Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Приложение 4. «Сон в летнюю ночь»— комедия Уильяма Шекспира в 5 актах



«Сон в летнюю ночь»— комедия Уильяма Шекспира в 5 актах. Считается, что «Сон в летнюю ночь» был написан в промежутке между 1594 и 1596 годами. Не исключено, что Шекспир создал пьесу специально к свадьбе некого аристократа или к празднованию королевой Елизаветой дня святого Иоанна Крестителя (в западной традиции, как и Иван Купала в русской, сопровождаемого фольклорными повериями).

После окончания эпохи английского Ренессанса и до 1840 года «Сон в летнюю ночь» ни разу не был поставлен полностью, существовав лишь в сильно упрощённых адаптациях. В 1692 году увидело свет музыкальное переложение пьесы авторства английского композитора Генри Пёрсела «Королева фей».

В 1840 году английская актриса Лусия Элизабет Вестрис, первая женщина-антрепренёр и режиссёр в Англии, поставила в Ковент-Гардене относительно полную версию «Сна», добавив, однако, в пьесу значительное количество музыкальных и балетных номеров. Сама Лусия исполнила роль Оберона, чем положила начало театральной традиции (просуществовавшей семьдесят лет), согласно которой роли Оберона и Пака исполняли женщины.

Музыкальное сопровождение к пьесе написал в 1826 году Феликс Мендельсон (в то время ему было семнадцать лет). Его музыка звучала в постановках «Сна» до конца XIX века.(отдельно стоит упомянуть, что знаменитый «марш Мендельсона» как раз таки из «Сна в летнюю ночь»)

1903 г. Тифлис. Мейерхольд. «Сон в летнюю ночь». Путь к импрессионизму - декорации под впечатлением настенной живописи Пиросмани. Поющие эльфы – грузинские гимназисты.

1905 год – Макс Рейнхардт. Новый театр. Берлин. «Сон в летнюю ночь» Шекспира. Художник – Эрнст Штерн. Композитор Ф. Мендельсон. Мир сказки. Чудеса оформления и техники. Противопоставление настоящего леса и настоящего мраморного дворца. Поиски в области импрессионизма в актёрской игре. Выстраивание ритма спектакля по музыкальным законам. Пэк - Гертруда Эйзольт.

В начале двадцатого столетия публика начала высказывать недовольство излишне масштабным спектаклем. Тогда режиссёр-новатор Харли Гренвиль-Баркер предложил в 1914 году совершенно свежий взгляд на постановку пьесы: он сократил количество занятых в спектакле актёров и убрал музыку Мендельсона, заменив её народной музыкой эпохи королевы Елизаветы. Громоздкие декорации уступили место незатейливому набору узорчатых занавесов. Всё это помогло пьесе стать понятнее и доступней.

В 1970 году режиссёр Питер Брук решительно отмёл все театральные традиции «Сна» и поставил пьесу на пустой белой сцене. Он ввёл в пьесу акробатические номера на трапециях и первым предложил использовать для ролей Тезея/Оберона и Ипполиты/Титании одних и тех же актёров, показывая, таким образом, что мир фей и эльфов — всего лишь отражение мира людей.

В 1990 году английский фантаст Нил Гейман опубликовал комиксную версию «Сна», иллюстрированную художником Чарльзом Вессом, в своём комикс-сериале «The Sandman». Эта работа стала первым и единственным комиксом, завоевавшим Всемирную премию Фэнтази (в 1991 году в номинации «Короткая форма»).

Существуют выдающиеся балеты на сюжет шекспировской пьесы, из которых наиболее популярны одноактный балет Фредерика Аштона «Сон» и двухактный — Дж. Баланчина, под названием «Сон в летнюю ночь», оба на музыку Мендельсона. Имеется ряд опер, в том числе опера Бенджамена Бриттена.

Фильмы на основе пьесы.

"Сон в летнюю ночь" (Россия, 1911 год, фирма "Братья Пате")

«Сон в летнюю ночь» — комедия 1935 года. Экранизация. Фильм был запрещен к прокату в нацистской Германии, так как режиссер Макс Рейнхардт и композитор Феликс Мендельсон были евреями по национальности. В 1936 году фильм получил две премии «Оскар» — за операторскую работу и монтаж. Кроме того, был номинирован на получение премии как лучшая картина. Микки Руни — Пак

«Сон в летнюю ночь» - (кукольный фильм, 1959) Реж. Иржи Трнка, Чехословакия.

"Сон в летнюю ночь" мультфильм (Армения, 1992)

«Сон в летнюю ночь» — художественный фильм, снятый в 1999 году режиссёром Майклом Хофманом по мотивам Шекспира. Пролетая по лесным дорогам на двух колесах, дворяне, любовники и актёры Тосканы оказываются во власти озорных духов, которые правят миром. Пак – Стенли Тучи.

«Сон в летнюю ночь» стоит на втором месте по частоте исполнения и количеству всевозможных постановок. Так, каталог танцевальной коллекции Нью-Йоркской публичной библиотеки упоминает более 140 версий различных танцевальных «Снов», начиная с постановки Мариуса Петипа 1876 года до современного балета на льду.

Одни версии «Сна» более интригующие, чем другие. Было бы, наверное, забавно увидеть раннюю постановку Михаила Фокина (1906 г.), подписанную «по Петипа», которая была поставлена для выпускного спектакля императорского Театрального училища. Позднее Фокин перенес некоторые свои идеи из этой постановки в «Эльфов», используя музыку Мендельсона, включая скрипичный концерт. Изображенный в этом балете лес был населен полу-насекомыми полу-человеками. Впервые он был представлен собственной труппой Фокина в Metropolitan Opera House в 1924 году и позже был перенесен в труппу Рене Блюма Ballet Russe de Monte Carlo. В 1925 году Фокин поставил танцы к комедии «Сон в летнюю ночь» (также на музыку Мендельсона), которая была показана в Лондонском театре Drury Lane.

Две самые известные постановки были созданы в 60-е годы: Джордж Баланчин поставил свой «Сон» в 1962 г. для NYCB, а в 1964 г. это сделал Фредерик Аштон для Royal Ballet. «Сон в летнюю ночь» Баланчина стал его первой постановкой большого балета в США. В его канву вплетено большинство элементов и действующих лиц Шекспировской пьесы – любовники, феи, ремесленники, Тезей и Ипполита. Второй акт красочного балета демонстрирует свадебную церемонию с короткими «отступлениями» в лес. Это прекрасный образец широкого видения Баланчина включает детские партии для учащихся Школы американского балета, характерные роли и неоклассическое па де де для главной пары (премьеру танцевали Виолетт Верди и Конрад Ладлоу) в дивертисменте второго акта. Сам Баланчин в возрасте 8 лет танцевал эльфа в «Сне в летнюю ночь» в Санкт-Петербурге, поэтому неудивительно, что его воспоминания об участии в нем и других балетах Петипа, таких как «Спящая красавица», в дальнейшем воплотились в создании детских танцев в его собственных балетах. «Сон» Баланчина прочно держится в репертуаре NYCB и часто по традиции завершает весенний сезон труппы.

Когда Фредерик Аштон создавал свой длинный одноактный балет, он пригласил танцевать в нем Антуанетт Сибли и Энтони Доуэла, даже не сказав им, что они будут Титанией и Обероном, – просто любовниками. И лишь после того, как Аштон назвал их «нечеловеческими созданиями», артисты стали внимательно изучать пьесу Шекспира. Хореографическая идея Аштона заключалась в том, чтобы в па де де изобразить пару, как единое тело (у танцовщиков были одинаковые пропорции) и «отзеркалить» их движения. Премьера балета была приурочена к 400-летию Шекспира, и перед спектаклем Аштон заставил Сибли выкрасить волосы в зеленый цвет, позже для нее сделали парик. Пара Сибли-Доуэл танцевали во «Сне» на протяжении 25 лет. В честь Антуанетт Сибли для коллекции Королевской Академии танца была вылеплена статуэтка из китайского фарфора, представляющая ее в роли Титании.

Современную адаптацию истории создал Том Шиллинг в 1981 г. для East Berlin Comic Opera. Позже экс-танцовщик Балета Сан-Франциско Роберт Санд поставил полновесную работу для Norwegian National Ballet. Есть своя версия «Сна» и в Корее, где для Reverend Moon’s Universal Ballet в Сеуле балет поставил Брюс Стейвел. Он постарался досконально изучить пьесу и внести по максимуму ее элементы в свою постановку. Иногда в балет включают даже проговариваемый текст, как, например, в постановке Ханца Шперли, поставленной в 1976 г. в Базеле, в которой помимо танцовщиков участвует и группа драматических актеров, разыгрывающих интермедию "Приам и Фисба".

Многие современные интерпретации «Сна» отличаются не только модерновым стилем танца, незатейливыми костюмами и декорациями, но и своими «находками». Например, в одноактной постановке Queensland Ballet (1996 г.) возглавляемом Харольдом Коллинзом, использованы изображения газетных заголовков, гласящих о королевской свадьбе. А в «Сне» Мауро Бигонзетти для балетной труппы Aterballetto (2000 г.) на музыку, специально заказанную Элвису Костелло, вместо ослиной головы, в которую превращается собственная голова ткача Основы, на сцену опускается телевизор с изображением этой самой головы; лес изображают листы фанеры с подвешенными бревнами, а в итоге на сцену изливается поток воды, очищающей всех от чар ночного леса.





Дата публикования: 2014-10-19; Прочитано: 480 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...