, свойственные одной лишь душе, то она могла бы существовать отдельно от тела. А если нет ничего присущего лишь ей одной, то, значит, она не может существовать отдельно, а с ней дело обстоит так же, как с прямой линией, которая, поскольку она пря­мая, имеет много привходящего, например то, что она может касаться медного шара лишь в одной точке; однако прямая линия будет касаться его не как от­дельно существующая: ведь она неотделима от тела, поскольку она всегда существует вместе с тем или иным телом. По-видимому, все состояния души свя­заны с телом: негодование, кротость, страх, сострада­ние, отвага, а также радость, любовь и отвращение; вместе с этими состояниями души испытывает нечто и тело. Иногда бывает так, что человека постигает боль­шое и очевидное горе, а он не испытывает ни возбуж­дения, ни страха; иногда же маловажные и незначи­тельные поводы вызывают волнение, а именно когда тело приходит в возбуждение и оказывается в таком состоянии, как при гневе. Это еще более очевидно в тех случаях, когда не происходит ничего такого, что должно было бы возбудить страх, и тем не менее приходят в состояние человека, испытывающего страх. Если дело обстоит так, то ясно, что состояния души имеют свою {373} основу в материи (logoi enyloi). Поэтому их определе­ния должны быть именно такого рода, например: гнев — это некоторое движение такого-то тела (или его части, или его способности), вызванное тем-то ради того-то. Вот почему изучение всей души или такого рода состояний ее есть дело рассуждающего о природе. Однако рассуждающий о природе и диалектик по-раз­ному определили бы каждое из этих состояний души, например, что такое гнев. А именно: диалектик опреде­лил бы гнев как стремление отомстить за оскорбление или что-нибудь в этом роде; рассуждающий же о при­роде — как кипение крови или жара около сердца. Последний приводит в объяснение материю, первый — форму и сущность, выраженную в определении (logos). Ведь сущность вещи, выраженная в определении, есть ее форма, и если вещь имеется, то форма необходимо должна находиться в определенной материи; например, сущность дома, выраженная в определении, такова: дом есть укрытие, защищающее от разрушительных дейст­вий ветров, дождей и жары; другой же скажет, что дом состоит из камней, кирпичей и бревен, а третий будет говорить о форме в них, имеющей такие-то цели. Итак, кто из них есть рассуждающий о природе? Тот ли, кто касается лишь материи, не обращая внимания на выраженную в определении сущность, или тот, кто ка­сается только ее? Или же скорее тот, кто исходит из того и другого? Но кто же такой в таком случае каж­дый из первых двух? Разве есть такой, кто изучал бы состояния материи, не отделимые от нее, и не рассмат­ривал бы их как отделимые? Рассуждающий же о при­роде изучает все виды деятельности и состояния такого-то тела и такой-то материи. А то, что не таково, изучает другой, при случае — сведущий в искусстве, например строитель или врачеватель; свойства же, ко­торые хотя и неотделимы от тела, но, поскольку они не состояния определенного тела и берутся отвлеченно от тела, изучает математик; отделенное же от всего телесного как таковое изучает тот, кто занимается пер­вой философией.

Но нужно вернуться к исходной точке нашего рас­суждения. Мы сказали, что состояния души неотделимы от природной материи живых существ так, как неотде­лимы от тела отвага и страх, а не в том смысле, в ка­ком неотделимы от тел линия и плоскость[9]. {374}





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 376 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...