Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 4. Коммуникативный компонент модели ораторской речи



Понятийный и эмоциональный компоненты характеризуют коммуникативный компонент модели ораторской речи. Коммуникативный – связывается с законами ораторской речи (Н.Н. Кохтев, Н.А. Михайличенко, А.К.Михальская, другие): закон продвижения и ориентации слушателя (ориентирован в пространстве речи и чувствует продвижение к цели вместе с говорящим), закон гармонизирующего диалога (диалогическое взаимодействие, соблюдение принципов близости, конкретности) и закон удовольствия (речь слушается легко: игровая установка, юмор, чередование трудной информации с лёгкой, разнообразие речи); правилами Лакофф (отражают принцип коммуникативного сотрудничества: «не навязывайся» - против категоричности, «выслушай – умение слушать, «будь дружелюбен» – умение расположить к себе обучающихся).

Н.Н. Кохтевым рассмотрены средства контакта оратора со слушателями:

- личные местоимения первого лица: «я» означает оратора; «мы», «мы с вами» - выражают взаимодействие между оратором и аудиторией, совместное размышление, создают эффект общения и личного контакта, способствуют преодолению различных барьеров; второго лица: «вы» означает слушателей, к которым обращается оратор;

-глагольные формы: «мы проясним», «попробуем понять, вместе разобраться», «прошу вас» - служат объединению оратора со слушателями «в мыслительном или физическом действии»;

- синтаксические средства контакта - привлекают внимание к речи с целью вызвать реакцию (обращения к слушателям: «дорогие мои»; конструкции с изъяснительными придаточными типа «ясно, что …; известно, что …; уверен, что…»; конструкции с вводными словами: «на мой (наш) взгляд…»; вопрос, риторический вопрос, вопросно-ответное единство.

Эти средства не только активизируют внимание слушателей, их мышление, усиливают воздействие речи, но и обеспечивают обратную связь: выступающий по ряду признаков понимает, как аудитория реагирует на слова. Существуют требования к поведению говорящего. «Мы слушаем не речь, а человека, который говорит» – гласит риторика. «Говори, чтобы я мог узнать тебя», - сказал Сократ. По мысли Аристотеля, «доказательство достигается с помощью нравственного характера говорящего в том случае, когда речь произносится так, что внушает доверие к человеку, её произносящему, потому что вообще мы более и скорее верим людям хорошим, в тех случаях, где нет ничего ясного и где есть место колебанию, – подавно». Аристотель, эллины считали, что «речь звучит для аудитории убедительней, если оратор известен как человек добродетельный; но она ещё белее действенна, когда нравственный авторитет говорящего завоёвывается каждый раз заново в процессе выступления». Квинтилиан советовал: «Если хочешь быть хорошим оратором, стань хорошим человеком». Аристотель выделил три причины, возбуждающие доверие к говорящему, это – «разум, добродетель, благорасположение». В современных учебниках указываются обаяние (умение быть самим собой, естественным, отказаться от чужого, наносного, привнесённого); артистизм (стремление к индивидуальности и стремление «быть как все», не выходя за пределы выразительности поведения, на популярность влияют внешность, манера речи, выраженность индивидуальных черт – выразительность поведения, эмоциональность при соблюдении общепринятых границ); уверенность (умение играть роль «главного» в речевой ситуации, повести за собой слушателей) и другое (дружелюбие, искренность, объективность, заинтересованность, увлечение). Начинающие ораторы бывают неуверенны в своих силах, считают важной проблемой при общении с аудиторией неконтролируемый страх, так называемый «ораторский страх» или «ораторская лихорадка».

Стресс, способы борьбы со стрессом и его следствиями в речи.

« Стресс – одно из важнейших адаптивных (приспособительных) механизмов, суть которого – быстрая активизация всего организма, мобилизующая все его силы для выхода из опасного положения, спасения («беги или сражайся»). Многие речевые ситуации связаны со стрессовым состоянием, знание о физиологии и проявлениях стресса для риторически образованного человека необходимо.

Схема механизмов стресса:

органы чувств

(зрение, слух)

центральная нервная система

 
 


надпочечники (вырабатывают гормон адреналин)

_____________________________________________________

мышечное возбуждение общее усиление

обмена веществ

напряжение попеременное

групп мышц сокращение учащение дыхания

(шеи, плеч, рук, противоположных и сердцебиения,

челюстной групп мышц потение, расширение

мускулатуры) (дрожь) ног, рук зрачков, прилив крови

к голове, конечностям

Характеристика схемы: у говорящего во время стресса из-за сокращения челюстной и шейно-плечевой мускулатуры затрудняется речь: артикуляция (дикция) становится неотчётливой, а голос звучит непривычно высоко; дрожат руки, ноги, появляется желание ухватиться за что-нибудь; во рту пересыхает (нарушается нормальное слюноотделение), и приходится всё время «глотать», что тоже не способствует говорению; на лбу выступает пот, который нужно время от времени вытирать; учащение дыхания нарушает ритм речи – оратор «задыхается», вынужден делать паузы не там, где это нужно, речь становится сбивчивой, смысл плохо воспринимается; внимание рассредоточивается, легко наступает забывание (забывается, как правило, самое главное); возникают непроизвольные, бессознательные движения («манеризмы»): кто покачивается с носков на пятки, кто предпочитает сунуть руки в карман и звенеть мелочью, кто поправляет волосы или почёсывается – всё это отвлекает внимание адресата от смысла речи и не украшает говорящего.

Не случайно появилось такое понятие, как «ораторская лихорадка». Как бороться с этими проявлениями стрессового состояния? Единых рецептов избавления от неё не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций. Следует различать основные причины стресса: страх и волнение. «Страх – эмоция, подавляющая, угнетающая психику», волнение – «эмоция тонизирующая, возбуждающая, и при сохранении самоконтроля даже полезная», появляется необходимая для успеха речи эмоциональность. Значит, «волнение – вполне благоприятный для успеха речи фактор, и подготовка должна научить вас снимать страх, а волнение использовать на благо».

Причинами страха могут быть - безразличие к вам собеседника, аудитории; собственная установка на заведомую неудачу или нереалистические ожидания – настроенность на то, что речь должна оказать необыкновенное воздействие на слушателей, произвести благоприятное впечатление; плохая подготовка к беседе, выступлению, незнание темы, предмета речи – некомпетентность. По словам Д. Карнеги, человек, заранее не спланировавший свою речь, не может чувствовать себя уверенно перед слушателями, он будет «напоминать слепого, ведущего другого слепого», он «неизбежно должен смущаться, должен чувствовать себя виноватым, должен стыдиться своей небрежности». «Если вы не подготовлены, то никакие действия не помогут».

Рекомендуется понаблюдать за собой, проанализировать свои особенности, чтобы выработать разумное отношение к себе в роли говорящего – установка на благоприятный, но не феноменальный результат вашего выступления, на хорошее впечатление, которое вы произведёте; хорошая подготовка – знание предмета речи и убеждение в том, что выступление не столько трудная задача, сколько удовольствие для вас и для ваших адресатов; при волнении постарайтесь говорить медленнее, «ниже», тише, размеренно, ритмично, старайтесь проявить к слушателям как можно больше теплоты, дружелюбия, уважения – и их ответная реакция будет той же.

Д. Карнеги советует: «Чтобы выработать в себе смелость, ведите себя так, будто вы уже обладаете этой смелостью, … как бы ни билось ваше сердце, смело выходите вперёд, стойте спокойно и держите себя так, будто вам это приятно. Выпрямитесь во весь рост, смотрите прямо в глаза вашим слушателям и начинайте говорить так уверенно, как будто они все должны вам деньги. … Представьте себе, что они собрались здесь, чтобы просить вас отложить срок уплаты». Также не следует застегивать и расстегивать нервными движениями пуговицы на пиджаке, перебирать в руках бусы, делать суетные движения руками – лучше держать руки за спиной и двигать пальцами так, чтобы никто этого не заметил или шевелить пальцами ног.

Поскольку стресс – это во многом физиология, можно употребить и технические приёмы, помогающие снять напряжение. Основным следствием стрессовых процессов является нарушение ритма работы человеческого организма - ритма сердечных сокращений, ритма дыхания, поэтому все средства, восстанавливающие ритмичность, могут быть полезны, например, размеренная ходьба перед выступлением, правильное чередование глубоких вдохов и выдохов, специальное успокаивающее дыхание. «Решительно встаньте и сделайте глубокий вздох. Дышите глубоко в течение тридцати секунд до того, как вы окажитесь перед аудиторией. Повышенный приток кислорода взбодрит вас и придаст вам смелости». Обратим внимание на дыхательные упражнения, рекомендуемые системой йоги как средство борьбы со стрессом:

1.Принять любую позу расслабления стоя, сидя, лёжа.

2. Расслабить мышцы и спокойно дышать через нос.

3. Выдохнуть без всякого напряжения, чтобы в лёгких оставалось немного воздуха. Задержать дыхание. Можно закрыть глаза.

4. Не дышать как можно больше, ведя равномерный счёт. Тело должно быть расслаблено. Если трудно оставаться без воздуха, можно помочь себе, напрягая мышцы живота, и за счёт этого продержаться ещё 10-15 секунд.

5. Спокойно вдохнуть. Чтобы вдох действительно был спокойным, необходимо насильно сдерживать его, вдыхать медленно и наполовину.

6. Медленно выдохнуть; далее вдыхать, начиная с низа живота, и затем постепенно наполнять воздухом лёгкие; выдыхать, начиная с низа живота и затем постепенно грудью (метод полного дыхания) – в течение минуты, расслабляя тело.

7. Продолжительность задержки дыхания у начинающих может составлять 15-20 секунд, возрастая с тренировкой до трёх минут и более.

8. Повторять задержку дыхания на выдохе от двух до четырёх раз подряд, разумеется, после одной – трёх минут полного дыхания с расслаблением. При этом каждый последующий раз время задержки будет возрастать.

Медитация против стресса.

Сесть в тихом месте на стул; принять удобную позу, положить руки на колени. Постараться расслабить мышцы полностью; прикрыть или закрыть глаза. Ощущение расслабленности тела должно перейти в ощущение лёгкости, невесомости, «свободы от тела». Представить себя в небе: птицей или пылинкой, парящей в голубом пространстве. Стараться изгнать из сознания все прочие мысли. Через некоторое время (три – десять минут) снова постараться ощутить своё тело: руки, ноги, голову, туловище; вернуться к первоначальному состоянию. Сладко зевнуть, как после долгого сна, потянуться. На вдохе начать шевелиться, встать со стула. Все движения выполнять медленно, как бы лениво.

В.А. Канн-Калик рекомендует выполнять упражнения на формирование мышечной свободы в процессе деятельности. Упражнения следует начинать с выявления зажатости – «согните и напрягите указательный палец руки, проверьте, как распределяется мышечная энергия, куда идёт напряжение (в соседние пальцы, в локоть, в шею, напряглась ли другая рука); постарайтесь убрать излишнее напряжение – держите палец напряжённым, но освободите шею, потом плечо, затем локоть, чтобы рука двигалась свободно, а палец оставался напряжённым, освободите остальные пальцы, а указательный держите напряжённым». Упражнения на освобождение и постепенное зажатие мускулатуры: «по счёту до десяти освободите всю мускулатуру, начиная от головы и кончая пальцами ног, а затем зажмите её»; далее освободить всю мускулатуру следует по счёту до пяти, «затем напрягите её», «расслабьте мышцы ног и так далее до головы, а затем напрягите всё тело и опять расслабьте», «напрягите левую ногу – проверьте, не напряглась ли правая, уберите излишнее напряжение в спине и других частях тела». Эти упражнения выполняются на различный счёт (20, 15, 10, 5). Упражнения на задержание и снятие напряжения: «зажать мышцы верхней части тела, задержать зажим, ослабить; по команде «раз» - зажим, по команде «два» - расслабление; освободить всё тело и зажать только одну группу мышц, сменить зажатую группу (ноги – левая, правая, шея, голова, пальцы – все по очереди)». Снятие мышечного напряжения в процессе выполнения элементарных педагогических действий: «войдите в воображаемую аудиторию, подойдите к столу (проверяется зажатость мышц и снимается излишнее напряжение)»; пройдите по аудитории, «сядьте за стол (проверьте и снимите излишнее напряжение), пишите за столом (снимается излишнее напряжение), пишите на доске … (снимите излишнее напряжение)». Такие упражнения можно выполнять с вводными заданиями: входите в аудиторию, пишете у доски, шум на последней парте – реагируйте (проверьте мышечное напряжение при реакции, уберите излишний нажим); находитесь в аудитории, заполненной студентами, - вы пришли в помещение до звонка, решили сделать небольшую перестановку, проделайте это: осмотрите класс, сориентируйтесь (снимите излишнее напряжение), дайте задания, следите, руководите, дайте оценку проделанному. Одновременно необходимо изучение особенностей физического аппарата и устранение недостатков – напряжённости, сутулости, угловатости, манерности и так далее.

Единых рецептов избавления от чувства неуверенности и страха перед аудиторией не существует, хотя в методической литературе можно найти немало интересных советов и рекомендаций, мы же остановились лишь на некоторых.

Ораторская речь – это нечто большее, чем механическое воспроизведение ряда звуков. Каждое высказывание представляет собой мгновенное раскрытие личности, намерений и чувств оратора, который управляет эмоциями аудитории, возбуждает работу механизма человеческого восприятия. Магия словесного общения – это энергетика ораторской речи, её интенсивность, ассоциативность, выразительность, экспрессивность, интонационное богатство, безупречная дикция, красота, сила, полётность голоса, умелое использование вербального и невербального языков.

Таким образом, модель ораторской речи выявила сущность ораторской речи, которая заключается в оказании воздействия и организации взаимодействия, которые, в свою очередь, обеспечиваются посредством реализации речевых, коммуникативных средств и приёмов.

Контрольные вопросы

1. Что называется структурно-функциональной моделью ораторской речи?

2. Что считается компонентами структурной модели ораторской речи?

3. Что понимается под изобретением ораторской речи?

4. Что представляет собой композиция ораторской речи?

5. Какова структура расположения ораторской речи и правила расположения её частей?

6. В чём заключается роль античной риторики в определении композиции речи?

7. Что понимается под логическими средствами ораторской речи?

8. Каковы выразительные средства ораторской речи для словесного выражения мыслей?

9. Что представляют собой теория словесного выражения (Цицерон) и «украшение изобретённых идей» из риторических тропов Ломоносова?

10. Чем объясняется стилевое разнообразие ораторских речей?

11. Вследствие чего вербальные и невербальные средства языка используются для выражения мыслей ораторской речи?

12. Что характеризует образную речь?

13. Что представляет собой техника речевого действия (внешняя и внутренняя)?

14. Какова роль языка мимики и телодвижений в публичном выступлении?

15.Каковы средства контакта оратора со слушателями (классификация Н.Н.Кохтева)?

16. Что понимается под «ораторской лихорадкой»?





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 1142 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...