Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Элиты во властных группах общества



С момента возникновения человеческого общества во главе его стояли властные группы, т.е. те социальные группы, которые от имени общества придавали ему упорядоченность, иерархию, организацию. На первобытной стадии развития (родовая и соседская община) во главе обществ была родовая знать (старейшины, вожди, волхвы), между которой происходило своеобразное «разделение труда». Старейшины руководили повседневной жизнью общества, вожди возглавляли походы отрядов мужчин за добычей или во время войн, волхвы выполняли функции общения с богами, регулируя духовную и повседневную жизнь рода (племени).

С возникновением общества, основанном на регулярном производстве материальных благ, появлением частной собственности, социальной дифференциации, государства, монорелигий характер властных групп изменился. В их распоряжении оказалось государство, с помощью которого они осуществляли свою власть и господство над населением. С того времени известны три типа властных групп, характеризующих различные стадии развития общества, соответственно аграрное, индустриальное, постиндустриальное (или информационное, сетевое и др.). Для каждой из исторических эпох существования властных групп была характерна своя специфика.

Хронологически выделить эпохи существования типов властных групп достаточно сложно, можно вести речь лишь об их примерных границах. Эпоха существования аристократии характерна для аграрного общества, переход от аристократии к элитам стал происходить при становлении индустриального общества, возникновение условий для правления нетократии возникает с переходом к информационному обществу. Поэтому для каждого региона мира, отдельных групп стран, отдельных стран этапы смены типов властных групп различны. Однако очевидно, что аристократия как властная группа общества существовала наиболее длительный период времени (эпохи рабовладения, феодализма, азиатского способа производства). Элиты в Западной Европе начинают возникать вместе со становлением буржуазии как класса и на его основе, окончательное становление элит происходит в период промышленного переворота (конец XVIII – XIX вв.). В России становление элиты общества (властной группы буржуазного общества) происходит в результате реформ Александра II. Если до его реформ происходило «встраивание» российской дворянской аристократии в медленно становящееся индустриальное общество, то теперь возникает социальная элита как лидер господствующего класса (буржуазии), которая ведет борьбу за власть среди других властных групп общества, оттесняя аристократию.

Переход к правлению нетократии как властной группы общества начинается на волне экономического и финансового кризиса 1970-х гг., означавшего также кризис мировой индустриальной цивилизации. Этот кризис свидетельствовал о достижении естественных границ в развитии индустриального общества и невозможности реализации прежней модели существования. Глобализация как всемирный процесс окончательно поставила национальные элиты в положение подчиненных групп, т.н. «мировые элиты», а точнее – мировая нетократия стала новой правящей группой в обществе.

В чем различия правящих групп цивилизованного (т.е. основанного на государстве, частной собственности, социальной дифференциации) общества? Самое главное различие заключается в технологической основе власти и форм правления – в доминирующем типе производства. Аграрное производство, основой которого является сельское хозяйство (хотя может существовать и ремесло, торговля, строительство, мануфактурное производство), создают технологические основы для господства аристократии. Индустриальное производство, основой которого является промышленность (хотя одновременно существует и сельское хозяйство, торговля, строительство, производство знаний и информации и др.), создает технологические основы власти элиты. Информационное производство, основой которого является производство, распределение, потребление информации и средств ее создания, передачи, хранения, контроль над потоками информации, создают основы власти нетократии.

Каждой из властных групп противостоит специфическая исторически определенная общность людей. Для аграрного общества это общинное крестьянство, с одной стороны, раздробленное по отдельным хозяйствам, с другой стороны, организованное в крестьянские общины, помогающие крестьянству выживать. Крестьянство неорганизованно, распылено, замкнуто в сельские корпорации производителей, ведет натуральное (как правило) хозяйство, не нуждаясь в связи с другими крестьянами, территориями страны, государствами. И территориально, и технологически крестьянство консервативная группа населения. Они крайне не мобильны, с трудом воспринимают производственные и технологические новшества.

Для индустриального общества такой общностью людей являются индустриальные массы (или, более кратко, массы) рабочих и специалистов. Иногда индустриальное общество называют массовым. Массы объединены в крупные производственные коллективы, ведут однотипный образ жизни, организованы и дисциплинированы индустриальным производством. Однако индустриальное производство ставит работников в отношения конкуренции, разобщает их, атомизирует их социальное существование, превращая их в совокупность элементов массового производства. Крестьянство в индустриальном обществе существует, но уже как элемент индустриального производства (фермерство) или как встроенный элемент в индустриальное общество (аграрные страны, обслуживающие потребности индустриального общества).

Для информационного общества социальной общностью, противостоящей нетократии, являются информарии – участники информационного производства, не занимающие властных позиций (производители соответствующих технологий, программ, оборудования, информации). Их положение противоречиво. С одной стороны, они объединены во временные коллективы (проекты), создающие информацию или средства ее производства, хранения, передачи, контроля, что создает определенные взаимосвязи между людьми в процессе производства. С другой стороны, эти коллективы (проекты) существуют как локальные, ограниченные во времени процессы, за рамками которых никакого взаимодействия не существует. Наконец, каждый информарий является членом множества сетей, причем для каждого информария комбинация сетей является, как правило, уникальной, что превращает каждого из них в обособленного частичного индивида, противостоящего всей совокупности сетей нетократии.

Общей основой господства властных групп в обществе является насилие в различных формах. Однако открытое насилие, выступающее как вооруженное подавление и принуждение населения, проявляется сравнительно редко. Гораздо чаще насилие проявляет себя как угроза насилия или как латентное насилие, проявляющее себя в микрособытиях истории. Латентное насилие, проявляющее себя в рутинах, повседневных практиках, не выглядит как открытое насилие, но значительно отличается от ненасильственного поведения по отношению к представителям своего круга. Оно подчеркивает, обозначает, символизирует особое отношение властных групп к низам общества.

Различаются властные группы и по способам господства в обществе. Для аграрного общества основными способами господства являются традиция и религия, поэтому аграрное общество еще называют традиционным обществом. Традиция выступает как главный регулятор социальных отношений и для аристократии, и для крестьянства. Традиции как опривыченные формы поведения заставляют крестьян подчиняться аристократии и дворянству, поскольку нарушение традиции приводит к более серьезным издержкам для крестьянства. Аристократия выполняет целый ряд функций, необходимых для существования крестьянского мира (административные, судебные, представительские, охранные и др.).

В индустриальном обществе в качестве главного средства господства выступают право, идеология, средства массовых коммуникаций, политическая деятельность. Право как воля господствующей социальной силы, выраженная в правовой форме конституций, законов, правил, приказов, создает у масс иллюзию рациональности и целесообразности общественного порядка, который выгоднее соблюдать всем. Идеология приходит на смену вере как специфическая форма ложного сознания, объединяющая массы для достижения утопических целей. Элита, управляя постановкой целей массовых движений, сохраняет свою власть. Средства массовых коммуникаций (СМИ, средства сообщений, включая транспорт, почта, производство и распространение печатной продукции и др.) – средства массовых сообщений между большими группами людей – позволяют элите контролировать сознание людей, распространение идей, знаний, образов, потребностей. Наконец, политическая деятельность как деятельность, направленная на завоевание и удержание власти, является способом организации и структурирования масс, а затем – подчинения их воле элиты через политические структуры.

Данные средства господства так же, как и сами массы, появляются именно в индустриальном обществе, благодаря развитию массового производства, создающего условия для стандартизации жизни миллионов людей. Но индустриальное производство создает предпосылки для организации, структурирования людей наиболее удобным способом с целью обеспечения власти элитой.

В информационном обществе главным средством господства нетократии выступают сетевые структуры, которые опутывают все общество, включая каждого человека в свои взаимодействия. Человек, становясь элементом многочисленных сетевых структур, оказывается во власти многих сетевых иерархий. Сетевые иерархии возникают в отдельных узлах сетей, в которых сходятся привычные иерархические структуры (общественные и политические партии и движения, системы потребления, системы статусов и ролей, сети влияний и др.). Нетократия образует самостоятельную сеть, в которой каждый узел – это вершина иерархий индустриального общества, встроенных в сетевое общество. В каждой сетевой структуре индивидуум присутствует частично, в соответствии с видом потребностей, удовлетворяемых сетью. Но ни в одной сети человек не присутствует как личность, индивид, гражданин в своей целостности. Однако нетократы могут контролировать каждого человека-информария через свои сети, которые в целостности дают им представление о каждом участнике каждой из сетей.

Различаются способы организации властвующих групп, однако общим для всех типов властвующих групп является принцип иерархий. Аристократия организуется по принципу территориальных (земельных) иерархий, соответственно строя отношения внутри господствующего сословия либо на принципах вассалитета, либо на принципах служилого государства. Однако во всех случаях общим остается принцип вознаграждения за службу землей, поскольку аграрное производство является основой благосостояния.

В индустриальном обществе элиты организуются как социальные и властные вертикально интегрированные иерархии со своей внутренней структурой. В отличие от аграрного общества иерархии пронизывают всю социальную и властную пирамиду в рамках государства, выступая как социальные и властные монополии.

В информационном обществе элиты организуются по сетевому принципу, возглавляя в каждом участке сети соответствующие иерархии. Сетевые иерархии создают многомерное переплетение членов нетократии, благодаря которому привычное деление на «верх» и «низ» теряет свое значение. Смысл имеет только объем и качество сетевых взаимодействий, а также объем ресурсов, которые можно контролировать благодаря сети.

Принципиально различаются социальные источники происхождения властных групп. Аристократия базируется на принципе «крови», т.е. происхождения. Первоначальным же толчком к включению в состав аристократии была «заслуга» перед монархом, которая закрепляет за представителями рода привилегированное положение на многие поколения вперед. Поэтому принципы заслуги перед монархом и происхождения определяют состав аристократии на протяжении многих тысяч лет.

В индустриальном обществе прежние принципы формирования властных групп сохраняются, однако они отходят на второй план. На первое место выходит принцип богатства. Это системообразующий принцип комплектования элиты, социальным источником элиты являются наиболее преуспевающие представители бизнеса, члены их семей и их выдвиженцы.

В информационном обществе старые принципы действуют, но также отходят на второй план. На первое место выступает принцип места, т.е.занимаемой позиции в информационной сети. Положение в ключевом узле информационной сети обеспечивает обладание основным ресурсов власти. Поэтому нетократия как социальный слой образуется из выходцев из различных социальных групп при условии, что они заняли, в силу каких-либо качеств (обладание специализированными знаниями, информационный монополизм в какой-либо сфере, менеджерские способности в распоряжении информационными потоками и др.), основные узлы сетей социального господства.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1265 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...