Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Элитистская парадигма в обществознании. Элитология как наука



В российском обществознании происходит смена парадигм. Вслед за Т.Куном мы понимаем под парадигмой научные достижения, которые долгое время неявно определяют «правомерность проблем и методов исследования каждой области науки для последующих поколений ученых». Эти достижения достаточно беспрецедентны, чтобы привлечь на длительное время группу сторонников из конкурирующих направлений научных исследований; в то же время они настолько открыты, что позволяют новым поколениям ученых найти для себя нерешенные проблемы любого вида. При этом общность парадигмы предопределяет однотипность правил и стандартов научной практики, общность установок, видимую согласованность. Специфика 1990-х годов заключалась именно в переходе от монопарадигмы к множеству парадигм со своим понятийным аппаратом, научной традицией и т.д.

Во многих областях обществознания, в том числе и политологии, роль одной из таких парадигм может выполнить элитистский подход к анализу общественных явлений.

Общим местом стало утверждение о том, что старая марксистская парадигма в ее советском варианте выявила свою ограниченность. Одним из претендентов на роль новой парадигмы обществознания претендует элитизм или элитистский подход в исследованиях общества (Г.К.Ашин и А.В.Понеделков). Возникновение научного направления, занимающегося элитами, трактуется как «переворот в социальных науках» (И.Куколев и П.Штыков).

Возникновение дискуссий о смене парадигм в российском обществознании вполне закономерно. Они обусловлены как общемировыми процессами (кризис идеологии Просвещения в целом и идей, выдвинутых эпохой Просвещения, например, идеи прогресса, революции и др.), так и кризисом российского обществознания, вызванного экономическими и политическими трансформациями второй половины 1980-1990-х гг.

Смена парадигм научного анализа определялась многими обстоятельствами. Во-первых, прежние социологические ориентиры, основанные на сталинской схеме двух дружественных классов в советском обществе, оказались мало пригодными для анализа советской истории и тем более – современной российской действительности.

Во-вторых, с начала 1990-х гг. элитизм как способ анализа общества стал восприниматься учеными (особенно молодыми) в качестве адекватного для осмысления современности, поскольку схема политических отношений в современной России вполне описывалась элитистскими теоретическими построениями. По форме элитизм выглядел наиболее далеко отстоящим от классового подхода: различалась терминология, объяснительные схемы, заложенные в основу анализа, инструментарий и границы исследований, способы формулировки выводов и др.

В-третьих, по содержанию, как ни парадоксально, элитизм менее всего требовал от ученых перестройки логики научного анализа, способа осмысления советской истории. Можно полагать, что новые элитистские схемы частью исследователей воспринимались путем «замещения»: в обществоведческие схемы вместо КПСС как руководящей силы общества стала «вставляться» элита. Это облегчило массовое восприятие элитизма в качестве одной из ведущих теоретических конструкций в обществознании, но в то же время создало большие сложности для дальнейшего развития элитологии. Главная из них заключалась в том, что в понятия, традиционные для западной науки, стало вкладываться содержание, традиционное для советской науки, и, наоборот, политический лексикон советской эпохи стал наполняться новым, немыслимым ранее, содержанием.

Практически на всем протяжении советской истории проблематика элит была объектом жесткой критики со стороны официального обществознания. Элитизм в советской официальной историографии характеризовался как «направление буржуазной социально-философской мысли, возрождающее и преобразующее реакционные аристократические идеи социального, политического и интеллектуального господства над массами». Считалось, что теория элит использовалась «для извращения социальной структуры социалистического общества, ложной интерпретации взаимоотношений между классами и слоями советских трудящихся».

Тем не менее, элитистская парадигма пробила дорогу в современном российском обществознании.

Элитизм как парадигма обществознания, как явление общественной жизни существует вместе со своим антиподом – эгалитаризмом, который представляет совокупность идей уравнительности как основы организации социальной жизни, включая имущественное равенство. Идеи эгалитаризма зародились еще в условиях рабовладельческого строя как ностальгическая тоска по принципам первобытного равенства. Они проявлялись в античных Греции и Риме, в проповедях некоторых библейских пророков, в евангельской проповеди, в движении ранних христиан, некоторых монашеских и сектантских общин, в крестьянских движениях в средние века, в движении английских левеллеров, в работах французских просветителей и утопических социалистов, коммунистов. Так, утопи­ческий социализм и коммунизм проповедовал всеобщую уравнительность и аскетизм; наиболее крайнее выражение он получил в казарменном ком­мунизме.

Элитаризм критиковался сторонниками народного суверенитета и демократии, а также сторонниками эгалитаристов. Классические теории демократии были, как правило, не антиэлитаризмом, а умеренным ком­промиссом между народоправием и элитаризмом.

Элитизм и эгалитаризм находятся в состоянии непрерывного конфликта, борьба между ними (в форме борьбы идей, ценностей, теорий, общественных движений и др.) сопровождает всю историю человечества.

Элитистская парадигма в своем развитии противостоит господствовавшей ранее в СССР марксистской (в ее советском варианте) парадигме в сфере общеметодологической; эгалитаризму как теоретической основе видения мира, классовому подходу как способу объяснения общественных процессов. В этом смысле элитистская парадигма в современной России выступает как одна из родоначальниц других, немарксистских, парадигм в обществознании.

Элитистская парадигма в России развивалась по тем же причинам, что и на Западе: естественная социальная дифференциация людей по сословиям, классам, богатству, престижу и др. В России это неравенство усиливалось благодаря этакратическому характеру общества, особой роли государства. В силу данных обстоятельств российская политическая элита носила административно-политический характер, а теории, отражавшие это положение, раскрывали, в первую очередь, взаимоотношения политической власти, которая носила деспотический, самодержавный характер, с бесправным населением.

Элитистская парадигма в России имеет достаточно длительную предысторию. Хотя ее источником послужила, главным образом, западная элитистская мысль, однако можно указать и на наличие ее российских корней (В.О.Ключевский, М.Я.Острогорский, Н.А.Бердяев, П.А.Сорокин и др.). С определенной долей условности к предшественникам российской элитистской парадигмы можно отнести и сторонников концепций «нового класса» (А.А.Богданов, Л.Д.Троцкий, М.Восленский и др.).

В последние десять лет в России интенсивно развивается элитология как одна из субдисциплин, находящихся на стыке политологии, социологии, философии, истории, психологии. Фактически, происходит стремительная институционализация новой науки, которая, как можно судить по ряду признаков, может сыграть в российском обществознании значимую роль. Институционализация элитологии проявляет себя в появлении первых учебников, преподавании особой учебной дисциплины, становлении исследовательских центров, коллективов и групп, проведении научных конференций, подготовке монографий и др. Данное обстоятельство дало основание Г.К.Ашину говорить о формировании российской школы элитологии (собственно, и сам термин «элитология» родился в России).

Предметом элитологии стало изучение (осмысление) политического поведения, образа жизни, ценностных ориентаций, социальных характеристик, истории элиты. Если говорить предельно кратко, предметом элитологии является исследование социальных и политических сил, руководящих обществом.

Российский элитизм имеет достаточно длительную историю. Его основы формировались на протяжении нескольких десятилетий. Основные этапы развития российского элитизма: вторая половина ХIX века – начала ХХ века – зарождение российского, а затем и российского коммунистического элитизма; 1917–1920-е гг. – зарождение советского элитизма, а также его антисоветских, социал-демократических и некоммунистических вариаций; 1920–1950-е гг. – функционирование советского элитизма, временное инобытие элитологии в форме партийно-политических дисциплин, обосновывающих особое место и роль КПСС в советской политической системе; 1950–1980-е гг. – развитие советского элитизма, внутренняя эволюция советской элитологии в форме критики буржуазной элитологии; начало концептуальных изменений в советском марксизме на основе поиска компромисса с элитологией и элитизмом.

Главным итогом данной эволюции стало то, что элитизм из критикуемого способа мышления превратился в один из способов анализа (с оговорками в марксистском духе). Фактически в 1970–1980-е гг. рождается первый собственно советский вариант элитизма.

Предметом изучения курса «Российские политические элиты» являются правящие группы российского (советского) общества, осуществляющие политическую власть.





Дата публикования: 2014-10-20; Прочитано: 1601 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...