Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 3. Эмоциональный компонент модели ораторской речи



Словесное выражение речи, её исполнение характеризуют эмоциональный компонент модели ораторской речи – воплощение мысли в слове как носителе смысла, искусную фонацию.

Модель содержит основные средства («приёмы, способы действия») языка (выразительные, логические) для словесного выражения изобретённых и расположенных мыслей.

Логические средства ораторской речи: логические формы изложения речи, методы изложения и объяснения речи, логические законы построения речи – способствуют эффективности процесса общения (во многом определяются чёткостью понятий, правильной формулировкой проблем, аргументированностью утверждений оратора). Выдающиеся ораторы придавали большое значение своей логической подготовке. какое его специальной (предметной) подготовке. Так, Н.Ф. Кошанский определял, что «сила ума раскрывается в понятиях, суждениях и умозаключениях: вот предмет логики», а «дар слова заключается в прекраснейшей способности выражать чувствования и мысли: вот предмет словесности»; «сила ума» и «дар слова» – две способности человека и они неразлучны, то есть «дар слова» невозможно развить без «силы ума»).

В работах Д.Н. Александрова, Б.Ц. Бадмаева, В.Ф. Беркова, Н.Н.Кохтева, В.Л. Зориной, других рассмотрены логические формы изложения мыслей:

- анализ – «логический приём, метод исследования, состоящий в том, что изучаемый предмет мысленно расчленяется на составные элементы (признаки, свойства, отношения), каждый из которых затем исследуется в отдельности как расчленённого целого, для того, чтобы выделенные в ходе анализа элементы соединить с помощью другого логического приёма – синтеза»;

- синтез – «мысленное соединение частей предмета, расчленённого в процессе анализа, установление взаимодействия и связей частей и познание этого предмета как единого целого»;

- сравнение – «логический приём познания внешнего мира и духовных ценностей» познание предмета, явления начинается с того, что мы его отличаем от всех других предметов и устанавливаем сходство его с родственными предметами;

- обобщение – «мысленное выделение каких-нибудь свойств, принадлежащих некоторому классу предметов, и формирование такого вывода, который распространяется на каждый отдельный предмет данного класса: переход от единичного к общему, от менее общего к более общему»).

Учёные отмечают также основные методы изложения и объяснения мыслей:

- дедукция – от общих положений и правил переходить к частному, конкретному – её следует использовать тогда, когда рассматриваются какие-либо события, факты на основании уже известных слушателям общих положений: законов науки, нравственных норм и так далее;

- индукция – от частного к общему или движение от частных фактов к знанию общего правила, к обобщению – индукция обеспечивает высокую доходчивость и облегчает мыслительную деятельность слушателей;

- аналогия – умозаключение о принадлежности предмету определённого признака на основе сходства в существенных признаках с другим предметом – аналогия базируется на логическом правиле: если два явления сходны в одном и более отношениях, то они могут быть сходны и в других отношениях, аналогия позволяет объяснить малоизвестный факт, новое событие с помощью сопоставления его с ранее исследованными и уже хорошо известными слушателям событиями и фактами;

- ступенчатый способ – строгая последовательность в раскрытии основных положений речи, обоснованность выдвигаемых предложений, логическая связь между разделами, вопросами, оратор шаг за шагом выдвигает новые мысли, делает соответствующие выводы, тем самым готовит слушателей к восприятию каждого нового раздела своей речи;

- концентрический способ – активизация мыслительной деятельности, в основе ступенчатый способ: последовательность мыслей, логичность выводов и повторение важнейших идей, возвращение к уже сказанным положениям для их углубления, конкретизации, лучшего понимания – приемлем для слабо подготовленных слушателей;

- проблемный способ – активизация интеллектуальной деятельности – постановка проблемного вопроса, столкновение разных точек зрения для выявления противоречий в суждениях, совместный выход из создавшейся проблемной ситуации, готовые выводы не сообщаются.

Учёные выделяют законы логики (под законом логики понимается существенная связь между мыслями в процессе рассуждения): тождества – всякое понятие и суждение должны быть тождественны самим себе; непротиворечия – высказывание и его отрицание не могут быть одновременно истинными; исключённого третьего – истинно или само высказывание, или его отрицание; достаточного основания – всякая истинная мысль должна быть достаточно обоснованной.

Необходимо отметить: подготовка ораторской речи с опорой на диалектику позволяет оратору не только овладеть ораторской речью, но и продуктивно смоделировать процесс говорения.

Словесное выражение мыслей (способ изложения, стиль, слог) предполагает правильный выбор не только логических средств языка, но и выразительных («украшения изобретённых идей» - М.В. Ломоносов) из системы риторических тропов. У Цицерона теория словесного выражения делилась на три раздела: учение об отборе слов, учение о сочетании слов и учение о фигурах и тропах. Троп - употребление слова или выражения в переносном значении, то есть называние одним и тем же словом разных, но каким-то образом связанных предметов или явлений, которые сохранили образность, не утратив своей двуплановости (для образа нужно присутствие двух значений – прямого и переносного – в сознании говорящего и адресата). Фигуры - особые формы синтаксических конструкций, с помощью которых усиливается выразительность речи, увеличивается сила её воздействия на адресата: градация, антитеза – соотношение значений слов; повтор, единоначатие, параллелизм, период – облегчают слушание, понимание, запоминание; риторическое восклицание, риторический вопрос, одобрение, умаление, введение в текст вымышленной оратором речи – активизируют внимание, побуждают к «собственному внутреннему слову». Цицерон к тропам относил отдельные слова, «употреблённые необычным образом, к фигурам – сочетания слов; если с изменением этих сочетаний слов меняется и смысл, то пред нами фигура мысли (риторический вопрос, восклицание, обращение), если нет – перед нами фигура слова (прибавление слов - повторение, анафора, градация; убавление слов – эллипс и другие)».

Переносы значений с одного предмета на другой отражают ход познавательной деятельности человека: существуют невидимые взгляду явления – мир чувств, мир интеллекта (многообразные проявления внутренней жизни человека), и их познанию служат переносные образные значения. Значит, тропы – средства познания мира и освоения его мыслью и словом. Образная речь способствует краткости при содержательности (пословицы, поговорки), эмоциональности (реализация третьего закона риторики – закон эмоциональности речи), понятности, лёгкой запоминаемости, удовольствию, которое получает адресат (четвёртый закон риторики – закон удовольствия).

Вербальные (от латинского слова «устный», «словесный») и невербальные (неречевые) средства ораторской речи преподавателя характеризуют исполнение – произнесение (фонацию) речи в соответствии с культурой речи (область языкознания, занимающаяся проблемами нормализации речи, разрабатывающая рекомендации умелого пользования языка), техникой речи (комплекс навыков речевого дыхания, голосоведения, дикции, интонационно-мелодического строя речи), правилами ораторской речи для искусного произнесения мыслей, законом ораторской речи – эмоциональности речи, что обеспечивает умелое выражение своих эмоций (А.В. Вэскер, Б.Н. Головин, В.Я.Жуковский, Х. Лиммерман, З.В. Савкова, другие).

Вербальные средства - это, во-первых, точность употребления слов, выразительность, доступность, правильность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации; во-вторых, речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленный), модуляция высоты голоса (плавная, резкая), тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хриплый, скрипучий), интонация, дикция речи; в-третьих, выразительные качества голоса: характерные специфические звуки, возникающие при общении: смех, хмыканье, плач, шепот, вздохи и другие; разделительные звуки: кашель; нулевые звуки: паузы, а также звуки назализации: «хм-хм», «э-э-э» и другие.

Невербальные средства – это мимика – движение мышц лица, отражающее внутреннее эмоциональное состояние; жесты – «любые движения, усиливающие впечатление от высказываемых идей», но они непроизвольны, управляемы, разнообразны; отвечают своему назначению, в них нет «ничего лишнего». Невербальные средства речи (общения) отражены в науках: кинетике (мимику, жесты; пантомимика – моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку); такесике (прикосновения: рукопожатия, поцелуи, дотрагивание, поглаживание, отталкивание и другие); проксемике (расположение людей в пространстве - выделяет зоны дистанции в человеческом контакте: интимная – 15 - 45 сантиметров; личная – 45 - 120 сантиметров; социальная – 120-400 сантиметров, публичная – свыше 400 сантиметров). Цицерон указывал: держаться оратор должен «прямо и стройно, расхаживать и ненамного, выступать вперёд – с умеренностью и тоже нечасто; никакой расслабленности шеи, никакой игры пальцами – он не будет даже отбивать ритм суставом». Достоинство преподавателя в умении владеть «всем своим телом», «искусно владеть взглядом», «ибо как лицо есть изображение души, так глаза – её выражение».

Таким образом, невербальные средства выражают то же, что и речь; предвосхищают то, что будет сказано; выражают значение, противоположное тому, что содержится в высказывании; акцентируют сказанное, заполняют молчание, объясняют его или делают значимым; заменяют слово или фразу; привлекают и удерживают внимание аудитории. У оратора, владеющего невербальными средствами, есть возможность экономно использовать время, активизировать речемыслительную деятельность, стимулировать активность слушателей благодаря созданию доверительного климата общения и так далее.

По мнению Б.Н. Головина, речь имеет не только языковую структуру и её организацию, но и выражаемый ею неязыковой смысл, ради которого и во многом, подчиняясь которому, она строится, то есть речь – не только лингвистическое явление, но и психологическое, эстетическое явление. Для исполнения ораторской речи необходимы знания качественных характеристик речи (хорошие и плохие стороны речи) – определены Аристотелем, Цицероном, Н.Ф. Кошанским, Б.Н. Головиным и другими).

А.К. Михальская ценит такую речь, в которой сочетаются, «во-первых, мысль, смысловая насыщенность, устремленность к истине, во-вторых, этическая задача, нравственная устремленность к добру, правде, в-третьих, красота, понятая не как украшенность, красивость, а как целесообразность, функциональность, строгая гармония».

Н.Ф. Кошанский выделил в ораторской речи три необходимых признака: силу чувств (красноречие сердца есть живое ощущение истины, оратор, увлекаясь, увлекает и слушателей за собою); убедительность (красноречие ума – такая неотразимая сила и приятность убеждений, что мы против воли соглашаемся с мыслями автора); желание общего блага (красноречие добродетели есть тот существенный признак, по которому узнаётся истинное красноречие и отличается от мнимого, желание добра). Истинно красноречивым может назваться тот преподаватель, кто соединил красноречие ума и сердца с красноречием добродетели.

Платон считал – не может речь оратора быть прекрасной, если разум его не постиг истину, предмет, о котором речь произносится. Цицерон указывал четыре главных требования, которым должно отвечать словесное выражение: правильности (верное соблюдение грамматических и лексических норм языка); ясности (употребление слов общепонятных в точных значениях и естественных сочетаниях); уместности (для каждого предмета следует употреблять соответствующий ему стиль, избегая низких выражений при высоких предметах и высоких – при низких); пышности (художественная речь должна отличаться от обыденной и необычной благозвучностью и образностью, иногда это понятие подразделялось на два: величавость и приятность). «Речь без соблюдения правильности становилась варварской, без ясности – темной, без уместности – безвкусной, без пышности – голой».

Аристотель выделял условия, при которых ораторская речь будет являться «хорошей речью»: правильность – «основа хорошей речи», языковая база её главного достоинства - ясности; точность - «употребление точных обозначений предметов»; доступность и благозвучие, чистота и уместность.

По мысли Н.Н. Кохтева, «правильность речи создаётся использованием единиц всех языковых уровней в соответствии с нормой (норма языка – общепринятые в общественно-речевой практике правила произношения, грамматики, словоупотребления). Правильность речи является «основным требованием к ораторской педагогической речи». Однако в современных пособиях характеристика «правильности речи» сопровождается замечаниями: «основное, но не единственное»,

«главное, но есть другие» (А.К. Михальская, А.А. Мурашов, Б.Ц. Бадмаев и другие).

В.Г. Белинский утверждал: «Говорить правильно и говорить хорошо – совсем не одно и то же…». Л.В. Успенский отмечал: «Можно говорить абсолютно правильно, но совсем не хорошо. Можно говорить очень хорошо и далеко не правильно…». Итак, «говорить правильно» и «говорить хорошо» - вещи взаимосвязанные, но не совпадающие по значению и объёму. Для хорошей речи, чтобы увлечь и убедить аудиторию, недостаточно одной правильности. Поэтому в теории, начиная с древних, разрабатывались и описывались такие видовые понятия, с помощью которых анализировались свойства речи, как правильность, логичность, точность, чистота, богатство, выразительность, уместность – всё это коммуникативные качества речи (коммуникативное качество речи - родовое понятие по отношению к свойствам речи; учение о коммуникативных качествах речи, его теоретическое обоснование разработаны Б.Н. Головиным). Коммуникативные качества речи – «системно взаимосвязанные свойства речи, создаваемые взаимодействием единиц всех уровней и выявляемые на основе внутренних и внешних связей речи с неречевыми структурами». С помощью понятия «коммуникативные качества речи» осуществлён системный подход в описании свойств речи. Происходит наблюдение за речью с двух сторон: соответствует ли норме и соотносится ли с целесообразностью – что предоставляет возможность для обработки методики анализа качеств речи на основе нормативно-оценочного или структурно-функционального подхода. При анализе коммуникативных качеств речь рассматривается во всей совокупности её структурных и функциональных свойств, то есть как функционирующая система. Структурное рассмотрение коммуникативных качеств речи предполагает определение набора языковых единиц и места каждой из них в речевой системе (такой подход даёт ответ на вопрос – из чего сделана речь; структурные качества речи: правильность, чистота, богатство). Функциональная характеристика речи предполагает, с одной стороны, наблюдение над связью речевого оформления (внешний план текста) с выражаемой им информацией (внутренний план текста), а с другой стороны - наблюдение над взаимосвязью смысла текста с действительностью – с этих позиций мы судим о точности, логичности, ясности, доступности, уместности речи (такой подход даёт ответ на вопрос – как работают языковые единицы). Качества речи взаимообусловлены и взаимосвязаны – в основе точности лежит правильность речи, точность предопределяет ясность и логичность речи, её доступность и выразительность. Таким образом, правильность речи – это её коммуникативное качество (с точки зрения структурных свойств правильной речью называется речь без нарушений, обусловленных незнанием языковой системы и норм литературного языка, а с точки зрения её функциональных свойств такая речь может быть признана точной по смыслу, ясной доступной). Ясность выражения так же существенна, как и логическое соединение частей речи и основных положений, поэтому учение о коммуникативных качествах речи мы рассматриваем как один из подходов к решению вопросов культуры ораторской речи преподавателя.

Речь оратора должна быть не только правильной, но и выразительной. Поскольку «свободное и творческое употребление разнообразных языковых средств опирается на глубокое знание стилей речи и умелое их применение, а также на понимание законов и правил их взаимодействия и их взаимопроникновения», оратору следует выделить ещё один аспект – стиль устной речи. «Стиль – это общественно осознанная и функционально обусловленная, внутренне объединенная совокупность приёмов употребления, отбора и сочетания средств речевого общения в сфере того или иного общенародного, общенационального языка, соотносительная с другими такими же способами выражения, которые служат для иных целей, выполняют иные функции в речевой общественной практике данного народа».

Каждому стилю присущи определённые особенности, набор специфических языковых средств, употребляемых в строго очерченных сферах общения. Так, Аристотель указывал на слова, полезные «для стиля прозаической речи» - «слова общеупотребительные родному языку и метафоры» («не следует употреблять метафоры, которые заимствованы издалека, которые имеют смешной и неясный смысл»), а также на слова, которые нежелательно употреблять в своей речи оратору: сложные, состоящие из двух слов («эти выражения поэтичны, свойственны поэтам»); необычные выражения; длинные или неуместные эпитеты, так как они обнаруживают «риторическую искусственность», «неумеренность» - что «есть большее зло, чем речь простая, то есть лишённая эпитетов».

Оратор использует в своей деятельности живое слово устной речи - ему нужны умения импровизировать, корректировать свою речь, постоянно поддерживать и развивать контакт с обучающимися, учитывать их реакцию, интересы. Устная ораторская речь – это живое общение без пространственных и временных преград, ей присущи точный адрес, простота реализации, в ней допустимо отступление от строгих норм речи письменной, что даёт возможность сделать выступление более ярким, эмоциональным, действенным. Для такой речи характерно смешение, взаимопроникновение различных функциональных стилей. Основу ораторской речи педагога составляет литературно-книжная лексика, многие виды выступлений (политическая речь, лекция, доклад) тяготеют к научному и официально-деловому стилям. Но в любом жанре красноречия хорошей речью считается такая, которая использует элементы публицистического, художественного и разговорного стилей. Без этого не достичь эмоциональности и убедительности речи. В.В. Виноградов отмечал чередование, смешение, взаимопроникновение «элементов разговорного и книжного языка» в композиционных формах устной речи. Такое стилевое разнообразие, с одной стороны, даёт широчайшие возможности для выражения своих мыслей, а с другой стороны, обязывает руководствоваться чувством меры, видеть границу, отделяющую разговорную речь от малограмотной и вульгарной речи.

По мысли А.Б. Вэскер, А.И. Савостьянова, М.И. Ханина и других, действенность ораторской речи зависит как от знаний норм языка, культуры речи, так и от техники речи («система технологических приёмов дыхания, голосообразования, дикции, навыков произношения»), и от мимической и пантомимической выразительности.

Хорошо продуманная, тщательно отредактированная, стилистически выверенная речь в живой аудитории должна быть столь же хорошо произнесена. Цицерон утверждал: «Как сказать – это вопрос, относящийся к произнесению и изложению: ведь произнесение есть как бы красноречие тела и состоит из голоса и движений. Изменений голоса столько же, сколько изменений души, которые и вызываются преимущественно голосом». Демосфен «произношение с мимикой» ставил на первое место в ораторском искусстве. Для оратора важен такой элемент ораторского мастерства, как техника речи, которая опирается на данные физиологии, анатомии, акустики, фонетики, орфоэпии, сценической речи и других наук, обеспечивающих ясность благозвучность, чёткость, интонационное богатство речи. Технику речевого действия условно разделяют на внешнюю и внутреннюю. Это деление помогает более тщательному рассмотрению её элементов, что в совокупности ведёт к высокому мастерству речевого общения. По мнению З.В. Савковой, элементами внешней техники речевого действия являются голос, дикция, произносительная и языковая культура речи, языковая и интонационная выразительность, владение жестово-мимическими средствами выразительности – все эти элементы делают слово слышимым, понимаемым, воздействующим. Если оратор хорошо произносит (голос и речь благозвучны), то его хорошо слышат слушатели, если он ярко модулирует, «рисует голосом мысли», то его понимают, если же выразительно интонирует (использует все компоненты живой речи), то слушатели чувствуют речь оратора. Таким образом, внешняя техника речевого действия делает звучащее слово слышимым, понимаемым, воздействующим.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 1441 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...