Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Модуль 1. Общее понятие о риторике



Лекция 1. Риторика – наука и искусство

План

1.Проблема определения риторики как науки и искусства.

2.Риторика в системе филологических и гуманитарных дисциплин.

Вопрос 1. Проблема определения риторики как науки и искусства

Слово «риторика» (устаревшее написание – реторика) греческого происхождения: rheo – говорю, лью, теку; производное от него - rhetor – означало «ритор», «оратор»; последнее – rhetorike – дало название «риторика» или - rhetorike techne – «мастерство / искусство ораторской речи». Его синонимами являются латинское выражение «ораторское искусство» и русское слово «красноречие».

В античные времена обозначилось два подхода к восприятию риторики, ораторского искусства:

- главное в ораторском искусстве – идея (логос), содержание, то есть риторика - это искусство убеждать (по утверждению Аристотеля, «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета», а «способ убеждения есть некоторого рода доказательство», но, «убеждая, делать очевидной скрытую истину и показывать неистинное»;

- риторика – искусство украшения речи, то есть основное достоинство речи – форма и стиль (по утверждению Квинтилиана, «аrs bene dicendi - искусство говорить хорошо», речь оратора должна быть чистой, ясной, красивой, уместной - «нам следует пользоваться богатым выбором слов умело, так как мы должны иметь перед глазами не рыночную болтовню, а настоящее красноречие»).

Выделенные определения риторики позволяют говорить о двух системах понятий риторики: системе понятий Аристотеля (основные категории: этос, пафос, логос) – аналитической и системе понятий Квинтилиана (основные категории: изобретение, расположение, выражение, исполнение) - синтетической. Аристотелева система отражает правила для слушающего, а Квинтилианова – для говорящего.

Русская риторическая наука, как и античная (М.В. Ломоносов, И.С. Рижский, А. Серебренников, М.М. Сперанский, другие - XVIII век; А.А. Ивин, Г.Г. Хазагеров, другие – XX век), выделяла, с одной стороны, красоту, выразительность речи для её убедительности; с другой – вслед за Ф.Бэконом, Платоном (Н.Ф. Кошанский, А.Ф. Мерзляков, Ю.В.Рождественский, другие) цель риторики видела в «научении … разума», а саму риторику определяла как:

- руководство к познанию всех прозаических сочинений;

- искусство «сообщения знаний», способ познания и толкования сложных явлений; воспитания высоконравственной творчески мыслящей языковой личности, метода мыслительной работы;

- науку, с помощью которой выводится новое знание;

- способ «распространения познаний, открытия новых истин», «научает нас избирать предметы, разбирать их и описывать прилично, порядочно и связно, даёт самой истине силу убедительности».

А.А.Волков выделил цели изучения риторики: практическую – владение искусством целесообразного слова, и образовательную – освоение русского литературного языка как инструмента аргументации (без знания богословия, истории, философии, права, художественной литературы … искусство слова становится пустословием).

Различные взгляды на целевые установки риторики выдвигают проблему её определения: Аристотель, М.Т. Цицерон, М.В. Ломоносов, А.Ф. Мерзляков, В.Г. Белинский, А.Ф. Кони и другие называли риторику искусством; Ф. Бэкон, Н.Ф. Кошанский, Ю.В. Рождественский, М.Р. Львов, З.С. Смелкова и другие – наукой; третьи – (А.Серебренников, другие) - «искусством преклонять словом других к своему намерению» и наукой – «способность к предложению слова».

М.Т. Цицерон, Н.А. Михайличенко называли риторикой «одну из наук и искусств, рядоположенную другим и помогающую любой профессиональной деятельности, когда мысль оформляется в речь»; «науку о законах подготовки и произнесения публичной речи с целью оказания желаемого воздействия на аудиторию».

Д.Н. Александров, утверждал: если наука «представляет собой сферу человеческой деятельности, опирающуюся на сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира» и «функционирует на основе законов», то в понятии «риторика» имеются «безусловные признаки науки», так как любое выступление оратора «строится с опорой на важные законы, правила, предписания, которые могут улучшить выступление, способствовать качественности и эффективности общения»; если «искусство … не имеет общеполагающих законов, а представляет собой в целом художественное творчество, высокую степень умения, мастерства в любой сфере художественной деятельности», то одновременно в риторике есть и такие составляющие, которые, не относясь к науке, соответствуют всем требованиям искусства, например, «индивидуальный стиль говорящего, его умение использовать нужные ораторские приёмы, умение пользоваться внелогическими возможностями демонстрации аргументов при доказательстве нужного термина». Предмет риторики, ораторская речь, есть «живая речь, получившая художественную и профессиональную обработку с целью наиболее качественного воздействия на аудиторию в рамках той научной концепции, которой придерживается её автор. Одновременно автор демонстрирует» свою речь и «как произведение искусства».

Было бы неправильным, по мысли А.А. Волкова, ограничить предмет риторики только ораторской речью, проповедью, публицистикой, массовой информацией. Риторика изучает любые произведения слова, в которых содержится аргументация: научные, философские, художественные. Особенность риторики состоит в том, что изучение произведений слова для нее не цель, а средство. Большинство наук о слове (сравнительная и теоретическая грамматика, лексикология, стилистика, история языка, теория литературы и другие) ограничивают свой предмет фактами языка – они исследуют продукты речевой деятельности. Предмет риторики – произведение слова, которое еще не создано, но которое предстоит создать. Риторика стремится ответить на вопрос: как создать высказывание в заданных условиях? Поэтому она представляет собой скорее филологическую инженерию, чем фундаментальную науку, обобщая опыт искусства аргументации и отражая реальные нормы культуры слова, сложившиеся исторически.

И.Н. Кузнецов, поясняя связь риторики с наукой, подчёркивал: она «пользуется открытиями и достижениями всех наук», «опирается на категориальную систему соответствующих наук», «широко пропагандирует и популяризирует их», «многие идеи или гипотезы первоначально излагались в устной форме, в публичных лекциях, научных докладах, сообщениях, беседах».

Ю.В. Рождественский, М.Р. Львов определяли риторику как одну из классических гуманитарных дисциплин, поскольку она «изучает речь и рекомендует правила искусной, целесообразной и убедительной речи», поэтому имеет две части: первая часть - исследовательская, научная (изучает, исследует); вторая часть - практическая, дидактическая (рекомендует, обучает, воспитывает), которую называют общим словом «методика». Риторика включает два основных раздела – общий и частный.

Общая риторика изучает законы речевого поведения, лежащие в основе эффективной речи и эти законы действуют во всех сферах жизни человека. Разделы общей риторики: риторический канон, публичное выступление (оратория), ведение спора, ведение беседы, риторика повседневного общения, этнориторика. Частные риторики (деловая риторика, педагогическая риторика и др.) изучают особые области, которые называют сферами «повышенной речевой ответственности» - дипломатия, медицина, педагогика, административная и организационная деятельность и др. Эти риторики рассматривают особенности построения, произнесения определённой публичной речи, факторы, влияющие на оратора и слушателей; учитывают технику речи

Общая риторика изучает принципы и приемы создания замысла и его воплощения в завершенном высказывании. Частная риторика изучает особенности построения словесных произведений в различных родах и видах словесности. Строение общей риторики отражает ход создания ритором высказывания от замысла к завершенному тексту. Общая риторика содержит учение о риторе; учение об аргументации, то есть об отношении аргументов к аудитории, к которой они обращены и которая принимает решение об их приемлемости; учение о риторическом построении, то есть о создании произведения слова. Риторическое построение требует использования всех уровней структуры языка: фонетико-стилистического (произношение слова), грамматико-стилистического (выбор для него грамматической формы), лексико-стилистического (выбор слов, словосочетаний), синтаксико-стилистического (расположение их в предложении), стилистического уровня сверхфразового единства (конструирование текста), стилистического уровня интонационного корпуса (передача информации средствами голоса) - что и проявляется в классическом разделении общей риторики на изобретение(инвенцию), расположение(диспозицию) и выражение(элокуцию). Частная риторика содержит учение о конкретных родах и видах словесности (политическая, судебная, академическая, проповедническая (духовная), педагогическая и пропагандистская речи; научно-философская проза), даёт знания в сфере деловой корреспонденции (деловые бумаги др.); для осмысления правил построения и ведения дискуссии и др.

С.И. Гиндин соединил в определении риторики два смысла (узкий и широкий): в узком понимании риторики её предметом является ораторское искусство (так как нет иного термина для названия комплексной дисциплины, изучающей это явление), а в широком смысле предметом риторики – любые разновидности речевой коммуникации (рассматривается некоторое воздействие на получателя сообщения). Иначе говоря, современная риторика (неориторика), по мысли учёного, «есть наука об условиях и формах эффективной коммуникации», предметом изучения её являются не только ораторская (публичная речь), но и различные виды речевой коммуникации: беседы, переговоры, телефонные разговоры, совещания, интервью, дискуссии, дебаты и др.

Таким образом, риторика – наука и искусство. Н.А. Михайличенко не видит в определениях риторики никакого противоречия, так как «человеческое мышление осуществляется в двух формах: логической и образной, а им соответствуют две разновидности познания: наука и искусство». Мастерство публичного выступления заключается в умении использовать обе формы человеческого мышления.

Понимание риторики как единства мысли и языка, понятия и образа; а ораторской речи как «своеобразного вида эмоционально-интеллектуального творчества, которое воздействует и на сознание, и на чувства человека», позволяет при обучении мастерству ораторской речи познать в полной мере риторику как науку.

Вопрос 2. Риторика в системе филологических и гуманитарных дисциплин

Риторика рождается из многих знаний и умений.

Ю.В. Рождественский определил умения, приобретаемые при познании риторики:

- быстро воспринимать речь во всех видах слова и извлекать нужные смыслы для принятия оперативных решений, не давать себя увлечь, сбить на деятельность, невыгодную себе и обществу;

- изобретать мысли и действия и облекать их в такую речевую форму, которая отвечает обстоятельствам, то есть умение создавать монолог, вести диалог и управлять им, управлять системой речевых коммуникаций в пределах своей компетенции.

Развитие умений, обозначенных учёным, невозможно без понимания сущности риторики, её связи с другими науками: философией, логикой, психологией, педагогикой, лингвистикой, этикой. Лингвистика разрабатывает теорию культуры устной речи, даёт рекомендации ораторам, как пользоваться богатствами языка; психология изучает вопросы восприятия и воздействия речевого сообщения, занимается проблемами устойчивости внимания во время публичного выступления, исследует психологию личности оратора, психологию аудитории как социально-психологической общности людей; логика учит последовательно и стройно излагать свои мысли, правильно строить выступление, доказывать истинность выдвигаемых положений и опровергать ложные утверждения; этика (была частью философии; термин введён Аристотелем) предлагает правила для говорящего и слушающего; педагогика рассматривает диалогичность, правила и виды учебной речи, характер подготовки материала речи, проблемы владения аудиторией, образ оратора-преподавателя, эмоции и другое.

Связь риторики с другими науками прослеживается с античных времён. В античности наука подразделялась на три области: физику – знание о природе; этику – знание об общественных установлениях; логику – знание о слове как инструменте мышления и деятельности. В основе образования лежат логические науки (или органон – из античности и средневековья), т.к. освоение метода позволит успешно освоить теоретическое знание и практическую деятельность. Органон включал в себя тривиум и квадривиум – семь свободных искусств. В тривиум входили грамматика, диалектика, риторика. Грамматика – наука об общих правилах построения осмысленной речи. С грамматикой – поэтика как наука о художественном слове («лаборатории языка» А.А. Волков). Диалектика – наука о приемах обсуждения и решения проблем и о технике научного доказательства. Риторика – наука об аргументации в публичной речи, необходимой при обсуждении вопросов практического характера. B квадривиум, который завершал общее образование, входили математические науки: арифметика и музыка, геометрия и астрономия.

В античности риторику называли царицей всех искусств. Аристотель видел общее между красноречием и поэзией. Актерские приёмы использовали все выдающиеся ораторы, начиная с Демосфена и Цицерона. А.Ф.Кони определял связь риторики с литературой и театром, называл её литературным творчеством в устной форме. Четкое, ясное, эмоциональное произношение зависит от данных физиологии, анатомии, акустики, сценической речи.

Контрольные вопросы

1. Что называется риторикой?

2.Что является предметом общей риторики и частной риторики?

3. Что считается задачами риторики классической и риторики

современной?

4. Чем объяснить связь риторики с другими науками.

Лекции 2 – 3. История развития риторики

План

1.Причины возникновения риторики.

2. Вклад софистов в становление и развитие риторики.

3. Ораторское искусство Древней Греции, Рима.

4. Развитие русской риторики.

Вопрос 1. Причины возникновения риторики

Риторика – одна из самых древних филологических наук. Она сложилась в Древней Греции в V в. до н.э. Главным содержанием риторики была теория аргументации в публичной речи, а основной задачей – «способность находить возможные способы убеждения относительно каждого данного предмета» (Аристотель). Риторика была не столько теорией, сколько практикой обучения речевому мастерству. Основателем античной риторики, называют софиста Горгия (485-380 г.г. до н.э.) – «он первый ввел тот вид образования, который готовит ораторов, специальное обучение способности и искусству говорить, и первый стал употреблять тропы, метафоры, аллегории, превратное употребление слов в несобственном смысле, инверсии, вторичные удвоения, апострофы» (А.Ф. Лосев).

А.Ф. Лосев, исследователь античной культуры, указывал причины зарождения риторики в Древней Греции:

1. Особенность греков – были заядлыми разговорщиками – «гомеровские поэмы удивляют обилием и умелым построением речей», этот «небывалый культ слова» и оформился в особую обобщающую дисциплину и более того – философию жизни общества и общения, т. е. риторику; «греки, можно сказать, абсолютизируют слово, делая его владыкой всего сущего, а среди богов почитают Пейто – богиню убеждения» и две Эриды – богини спора. Отсюда и отличительные особенности одного спора – диалектики («конструктивный», направленный на достижение истины) от другого спора – эвристики («конфликтный» – не на выяснение истины о предмете, а на борьбу с противником и достижение победы в этой борьбе). Эрида «благая» покровительствовала красноречию «благому», «гармонизирующему». Эрида, «злая» – красноречию борьбы.

2. Демократические формы управления в Афинах (строй рабовладельческой демократии) и активное участие граждан в политической жизни страны. Большое значение имели три основных учреждения: народное собрание (юридически обладало полной верховной властью – принимало решение об объявлении войны, заключении мира, об избрании высших должностных лиц, об издании различных постановлений и так далее); совет пятисот (рассматривал текущие дела между заседаниями народного собрания); суд присяжных (занимался судебными делами, законодательной деятельностью, при этом прокуроров не существовало и обвинителем мог выступить любой человек). Специальных защитников в Афинах тоже не было – подсудимый должен был защищаться сам. В аудиториях и на площадях кипели жаркие дискуссии по самым разным вопросам. Чтобы успешно вести дело в суде, удачно выступать в народном собрании, надо было уметь хорошо и убедительно говорить, отстаивать свою позицию, опровергать мнение оппонента, то есть владение ораторским искусством и умение спорить было первой необходимостью для афинян.

Таким образом, основой зарождения ораторского искусства как социального явления стала насущная необходимость публичного обсуждения и решения вопросов, имевших общественную значимость. Быть значимым и уважаемым среди граждан Древней Греции, особенно в Афинах – культурном, экономическом и политическом центре Эллады (и в Древнем Риме через сто лет), не имея хороших навыков публичных выступлений, было невозможно. Владение словом было непременным условием хорошего образования, хотя и были такие времена, когда дядя Платона Критий – глава афинских тиранов – преподавание красноречия запретил, определяя его как опасное занятие, обучающее власти над людьми.





Дата публикования: 2014-08-30; Прочитано: 1909 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.01 с)...