Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Самоанализ урока, оценка его с позиции художественно-педагогической драматургии



Рассматривая данное занятие с позиции художественно-педагогической драматургии можно выделить следующие этапы:

1. Подготовка или настройка – это Гимнастика мозга, которая помогает снять утомление учебного дня, так как Уроки здоровья 6-ые или 7-ые в расписании, а также оптимизации коммуникационных качеств, необходимых для успеха и эффективности занятия средствами упражнения «Подари».Надо отметить, что упражнения «Гимнастика мозга» много раз доказали свою эффективность, дети очень любят эти упражнения и с удовольствием выполняют.

1. Завязка или индуктор, на наш взгляд, происходит во время выполнения упражнения «Градусник», своеобразной диагностики эмоционального состояния присутствующих на занятии. Детей чаще всего это упражнение заставляет задуматься о связи настроения и эмоций, мотивируя на получение знаний об эмоциях и навыках создания эмоционального комфорта. Существует некоторый риск: из-за подростковой бравады некоторые мальчики неискренне отмечают на градуснике свое настроение. Отсюда задача психолога – создать доверительную, безопасную атмосферу.

2. Начало кульминации – это беседа об эмоциях, их значении, разнообразии, связи с работоспособностью, эффективностью жизни. Задача психолога здесь – приводить интересные, живые примеры. Возможно, притчи.

3. Кульминация – разрыв – работа в группах, по «доставшейся» на карточке эмоции. Дети вспоминают, представляют, входят в образ, чувствуют, оценивают, задумываются в результате слаженной групповой работы.

4. Развязка – представление группами проделанной работы, таблицы с микроисследованием по эмоциям, а также театральный конкурс – инсценировка стихотворных строк (см. таблицу). Задача психолога подвести детей к мысли о возможности регулировать свои эмоции, о том, что источников положительных эмоций служит сама жизнь, а также уникальная и неповторимая личность каждого ребенка. «Радость – чувство душевного удовлетворения, которое ведет человека по правильному пути, даже в самых сложных ситуациях. Оно не дает отчаяться в трудную минуту, оно вдохновляет поэтов и музыкантов, скульпторов и художников, творцов и самых обычных людей – нас с вами»,[26] - эти слова должны быть эпиграфом и заключением кульминации.

5. После того, как «напряженное действие драмы достигает последних высот»[27], а занятие еще надо продолжать, и требуется логический переход к следующему этапу, проводим оздоровительную двигательную паузу, а также заодно активизируем внимание и «открываем» каналы восприятия.

6. На этапе Завязка – 2 используем приемы арт-терапии, воплощая эмоции в определенные цвета и геометрические фигуры.

7. На этапе Кульминации – 2 дети учатся, используя опыт, приобретенный на занятиях, узнавать эмоции, связывать их с событиями и своими поступками, самое главное - управлять эмоциями.

8. Этап Развязка – 2 служит для закрепления нового знания об эмоциях и умений с ними работать, которое происходит в форме беседы, ответов детей на вопросы психолога.

9. Этап Релаксация служит для обучения школьников навыкам расслабления, умения отдыхать, и, с другой стороны, служит источником диагностики эффективности занятия для педагога-психолога. На вопрос: «Понравилось ли вам занятие, и было ли оно для вас полезным?», - школьники единогласно отвечают положительно.

В качестве итогов Уроков здоровья, проводимых педагогами-психологами можно отметить следующее:

1. На уроках учителя отмечают живость, активность, заинтересованность, снижение страха сделать ошибку, боязни ответа, положительные результаты урока.

2. Повышение успеваемости по разным школьным дисциплинам – сократилось количество троек, 16 из 24 успевают на «4» и «5».

3. Снижается заболеваемость.

4. Дети стали внимательнее друг к другу, дружнее, уменьшилось количество конфликтов, агрессии.

Соответствовало ли описанное занятие принципам социо-игрового стиля?

При планировании занятия мы учли:

· принципы педагоги сотрудничества,

· дух демократичности,

· высокая двигательная активность,

· стремились насытить урок игровыми упражнениями,

· созданием малых групп и их смену,

· смену мизансцен (круг на ковре, группы за столами, группы в разных углах кабинета, и т.д.),

· использовали приемы театральной педагогики.

Мы понимаем, что социо-игровой стиль предполагает новое осмысление роли педагога в образовательном процессе. Смещение его с ведущей роли на сотрудничество с детьми, предоставление школьникам возможность самостоятельного принятия решения в общем деле (групповой творческой работе), а также права на ошибку, (в том числе и ошибку самого педагога), устранения страха ошибиться, понимание того, что без ошибок невозможно получение знаний и навыков. При разработке заданий для групповой работы мы старались, чтобы рамки задания позволяли проявить личную творческую инициативу каждого (особенно неуспешного ученика) и чтобы "ошибки" воспринимались, как открытия новых возможностей радостного совместного поиска-творчества.

Нельзя сказать, что в школе, работающей в традиционном стиле, все указанные приемы социо-игрового стиля даются легко и просто и педагогу, и школьникам. Занятия требуют от педагога высокой степени мобилизации, инициативности. Многие школьники нуждаются в повышении самооценки для успешного взаимодействия на занятиях, поэтому очень кстати пришлись различные словесные и бессловесные действия (по Ершовой А.П. – ободрять, удивлять, звать), вызывающие интерес школьников друг к другу и педагогу.

БИБЛИОГРАФИЯ

1. Учебный курс «Педагогика как режиссура детской заинтересованности» http://setilab.ru/ms/buk/kurs/

2. Букатов В.М., Ершова Я иду на урок: Хрестоматия игровых приемов обучения.– М., 2000.– 224 с.

3. В.М. Букатов Секреты дидактических игр. Психология, методика, дисциплина. Образовательные проекты. Речь. Санкт-Петербург. 2010

4. В М Букатов.Игры для детского сада. Развитие талантов через игру. Образовательные проекты. Речь. Санкт-Петербург. 2010

5. Ершова А. П., Букатов В. М. Режиссура урока, общения и поведения учителя. Пособие для учителя. 4.-е издание. Издательство «Флинта», НОУ ВПО «МПСИ», 2010,– 342 стр

6. Алексей Колесников. Гимнастика мозга или Легкие способы развития ребенка. Центрполиграф, Москва, 2009

7. http://worldofchildren.ru/scenarios-and-holidays/64-party/1294-podvijnyie-igryi-dlya-detei?start=1

8. Горинова, М. Н., Романенко, О. А. Гимнастика Брейн Джим в системе специально организованных занятий. Современный логопедический урок: опыт работы / авт.-сост. Е. А. Лапп, Н. Г. Фролова. – Волгоград: Учитель, 2010. – 231 с.


Предлагаемая вашему вниманию статья обобщает опыт работы автора по подбору драматургического материала для постановки с детьми и созданию драматургических миниатюр в процессе коллективной игровой деятельности. Этот опыт может быть интересен не только педагогам дополнительного образования, руководителям театральных коллективов, но и классным руководителям, педагогам организаторам, и даже учителям начальных классов, русского языка и литературы. Некоторые приемы и игры можно использовать как при подготовке к школьному огоньку, классному часу, или другому внеурочному мероприятию, но и на уроках развития речи.

Размышления о репертуаре для школьного театра, или Давайте напишем пьесу сами





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 442 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...