Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Вопрос 2. Понятийный компонент модели ораторской речи



Изобретение и расположение речи характеризуют понятийный компонент (структуру мысли)

Источники изобретения ораторской речи в истории логики обозначены «категориями» Аристотеля; определялись Цицероном как «великое дело … здравого смысла»; Ю.В. Рождественским как логическое конструирование мысли, основа риторики; основа познавательного аппарата, разработанная система понятий, предлагающая «способы мысли» о любой данной теме (А.К.Михальская); заключают в себе «общие места» (греч. «топы»: при сравнении речи с «картой местности, на которой каждая идея» имела своё место – топ, поэтому модель, по которой изобретали новую идею, назвали «местом»; «общим», то есть обобщающим; совокупность «общих мест» и способы их применения – топикой) и вспомогательные вопросы – кто, что, где, когда, как, почему (В.Г. Белинский), с чьей помощью что-то сделано, с какого по какое время, при каких условиях, обстоятельствах и так далее (М.Р. Львов); содержат признаки: «этос создаёт условия для речи, пафос – источник создания смысла речи, логос – словесное воплощение пафоса на условиях этоса» (Аристотель).

Поскольку оратору необходимо добиться понимания, усвоения информации (прямая связь) и пробудить ответную мысль, ответное чувство, собственное «живое» слово слушателя (обратная связь), постольку изобретение ораторской речи как важнейшая часть умственного труда, как методическое размышление позволяет добиться полного разбора предмета речи, отобрать нужные мысли и выражения, относящиеся к предмету, точно сформулировать их и придать изложению последовательность, ясность, отчётливость. Главный методический принцип изобретения состоит в логическом движении от содержания к выражению. Выражение – цель изобретения: «лучшие мысли останутся туманными, если не будут настоящим образом изложены».

Расположение определяется как система организации материала, как закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей речи и целесообразное их соотношение; как «чёткая композиция»); раскрывается в учении Квинтилиана о расположении восьми частей речи (в античных риториках части речи – крупные риторические аргументы, средства риторического доказывания); рассматривается А. А. Волковым, Е. Н. Зарецкой, Ю.В.Рождественским, другими учёными, чьи работы позволяют проследить, каким образом конструируется связное и последовательное изложение из источников изобретения:

– обращение (аргумент от личности говорящего): просьба прослушать речь; задача – расположить аудиторию к себе, с этой целью быть обильным в словах, уметь отозваться о своей аудитории с похвалой (для преподавателя обращение важно и в начале, и в ходе лекции, когда внимание обучающихся ослабевает). «Конечно, он возведёт к своему предмету достойные подступы и пышные преддверия, он с первого натиска овладеет вниманием, утвердит свои мнения, отразит и обессилит противные.

– называние, обозначение темы, её объяснение (комментарий) должно соответствовать предмету речи, быть понятным аудиторией, построено стилистически так, чтобы заинтересовать слушателей; если тема сформулирована с применением выражений, содержащих загадку, комментируется её содержание, слова комментария могут быть названием отдельных частей речи, использованы как оглавление в последующем построении речи;

– повествование – предмет речи развивается в его историческом становлении – преподавателю необходим такой выбор исторических событий, которые подведут обучающегося к определённым выводам;

– описание – даётся систематическая картина предмета речи, который рассматривается по частям в их соотношении, и в целом (преподавателю необходимы такие примеры, которые содержат мысленный эксперимент – в этом случае описание предшествует доказательству);

– доказательство – центральная часть речи, содержащая логическое доказывание с применением разных видов аргументации, примеров, других форм доказывания;

– опровержение (в риторической теории частей речи это доказательство от противного) – сначала выдвигаются возможные возражения против доказательств, затем они опровергаются (опровержение может быть не только абстрактным, но и реальным, когда говорящему задаются вопросы и высказываются возражения – преподаватель опровержение выстраивает по законам диалектики (это область ораторской практики; «философско-учительский вид речи»; речь диалектична и является ораторской речью, когда говорящий и слушающие ищут совместно истину), когда речь выстраивается как логическое доказывание с использованием примеров, энтимем (это то, что «находится в уме» - «логическое доказательство, высказанное неполностью, часть которого подразумевается», Аристотель энтимему относил к риторическим средствам убеждения, называя её «некоторым риторическим умозаключением», то есть силлогизмом);

– воззвание – обращение к сердцам слушателей и к их эмоциям;

– заключение – подводится итог, даются перспективы на будущее.

Во вступлении решается проблема установления контакта, создания интереса и привлечения внимания (как к содержанию всего выступления, так и к самой личности преподавателя). В основной части раскрывается суть предлагаемых идей, предложений, оценочных суждений и так далее (эта часть включает в себя изложение, аргументацию, опровержение). В заключении – итог речи, закрепление впечатлений от сказанного и мотивация познавательной деятельности слушателей. В центре композиции находится тезис, с которым связаны начало и конец речи, к которому относятся все приводимые аргументы, доводы в обосновании какого-либо положения (аргументация – совокупность доводов; аргумент – мысль, истинность которой проверена и доказана практикой).

Композиционное оформление ораторской речи отражает связь частей речи (неразрывное целое), соотношение частей речи по их цели, стилистическим особенностям, по объёму, сочетанию рациональных и эмоциональных моментов и так далее; позволяет проследить за тем, как происходит понимание речи слушателем (перевод следующих друг за другом предложений или смысловых частей на собственный мыслительный язык): он сначала воспринимает речь говорящего, осознаёт её содержание, запоминает её, а также сравнивает получаемую информацию с той, которую имеет по данному вопросу, оценивает речь оратора, с чем-то соглашается, о чём-то спорит, пробуждает своё воображение, память (Н.Н Кохтев, З.В. Савкова). Этот комментарий возникает в результате опоры на смысловые части, и превращается он в своеобразные сигналы, устанавливающие связь и последовательность частей речи.

По мысли М.М. Сперанского, главное правило такого композиционно-логического строения ораторской речи заключается в обозрении своего предмета речи, в умении «раздробить его на части и, сличив одну часть с другой, применить, какое положение для каждой выгоднее, какая связь между ними естественнее, в каком расстоянии они более друг на друга отливают света; применить всё сие и установить их в сем положении, дать сию связь, поставить в сем расстоянии».

Итак, ораторская речь способствует пониманию и усвоению информации, если имеются чёткие смысловые связи, которые отражают последовательность в изложении мысли. Однако ораторская речь разворачивается во времени и невозможно без определённых способов связи удерживать в оперативной памяти все её составляющие части. В модели ораторской речи выделены её способы связи:

- слова и словосочетания, содержащие: субъективное отношение к высказанной мысли («с моей точки зрения», «мне кажется», «по-моему»; временные и пространственные отношения («во-первых», «во-вторых», «далее отметим», «об этом скажу позже»); грамматические конструкции («я отмечу», «мы должны иметь в виду»); отсылка слушателей к ранее сказанному («мы продолжим сегодня обсуждение проблемы прошлой беседы»); краткое сообщение о той информации, которая заключена в последующих частях выступления («забегая вперёд, скажу», «как будет указано дальше», «дальнейшее изложение покажет»);

- риторические фигуры речи – обороты речи, синтаксические построения, используемые для усиления выразительности высказывания: повторы, которые создают интенсивность действия, связывают отдельные части ораторской речи, служат опорными словами при её произнесении, подчёркивают актуальные мысли, выделяя их и усиливая смысловую значимость высказывания; анафора – повторение начальных слов).

Благодаря способам связи возникает эффект последовательного изложения и эффект сцепления смысловых блоков.

Ораторская речь, с одной стороны, строгая последовательность изложения мысли, связанность, соподчиняемость и согласованность всех её частей, а с другой – индивидуальность и глубина мысли (индивидуальность речи заключается в выборе средств ораторской речи, стиля изложения, функционально-смыслового типа речи и так далее).





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 1243 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...