Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Функции элиты в обществе. Тенденции развития элит



Элиты выполняют в обществе ряд важнейших функций, что предопределяет возможность, достаточность и неизбежность их существования и функционирования. Элита должна быть социальным и властным лидером. Выполнение элитных функций свидетельствуют о социальной ответственности элиты и о том, что внутри элиты достигнут консенсус по поводу основных ориентиров общественного развития и своего места внутри него. Элита ставит перед обществом стратегические цели; формирует образцы социального поведения, стандарты духовной жизни, коды деятельности социума; формирует матрицы социальной мотивации, проявляющиеся в деятельности и воспроизводящиеся на протяжении многих поколений; создает утопический идеал, ради достижения которого производится мобилизация ресурсов общества; формирует политический режим, с помощью которого согласуются социальные интересы элиты и масс.

Задача элиты заключается в том, чтобы сохранить целостность общества, гарантировать его идентичность, обеспечить развитие общества, а стало быть и свое собственное существование. Элита, неспособная выполнить эти условия, обречена на поражение и уход с исторической сцены. При этом поражение элиты как социального актора не означает распад общества, оно лишь приводит к власти новую элиту. Сохранение целостности и идентичности общества являются базовыми условиями для существования национальной элиты, поскольку в ином случае речь должна идти либо о расколотой элите, либо уже не национальной.

Это, так сказать, универсальные функции элиты, которые объединяют ее с любой властвующей группой в любом обществе. Это – общее основание деятельности элиты как социальной и властной группы в обществе. Но есть и принципиальные отличия элиты от властвующих групп в обществе, связанные со спецификой индустриального общества. Э.Тоффлер эту мысль сформулировал так: «…возникла новая административная элита, власть которой опиралась теперь уже не на собственность, а на управление интеграционным процессом…Как в социалистических, так и в капиталистических странах, в сущности, к власти пришли интеграторы». В индустриальном обществе возникла интегрированная социальная система со своими технологиями, со своими собственными социальными институтами и информационными каналами. Э.Тоффлер говорит о существовании суперэлит, элитах-интеграторах, которые объединяют специализированные элиты. Несложно заметить, что в буржуазных и «социалистических» странах в рамках ХХ века можно увидеть сходные по своей сути явления. Если в СССР существовала суперэлита в форме КПСС, которая выполняла административными мерами функции интеграции системы, то и в буржуазном обществе существовали аналогичные явления. Достаточно вспомнить миллсовскую «властвующую элиту» США. По сути, Миллс описал рыночную модель индустриальной суперэлиты, которая действовала в конечном счете так же, как и КПСС − она интегрировала систему, используя технологии индустриального общества.

Индустриальное общество усложняется, интегрирующие функции отделяются от отношений происхождения, собственности и даже управления, хотя они ближе всего к управленческим функциям. Управленческие функции существуют в любом обществе, но в индустриальном обществе они впервые приобретают качество критически важных для существования общества как такового. В традиционном обществе кризис управленческих функций угрожает существованием и власти именно данной властвующей группе, но не обществу как таковому. Оно может существовать при другой властвующей группе, поскольку аграрное производство в малой степени зависит от качества выполнения управленческих функций властвующей верхушкой. В индустриальном обществе низкое качество выполнения управленческих функций – и шире – интегрирующих функций грозит крахом социума в буквальном смысле слова.

По мере усложнения индустриального и постиндустриального производства с неизбежностью возникают повышенные требования к качеству знаний, квалификации, специализации умений и др. Данные тенденции находят свое выражение в усложнении социальной структуры, в появлении групп людей, от которых в критической степени зависит управление различными сферами общества, реализация власти, управление отношениями собственности и др.

В условиях индустриального общества действует тенденция, открытая К.Манхеймом. Он писал о разрастании «элитарных групп», которое приводит к тому, что «в демократическом массовом обществе уже ни одна из этих групп не может настолько утвердиться, чтобы накладывать свой отпечаток на все общество». Это обстоятельство приводит к появлению у элиты своей внутренней структуры, которая становится все более сложной по мере развития индустриального общества. В ней выделяются свои страты, группы, фракции и др., между которыми могут существовать различные взаимоотношения, в том числе борьбы и конфронтации, господства и соподчинения, взаимодействия и сосуществования и др.

Фактически, происходит то, что можно назвать омассовлением элиты. Элиты становятся массовым слоем, их численность, разнообразие, сложность структуры увеличиваются. Проблема заключается не только в «грузе решений», как писал об этом Э.Тоффлер. Она связана с новыми тенденциями всего мирового сообщества. Процесс омассовления элит связан с усложнением производства, увеличением его наукоемкости и связанным с данными обстоятельствами усложнением общества. Увеличение роли информации в жизни общества приводит к перераспределению, диффузии и смещению центров власти.

Фрагментация общества, дробление индустриальных масс на отдельные группы, усложнение общественной жизни в целом – естественная основа для расширения элиты и ее омассовления. Диверсификация производства выступает как составной элемент диверсификации элит.

Процессы глобализации также влияют на омассовление элит. Они имеют своим следствием образование наднациональных элит (элиты транснациональных корпораций, банков, органов управления международных организаций и др.): «…Элиты космополитичны, народы локальны» (М.Кастельс).

Омассовление элит сопровождается «элитизацией масс», т.е. возвышением все большей их части в состав специализированных элит, деятельность которых становится критически важной для функционирования общества или отдельных его систем и подсистем.

Элиты в условиях глобализации теряют привычную для них структуру, изменяются внутренне и внешне. Фактически можно говорить о том, что элиты в привычном, индустриальном смысле слова исчезают, появляются новые сетевые образования. Привычные индустриальные иерархии уступают место сетевым структурам, собственно широким социальным сетям, которые приходят в общественную жизнь. Иерархии становятся тормозом для извлечения прибыли, повышения эффективности общественного механизма, усиления социального господства. Социальная иерархия индустриального общества, напоминающая островерхую пирамиду, меняет очертания, «уплощается», поскольку центры иерархий распространяются по всему миру в зависимости от «пространства потоков».

Главная основа элит − индустриальные технологии − уступают место информационным технологиям, которые преобразуют структуру общества, в том числе и социально-политическую. Первыми принимают на себя удар информационного общества сами элиты. Они идут вслед за технологиями, захватывая ключевую сферы жизни − информационную. Как и информация, главное средство производство новой эпохи, они начинают терять свою былую определенность, структуру, иерархию.

Трансформируются и национальные элиты, которые были реальной основой элит в целом. Расширение национального статуса элит, переход их в «интернациональное» состояние означает, что рушится одна из главных основ элит индустриального общества − национальное государство. Без национального государства невозможно построить «нормальные» элит-массовые отношения, вокруг которых происходит консолидация общества и ради которых элита исполняет свои общественные функции.

Это дает основание для предположения, что историческое время существования элит завершается, в информационном обществе социальными и политическими господствующими силами будут другие образования, контуры которых пока только обозначены общемировыми процессами, но нет достаточных оснований утверждать, что можно сколько-нибудь уверенно прогнозировать конфигурацию, способы властвования, механизмы социального и политического господства. Уверенно можно говорить, что это будет делаться иначе, чем сейчас. Старые индустриальные технологии власти, основанные на власти элит, еще длительное время сохранятся, постепенно перемещаясь на мировые индустриальные окраины с авансцены общечеловеческого развития.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1962 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...