Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Вклад софистов в становление и развитие риторики



В обстановке подъема и расцвета политического красноречия складывалось представление демократической Греции об идеале «общественного человека», способного держать в своих руках управление государством; и искусство владеть речью было непременной и важнейшей чертой этого образа. Глашатаями этого человеческого идеала выступили во второй половине V в. до н.э. софисты, странствующие "учителя мудрости". Появление риторики связывают с софистами (их называют «родоначальниками риторики»). Софисты принадлежали к сложившейся в Афинах во второй половине V в. до н.э. школе философов-просветителей, которые мастерски владели всеми формами ораторской речи, законами логики, искусством спора, умением воздействовать на аудиторию. «Хотя греки и славились своими проникновенными речами», но «только софисты стали говорить о силе слова вполне сознательно и систематически, впервые создавая для этого также и необходимые предпосылки» (А.Ф. Лосев). Древнегреческое слово «софист» первоначально обозначало мастера, художника, изобретателя, мудреца, рассудительного и талантливого человека. Со 2-ой половины V века до н.э. софисты – это платные учителя философии, риторики (красноречия) и эристики (искусства спора). «Самым первым в европейской традиции обозначением профессионально практикуемого и профессионально преподаваемого, а значит, формализованного умения умствовать и говорить было слово «софистика», и оно приобрело одиозный привкус ещё для самой античности, впоследствии единое в руках софистов искусство убедительности разделилось надвое. Умение владеть словом с античных времён называлось «риторикой», формализованная мыслительная работа с соблюдением школьных технических правил в средние века называлась «схоластикой»» (С.С.Аверенцев). По словам А.Ф. Лосева, софисты – первые теоретики в этой области, первые европейские интеллигенты, странствующие учителя красноречия: первые «методисты» и учителя-филологи, которые занимались риторико-педагогической деятельностью профессионально, и первый риторический трактат – античный учебник для обучения ораторскому мастерству создал софист, сицилиец Коракс из Сиракуза (Коракс со своим учеником Тисием преподавали ораторское искусство в специальных школах).

Появление у слов «софист», «софистика» значения, несущего отрицательную оценку, связано с мировоззрением софистов. Софистика, являясь духовным детищем демократии, предлагала всем желающим получить доступные знания – что, в свою очередь, позволило бы им стать совершенными людьми. Не только такое предложение софистов было демократическим, но и демократическими были их представления о знании (в основе учения об относительности истины). Как в свободном государстве всякий человек имеет право судить о государственных делах и требовать, чтобы с ним считались, так и о любом предмете всякий человек вправе иметь свое мнение, и оно имеет столько же прав на существование, как и любое другое. Объективной истины нет, есть только субъективные суждения о ней, и есть человек – мера всех вещей, поэтому неверно говорить, что одно мнение истиннее другого – можно сказать: одно мнение убедительнее другого. Научить убедительности, научить «делать слабое мнение сильным» – одна из главных задач софистов-преподавателей.

В своём обучении софисты опирались на диалектику – искусство рассуждать – и риторику – искусство говорить. Диалектика обращалась к разуму слушателей, риторика – к чувству. Тот, кто умело владел обоими искусствами, мог переубедить любого противника и добиться торжества своего мнения. Философ Протагор, основоположник софистского направления, не проводил различия между чувствами и разумом и считал, что истинно всё, что представляется человеку. Он называл софистику терапией, не внушающей истину, а научающей человека умению мыслить и самостоятельно обнаруживать истину (например, мёд горький и мёд сладкий – бесполезно больного человека убеждать, что мёд сладкий, необходимо вылечить его и он сам это поймёт). По мысли Горгия (софист, уроженец Сицилии), убеждать может только искусно составленная речь: ритмически организованная, с применением риторических тропов и фигур. При этом не важно соответствует она истине или нет – истинный оратор должен уметь одну и ту же вещь и восхвалять и порицать (речи «Паламед», «Хвала Елене», «О павших в Пелопонесской войне»).

Исследователи античности выделили особенности риторического идеала софистов:

- риторика «манипулирующая» и монологическая, адресат рассматривался как пассивный объект воздействия, сознанием которого можно манипулировать;

- риторика агональная (от греч. борьба, состязание), в центре – словесный спор, направленный на победу одного и поражение другого;

- риторика относительности – цель спора не истина – победа, т.к. никакой истины нет, есть только то, что удалось доказать.

Исходя из риторического идеала софистов, софистику понимают как искусство доказывать нужное, но не обязательно истинное; а умения софиста характеризуют как сокрытие главного за тонкостями и деталями, доказательство истинности того, что соответствует целям самого софиста, построение ложных умозаключений, мнимой аргументации; увлечённость формальной стороной слов и понятий. Слово «софизм» имеет также негативное значение (греч. «софизма» – измышление, хитрость) – суждение, логически или в деталях верное, но по своей сути не истинное; преднамеренно ложный вывод, направленный на убеждение человека в чём-то абсурдном. Примеры софизмов: «То, чего ты не терял, ты имеешь. Ты не терял рогов. Следовательно, ты рогат; Этот пёс – отец тех щенят. Но это твой пёс, значит, это твой отец и ты – брат щенят; 5 есть 2 + 3. 2 – чётное число, 3 – нечётное число. Следовательно, 5 – и чётное и нечётное; Вор никогда не желает приобрести дурного. Но приобретение хорошего есть дело хорошее. Следовательно, вор желает только хорошего».

Основными видами софизмов являются:

-софизмы слов (например, использование эвфемизмов для слов, обозначающих нравственные пороки: «иной» или «нетрадиционное поведение» вместо «безнравственный» или противоестественный порок);

-софизмы мыслей (логические софизмы, например: «все вулканы — горы, все гейзеры — вулканы, следовательно, все гейзеры — горы»);

-софизмы содержания (подстановка ответственности: «жена, которую ты мне дал, она дала мне от дерева, и я ел»).

Софистические уловки вошли в число приёмов эристики, цель которой – победа любой ценой. По мысли английского историка философии Дж.Г.Льюиса, софисты учили лишь искусству вести споры, умственной изворотливости, владению аргументами и это обучение было актуальным: греки любили судебные процессы – софисты учили их быть своими собственными адвокатами, умению убедить всех в своей невиновности; представители знати желали достичь влиятельного положения – софисты учили их убеждать или опровергать чужие мнения.

Расцвет софистики был недолгим. К концу V в., в ходе Пелопоннесской войны, несовершенство и внутренняя противоречивость рабовладельческой демократии сделались явными. Стало ясно, что самый разумный «общественный человек» не в силах преодолеть несовершенства существующего государственного строя и должен или подчиниться ему в своей практике, отрешившись от всех идеальных устремлений, или отказаться от всякой общественной деятельности и заняться самосовершенствованием в узком кругу искателей истинного блага. Идеал «общественной жизни» распался на два взаимоисключающих понятия: «жизнь деятельная» (ритор – практик и политик) и «жизнь созерцательная» (философ, теоретик и мыслитель); духовная жизнь античности была заключена между двумя полюсами – риторикой и философией. Отношения этих культурных идеалов менялись: жестокая борьба с временным примирением, но борьба не заканчивалась победой одного из них, а примирение не превращалось в слияние обоих.

О софистах, с одной стороны, сохранились негативные свидетельства: осуждали за интеллектуальную и моральную безответственность, характеризовали как искателей корысти от ложной мудрости, их идеи называли опасными, поскольку утверждали относительность общих истин и правоту произвольного мнения, а знания – поверхностными и неэффективными, когда бескорыстная цель поиска истины заменена на другую цель, сущность которой – обогащение (Платон, Аристотель); а с другой – по мысли исследователей, софисты внесли и положительный вклад в искусство риторики, в изучение языка, развивали критический подход в области теологии и этики, имели положительное педагогическое значение, приучая человека анализировать высказывания и вдумываться в речь других.

Вопрос 3. Ораторское искусство Древней Греции, Рима

Чтобы оценить значение ораторского слова в древности, необходимо вспомнить, что, во-первых, вся культура Греции и Рима в большой степени была культурой устного, а не письменного слова. Книги были рукописные, их было мало, и люди заучивали наизусть любимые произведения поэтов, прозаиков. Стихи Вергилия и периоды Цицерона были рассчитаны как для чтения глазами, так и для произнесения вслух, даже исторические сочинения, философские трактаты, научные исследования создавались прежде всего для громкого чтения. Исследователи предполагают, что античность вовсе не знала чтения «про себя»: и наедине с собою люди читали книги вслух, наслаждаясь звучащим словом.

Во-вторых, античность до позднего времени не знала беллетристики (художественной прозы с вымышленным занимательным сюжетом). Занимательный сюжет читатель находил в истории, мифологии, описательной географии, естествознании – книгах о дальних странах и диковинках природы; художественность – у поэтов, ораторов. Речи Демосфена и Цицерона являлись источниками художественного наслаждения.

В-третьих, общественная жизнь античных государств: власть в государстве принадлежала тем членам правящего сословия, которые являлись в сенат, и тем гражданам, которые толпились на площади народного собрания; оратор, обращаясь к ним лично, мог одной выразительной речью повлиять на государственную политику.

Афинская демократия V-IV вв. создала целую плеяду славных ораторов. Фемистокл – основатель афинского могущества; Перикл - его речь была подобна громам и молниям; Клеон – глашатай простонародья, Ферамен – идеолог аристократии. Первым оратором, который стал записывать свои речи, считался Антифонт, современник Ферамена. блестящий Эсхин и язвительный Демад и др.

Крупнейшим судебным оратором и основателем теории судебной речи считается Лисий(признанный образец простоты и изящества) – сохранились 34 показательные и судебные речи. Лисий был профессиональным логографом, т.е. составителем судебных речей (как метек (иностранец), он не имел права выступать в суде – его речи произносили другие). В судебных речах Лисия проявились особенности стиля и аргументации, характерные для его клиентов (людей различного социального круга и уровня образования): простой и четкий стиль без лишних украшений, ясная композиция, включающая вступление, изложение, доказательство, заключение – это и сформировало основу техники аргументации в условиях состязательности.

Исократ(«отец красноречия») один из самых знаменитых практиков, теоретиков и преподавателей риторики в Афинах. Он, очевидно, впервые стал специально публиковать свои речи, в результате чего из ораторской прозы образовался политический памфлет. Творчество Исократа, его учебные речи относятся ко всем трем видам риторики (сохранились речи, упражнения, литературные письма). Ему принадлежит заслуга создания эпистолы как вида словесности. Кроме этого, Исократа называют основателем педагогики и создателем систематического образования: основал систему профессионального риторического образования, в центре образовательной системы – риторика, элементы других знаний есть подготовка к ней; будущие ораторы обучались в течение трех-четырех лет; преподавание велось в форме семинарских занятий; в риторическую подготовку было включено систематическое преподавание философии. Исократ – ученик Горгия и прямой наследник софистической образовательной системы, однако, он внес в нее изменения: полностью отказался от софистических притязаний на знание всех наук – его школа давала ученикам не сумму знаний, а искусство пользоваться знаниями, ключ к человеческой культуре. Поэтому Исократ называл себя философом, но это слово он понимал иначе (культ слова), чем Сократ и Платон (культ истины). Исократ соглашался с тем, что искусство правильно говорить и правильно мыслить едино, но он считал, что первое искусство должно подводить ко второму, а не второе к первому; с тем, что красноречие и добродетель должны быть неразрывны, но больше рассчитывал не на то, что добродетельный человек будет искать дополнения своему совершенству в красноречии, а на то, что красноречивый человек будет подкреплять авторитет своей речи авторитетом своей личности. Исократ усовершенствовал риторическую теорию – убрал из прозаической речи слишком яркие поэтические слова и ритмы и создал тип пространного и стройного, в меру ритмизованного речевого периода. Его идеалом была речь легкая и изящная, которую простой человек поймет, а знаток оценит.

Демосфена считают одним из крупнейших государственных деятелей и политических ораторов конца классического периода. В отличие от Горгия, Антифона, Исократа, Платона, Аристотеля, он принадлежал к демократическому политическому направлению. Квинтилиан называл его законодателем слова. Речи Демосфена обладают высоким стилистическим совершенством, синтезируют опыт ораторской прозы предшествующего времени и рассматриваются как образцовые, включаются во все хрестоматии («Филиппики» – политические речи, направленные против Филиппа Македонского, «О венке» – защитительная речь – искусное самопрославление).

Имя Сократа связывают с истоками европейской философской и риторической культуры (его труды дошли до нашего времени благодаря его ученику – Платону).

Риторический идеал Сократа:

-диалогический – цель речевого общения и деятельности говорящего не в манипулировании адресатом, а в пробуждении его мысли; участники общения – активные субъекты;

- гармонизирующий – объединение усилий участников общения для общей цели, достижение определённого согласия между ними по поводу смысла, цели и результатов общения;

- смысловой – поиск и обнаружение смысла, истины, которая не есть призрак, иллюзия, а заключена в предмете речи и может быть обнаружена. Сократ учил кратко задавать вопрос, выслушивать ответ, кратко отвечать на вопросы, т.е. «провидеть загадки, поставленные человеку для разрешения, разгадывать их, рассуждая вслух, учить этому других, вовлекая в захватывающую работу, нащупывать и показывать смысловые пути от мысли к слову».

Философия занимает важное место в истории прозаической литературы. Из философского текста развивается богословская и научная литература, где проявляются особые стилистические качества и специфическая техника аргументации. Известны философские произведения классического периода греческой литературы Платона, Аристотеля, Ксенофонта как высшие образцы стиля философской научной прозы. Произведения Платона («так говорил бы Юпитер, если бы стал говорить по-гречески», – писал о нем Цицерон) представляют собой в основном литературные диалоги, участники которых были реальными лицами, современниками Платона. Хотя диалоги Платона группируются тематически и хронологически, каждый из них является отдельным (не всегда завершенным) произведением, посвященным определенной философской проблеме. Художественный стиль, драматургическое совершенство, реалистичность и психологическая правдивость диалогов Платона, техника аргументации, которую используют спорящие персонажи (строится на основе общих мест (топов)), определяют диалоги как риторические произведения.

Аристотель –ученик и последователь Платона, основатель систематической философии и науки. Сохранившиеся произведения Аристотеля (около тридцати): логические – «Категории», «Топика», «О софистических опровержениях», «Аналитики» первая и вторая, к ним примыкают «Риторика» (по мысли Аристотеля, риторика – «искусство, соответствующее диалектике», наука и мастерство доказательной речи) и «Поэтика» и др.; общефилософские – «Метафизика»; этические – «Большая этика», «Ефремова этика», «Политика», и др.; естественнонаучные – «Физика», «О небе», «История животных» и др.; психологические – «О душе», «О жизни и смерти» и др. Если Платон в своих диалогах обсуждает проблемы, то Аристотель в своих трактатах рассматривает науки, изложение которых он строит систематически. Каждая наука представляет собой по существу развитие содержания и объема понятия (физики, метафизики, топики и др.). Принимая исходные определения, Аристотель развертывает их в изложение определенной области знания, снабженной иллюстративным материалом, обсуждением различных точек зрения, выводами. Аристотель в своем Лике – школе, которую создал в дополнение платоновой Академии, систематически преподавал науки.

Аристотель стоял у истоков превращения риторики в научную дисциплину и первым систематизировал и развил учение Платона об ораторском искусстве. В его системе наук риторика – наука о законах мнения, как логика – наука о законах знания. В основе риторики – понятия о благе и справедливости; учение о доказательствах было разработано по образцу логики (выделение способов убеждения, теоретическое осмысление этих способов, аргументация), учение о возбуждении страстей – по образцу этики; учение о словесном выражении, самое важное для традиционной риторики, оказалось самым маловажным для Аристотеля и свелось к систематизации приемов практической (исократовской) риторики с точки зрения главного требования к речевому стилю: ясности. Согласно Аристотелю, действие убеждающей речи зависит от трех моментов: нравственного характера говорящего, качества самой речи, настроения слушателей. В учении Аристотеля выделяется триада: отправитель речи - речь - получатель речи, которая находит свое развитие в современных исследованиях.

Аристотель основал второе основное стилистическое направление философии, науки и богословия, которое и образовало в средние века схоластику, то есть школьную дисциплину, с ее «Суммами», «Бревиариями», ординарными и экстраординарными курсами, диссертациями и особой системой научного диспута. Научно-философский стиль Аристотеля имел многочисленных последователей, оказал особенно сильное влияние на западную науку, богословие и право. Так сложились два направления научного изложения - академическое, восходящее к Платоновой, и университетское, восходящее к Аристотелевой традиции.

Продолжатель Аристотеля – Феофраст сосредоточил свое внимание на вопросах стиля и исполнения речи; опираясь на практический опыт Исократа и его традиции, он подготовил систематизированный аппарат риторических категорий, а его сочинение «О слоге» (до нас не дошедшее) оказало влияние на все последующее развитие риторической теории.

Между тем, как заветы Платона, Аристотеля, Исократа переходили от учителей к их ученикам, в истории Греции наступала новая эпоха: эллинизм. На Востоке, в странах, завоеванных Александром Македонским, выросли огромные греко-македонские монархии. Центры экономической, политической, культурной жизни сдвинулись на Восток – в Александрию, Антиохию, Пергам. Городские республики старой Греции начинали хиреть. Последствия этих политических изменений не замедлили сказаться и на красноречии.

Уважение к ораторскому слову было в Риме древним и традиционным. Считалось, что римлянин в военное время служит своему отечеству с оружием в руках, а в мирное время – речами в сенате и народном собрании. «Достойный муж, искусный в речах», – так определяет идеал древнего римского оратора Катон Старший. «Достойный муж» в латинском языке тех времен – синоним аристократа. Идеал красноречия был тесно связан с политическим идеалом, и когда был брошен вызов отжившему свой век политическому идеалу древней римской аристократии, заколебался и ораторский идеал. К новому красноречию греческого типа Рим пришел в бурный век гражданских войн. Римская демократия (всадники и плебеи) в своей борьбе против сенатской олигархии нуждалась в действенном ораторском искусстве. В Риме появились школы греческих риторов. Обеспокоенный сенат издал указы об изгнании из Рима греческих философов и риторов (173 и 161 гг.). Однако поколение спустя в Риме вновь преподают не только греческие риторы, но и латинские – на латинском языке, переработав греческую риторику применительно к требованиям римской действительности. Сенат выступает против латинских риторов: в 92 г. издается указ о закрытии латинских риторических школ как заведений, не отвечающих римским нравам. Так временно прекратилось преподавание латинской риторики, но не греческой – молодые люди отправлялись в Грецию для обучения греческой культуре слова и мысли.

B качестве одной из основных образовательных наук риторика была заимствована римлянами, приспособлена к нуждам римского общества и усовершенствована как учебный предмет в сочинениях филолога Марка Теренция Варрона; оратора и государственного деятеля Марка Туллия Цицерона; но в особенности первого профессора римской риторики, создателя педагогической теории Марка Фабия Квинтилиана. Три трактата Цицерона об ораторском искусстве отражают опыт античной риторики и его собственный практический опыт оратора («Об ораторе», «Брут, или О знаменитых ораторах», «Оратор»). По мысли Цицерона, основой ораторского искусства является глубокое знание предмета – если речь не имеет глубокого содержания, которое усвоено и познано оратором, то словесное выражение есть пустая и ребяческая болтовня. Красноречие — это искусство, но труднейшее из искусств.

Квинтилиан как крупнейший римский теоретик, основатель европейской педагогики, ритор в своих трактатах строил образование так, что оказывались рассмотренными все части феномена речи; воспитание делилось на телесное и духовное, включало физическую культуру, языковое образование, образование в области философии, тренировку в изобретении речи, организации речи по частям речи и фигурам мысли, приспособление к общественной сфере, в которой действовал оратор и т.д. Его «Наставления» создали педагогическую систему, в которой были разработаны основы общего образования – воспитание ораторских навыков мыслилось как венец подготовки по всему комплексу предметов общего образования.

После работ Квинтилиана, а позже византийских и римских ученых Гермогена Тарсийского (160-225), Аффония Антиохийского (IV в.), Либания (314-393), бл. Августина (354-430), Присциана (VI в.) и др., риторика сложилась как устойчивая система научных понятий. Особенность византийской и западноевропейской средневековой риторики в том, что главный ее предмет – проповедь и богословская полемика. Средневековая риторика занималась в основном не ораторией, а гомилетикой. Ораторская речь произносится однократно. Проповедь представляла собой ряд поучений в форме слова или беседы, предназначенных для постоянного круга лиц. Задача гомилетики — духовно-нравственное просвещение, воспитание и обучение. Гомилетика существует как в устной, так и в письменной форме (например, катехизиса), что существенно меняет организацию и содержание речи.

B ХVІІ-ХІХ веках риторику стали понимать как науку об аргументации преимущественно в письменной речи: общественное значение ораторской речи в это время снижается, а значение письменной литературы – богословия, религиозной и политической публицистики, философии, исторической прозы, документа – возрастает. B результате, развивается частная риторика, где указаны правила создания конкретных видов произведений: судебных речей, проповедей, писем, деловых бумаг, исторических, философских, научных сочинений и т.п.

Вопрос 4. Развитие русской риторики

История не оставила прямых свидетельств об ораторском искусстве Древней Руси. Однако по документам и сохранившимся литературным произведениям можно составить представление об особенностях русского красноречия. Первоначально оно существовало в устной форме былинно-песенного творчества. Другая форма – красноречие политическое. Сходки старейшин, народные собрания, вече требовали от участников навыков публичного выступления. Вече выработало обращения к народу – вечевую речь: отличалась чёткостью композиции, лаконичностью, образностью; чаще это была политическая программа выступающего. Существовали в Древней Руси дипломатическое красноречие (X век, «Договор русских с греками» подписан после победы князя Олега под Царьградом), военное красноречие (обращение к воинам), торжественное – речи на пирах, хвала победителям, гомилетика – торжественное учительское красноречие (после принятия христианства появились «Слова», поучения отцов церкви; популярны были «Слова» мыслителя Кирилла Туровского, предназначенные для чтения в церкви в дни религиозных праздников). Творчество Туровского свидетельствует о том, что древнерусские ораторы владели приёмами античной риторики. Появляется светское публичное красноречие: «Слово о полку Игореве».

Термин «риторика» в русском языке появляется в переводе греческой рукописи «О образех» в 1073г, первая русская риторика (так называемая риторика архиепископа Макария) – не позже первой четверти XVII века. Она, по мысли В.И.Аннушкина, создана по текстам латинской риторики Филиппа Меланхтона, профессора греческого языка и теологии, (сделан древнерусский перевод) и древнерусской риторики – собственный текст, добавленный к переводным местам из Меланхтона. Риторика включала книги «Об изобретении дел» (определение риторики, ритора, роды, речей, описание учебной речи и др.), «Об украшении слова» (принципы украшения речи, глава о тропах, глава о подражании и др.).

Важным этапом развития русской риторики стали грамматические и риторические сочинения М.В.Ломоносова (1711-1765): «Письмо о правилах российского стихотворства», «Краткое руководство к красноречию», «Российская грамматика», «Предисловие о пользе книг церковных». Главная особенность филологических работ М.В.Ломоносова в том, что он сознательно и целенаправленно создавал норму русского литературного языка, ориентируя ее на речь науки деловой прозы, исторических сочинений, академической и политической оратории, проповеди. Его филологические труды оказали значительное влияние на русскую словесность.

B начале XIX века русская риторика переживает эпоху расцвета. Среди руководств по риторике особое место занимают учебники Н.Ф.Кошанского (1784-1831), филолога-классика, переводчика, профессора русской и латинской словесности Царскосельского лицея. Н.Ф.Кошанскому принадлежат работы (сохранено написание «реторика»): «Общая реторика» (описание словесных наук, изобретение источников мысли) и «Частная реторика» (описание основной терминологии: словесность и литература, поэзия и проза, частная риторика и пиитика и др.). Труды Н.Ф.Кошанского были ориентированы на классические образцы изящной словесности. В его риторико-педагогическом идеале были выделены мыслительный труд и нравственное чувство, затем «изящное», «прекрасное». Автор считал: «Реторика, имея предметом мысль, показывает: 1) откуда они почерпаются (изобретение мыслей)», то есть первая часть его риторики «даёт способы думать и, думая, соединяет одну мысль с другой»; 2) «как приводятся мысли в порядок (расположение мыслей)», то есть вторая часть риторики «образует рассудок и нравственное чувство»; 3) «как они излагаются (выражение мыслей)», то есть третья часть риторики учит любить и выражать изящное. Выдвигая на первый план гносеологический, мыслительно-смысловой потенциал, ученый существенное значение придавал нравственным этическим возможностям риторики: «…раскрывая источники изобретения, раскрыть все способности ума, - чтобы, показывая здравое расположение мыслей, дать рассудку и нравственному чувству надлежащее направление, - чтобы, уча выражать изящное, возбудить и усилить в душе учащихся живую любовь ко всему благоразумному, великому и прекрасному». Изучая труды Н.Ф.Кошанского, А.Ф.Мерзлякова, А.И.Галича, И.И.Давыдова и других авторов, ученик русской гимназии осваивал навыки понимания классических произведений и самостоятельного литературного творчества.

В России отношение к риторике менялось на протяжении нескольких столетий. В XVII – XVIII веках – значительное место в сфере гуманитарных наук. В первой половине XIX века ряд литературных критиков во главе с В.Г.Белинским выступили против риторики, обозначая художественную литературу и литературную критику единственным видом словесного творчества. Риторику исключили из системы образования – ее место заняло обязательное изучение художественных сочинений и мнений литературных критиков по различным вопросам общественной жизни. В советский период риторика не признавалась как научная дисциплина. Интерес к современной риторике возник с развитием теории информации в начале XX века – появилась нужда в единой, обобщающей теории, в особой логике гуманитарного познания; возник интерес к живому речевому общению. По мысли Ю.В. Рождественского, «история риторики есть история стилей жизни. Информационное общество несёт новый стиль жизни и требует новой риторики. Стилевая задача новой риторики состоит в понимании и пользовании всеми видами слова, а не только публичной речью».

Причины второго рождения риторики определены её исследователями:

- культурно-исторического характера (развитие свободы, демократии, свободы личности);

- психологического характера (меняется концепция человека в обществе: каждый человек оказался личностью);

- коммуникативными (расширение сфер обучения, повышение роли речи в обществе);

- социально-политическими (появилась необходимость убеждать людей);

- экономическими (конкуренция, кризис непроизводства породили необходимость науки о рекламе, завоевание покупателей).

Выделяют особенности современной риторики: существует как наука о речевом воздействии, выступает как теоретическая и практическая наука, разделяется на два основных вида: публичное речевое воздействие (мастерство публичного выступления) и межличностное речевое общение (искусство убеждать в диалоге), продолжает традиции классической риторики. Современная риторика, изучая речевое общение и его составляющие (речевые события, ситуации, речевые акты и речевые поступки, речевые жанры), дает теоретическое и практическое обоснование риторике общения и риторике текстов (или речевых жанров).

По мысли А.А. Волкова, современная риторика не просто техническая дисциплина, обучающая умению строить убедительные высказывания, но инструмент самозащиты от тоталитарного сознания; она несет в себе возврат к наследию христианской культуры, но с учетом современного научного знания. Вместе с тем, если обратиться к сущности аргументации, к тому, как человек решает проблемы и изобретает идеи и аргументы, можно убедиться, что современность использует те же приемы мысли, те же методы обоснования идей, ту же технику введения в заблуждение, что и две тысячи лет назад, хотя изменяются формы, стиль и совершенствуются инструменты словесного воздействия.

Контрольные вопросы

1. Каковы особенности ораторского искусства как социального явления?

2. Что является объективной причиной зарождения риторики?

3. Как доказать, что софисты сыграли важную роль в развитии риторики?

4. Каковы воззрения софистов на мир и на задачи оратора?

5. Что представляет собой риторический идеал Сократа?

5. Какой вклад в развитие риторики внес Аристотель?

6. Вследствие чего риторика и демократия связаны между собой?





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 11564 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.015 с)...