Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ребенок



Семья Детский сад

Детский сад Школа

ПОДРОСТОК

Школа Новая компания

ЮНОША

Школа Институт

Институт Трудовой коллектив

Рис.1. Процесс развития личности

Вопросы для самопроверки. Литература к теме

1. Что является движущей силой развития человека?

2. Что такое развитие человека?

3. Что значит выражение «стать личностью»?

Литература:

1. Подласый И.П. Педагогика. – М., 1986.

2. Скаткин М.Н. Школа и всестороннее развитие детей. – М., 1980.

3. Филонов Г.Н. Формирование личности: проблема комплексного подхода в процессе воспитания школьников. – М., 1983.

ГЛАВА 6

Цели воспитания – личность развивающаяся и самореализующаяся в гармонии с собой, природой и социумом

Любая деятельность предваряется осознанием цели. В педагогической науке цель воспитания - это ключевая категория, а ее разработка является центральным моментом создания педагогической концепции.

Цель – это идеальное представление о результате деятельности, формирующееся в сознании субъекта в процессе взаимодействия субъекта с окружающей действительностью. Она задает импульс деятельности, мобилизует творческие силы человека. И ее достижения порождают глубокое удовлетворение, составляющие основу человеческого счастья, в том числе и профессионального.

Цель объективна, так как отражает реальность, порождается обстоятельствами. И субъективна, потому что является продуктом сознания человека и несет в себе все его особенности. Цель должна нести общий характер. Это позволяет ей быть реализованной при самых разнообразных обстоятельствах. Как идеальный продукт цель обладает подвижностью и динамичностью, отражая изменчивость мира и самого человека.

Цель является исходным моментом, определяя систему педагогического процесса, его содержание и результат. Она же является критерием оценки, как профессиональной деятельности педагога, так и в целом систему образования.

Необходимо отметить, что цель образования и воспитания подрастающего поколения, прежде всего прерогатива государства, которое при широком участии науки и общественности формирует ее как главный компонент педагогической политики.

Современные научные представления о воспитании сложились в итоге противоборства ряда педагогических идей.

Уже в период средневековья сформировалась теория авторитарного воспитания, ярким представителем которой был немецкий педагог И.Ф.Гербарт, сводивший все воспитание к управлению детьми. Цель этого управления – подавление дикой необузданности ребенка, «которая кидает его из стороны в сторону»; управление ребенком определяет его поведение в данный момент, поддерживает внешний порядок. Приемами управления Герберт считал угрозу, надзор за детьми, приказания и запрещения.

В противовес авторитарному воспитанию была выдвинута теория свободного воспитания. Ж.–Ж.Руссо. Она призывала уважать в ребенке растущего человека, не стеснять, а всемерно стимулировать в ходе воспитания естественные развитие ребенка.

Опыт лучших учителей и педагогических коллективов начала XX века ориентировал педагогов на гуманизацию воспитания детей, развитие их самостоятельности и самоуправления. Интенсивно развивалась педология, дававшая всесторонние сведения о конкретном ребенке, что создавало условия для дифференциации обучения и воспитания. Устремления воспитательных учреждений тех лет вызывали восхищение и привлекали внимание всего мира. Но гуманистический расцвет советской педагогики продолжался недолго. С усилением тоталитарной государственной системы в практике воспитания постепенно начали преобладать жестокая регламентация и контроль за сознанием растущего человека, подгонка его к заданному шаблону, авторитаризм педагогов.

В дореволюционной России цель воспитания формулировалась по-разному. Например: «разумный, добрый человек», «воспитание добра, красоты и истины» (Д.И.Тихомиров, М.И.Демков). В СССР, цель как нормативная установка законодательного характера и требований государственной политики, выражалась во всестороннем воспитании личности. В одном из опубликованных документов ЮНЕСКО («Международная стратегия действий в области образования и подготовки кадров по вопросам окружающей среды на 90-е годы». Часть 4. Рекомендация № 78) под образованием и воспитанием понимается «осуществление процесса всестороннего развития человека, который протекает на протяжении всей его жизни и направлен на наиболее полное раскрытие его способностей в интеллектуальном, физическом, эмоциональном, моральном и духовном отношении».

В существующих национальных вариантах формулировки цели отражаются национальные традиции, культура и особенности образовательной политики государства. Например, немецкие авторы формулируют цель воспитания как подготовку человека «способного поступать продуктивно с сознанием ответственности». В публикациях американских авторов цель воспитания формулируется как воспитание «хорошего гражданина США». В послевоенной Японии была провозглашена цель воспитания как формирование в каждом японском гражданине независимости, индивидуализма, самореализации, дружбы и свободы.

Современная трактовка цели воспитания – это «Личность, способная строить жизнь, достойную Человека». Такая постановка цели воспитания приобретает гуманистическое направление, «предотвращая педагогическую распорядительность, насилие над личностью, подавление индивидуальности».

В гуманистической традиции развитие личности рассматривается как процесс взаимосвязанных изменений в рациональных и эмоциональных сферах, характеризующих уровень гармонии ее самости и социумности. Самость как отражение внутреннего плана развития личности, прежде всего психофизического, характеризует глубину индивидуальности личности. Она обуславливает развитие личности от элементарных моментов ее жизнедеятельности до сложных психических состояний, которые осуществляются с помощью самопознания, саморегуляции и самоорганизации.

Социумность отражает внешний план развития личности, и, прежде всего, социальный. Он характеризуется глубиной вхождения человека к социальным ценностям, нормам и обычаям, степенью ориентации в них и уровень приобретенных на их основ личностных качеств. Социумность достигается с помощью адаптации, самоутверждения, коррекции, реабилитации и проявления в актах самореализации личности.

Гармония самости и социумности характеризует личность с позиции целостности и всесторонности представлений об ее «Я», которое развивается и реализуется во взаимосвязи с внешним природным и социальным миром. Гуманистическое воспитание осуществляется в актах социализации, собственно воспитания и саморазвития личности.

Личность в гуманистической концепции воспитания, является понятием ценностным, выражающим идеал человека. Как отмечал А.Швейцер, идеал культурного человека «есть не что иное, как идеал человека, который в любых условиях сохраняет подлинную человечность». Признавая личность и развитие ее сущностных сил в качестве ведущих ценностей, гуманистическая педагогика в своих теоретических построениях и технологических разработках опирается на ее аксиологические характеристики.

Оценочные отношения личности к предметному и социальному миру, а также к самому себе, проявляются в ее деятельности. Благодаря этим отношениям происходит создание новых ценностей или распространение ранее открытых и признаваемых. Для различения признаваемых (субъективо-объективных) и фактических (объективных) ценностей употребляется категория потребность. Именно потребность человека выступает основой его жизнедеятельности, и содержание их находится в зависимости от совокупности условий развития конкретного общества.

В отечественной науке потребности рассматриваются в качестве источника и причины активности человека. А.Н.Леонтьев выделяет две стадии возникновения и развития потребностей. Первая стадия характеризует потребность как внутреннее, скрытое условие для деятельности. На этой стадии ценность, способная удовлетворить потребность, выступает как идеал, осуществление которого предполагает сопоставление знания от данной потребности со знанием реального мира, что содействует выбору средств для удовлетворения этой потребности. На второй стадии потребность – это реальная сила, регулирующая конкретную деятельность человека. Здесь происходит опредмечивание потребности с содержанием, поступающим из окружающей действительности.

Переход от потребности к формулированию цели совершается посредством мотивов. Природа мотивов и особенности процесса мотивации раскрывают личность с самой существенной стороны – со стороны ее «самости». Мотивация обуславливает выбор и определение жизненных перспектив, предпочтение ценностных ориентаций.

В ценностных ориентациях объективируется не только опыт личности, но и накопленный человечеством исторический опыт, воплощенный в систему критериев, норм, эталонов, ценностных ориентаций. В свою очередь ценностные ориентации отражаются в нравственных идеалах, которые представляют собой предельные цели, высшие ценности мировоззренческих систем. Они не являются раз и навсегда заданными, а развиваются и совершенствуются как образцы, определяющие перспективу развития личности. Развитие является характеристикой гуманистических нравственных идеалов, поэтому они выступают в качестве мотива совершенствования личности.

Мотивационно-ценностное отношение характеризует гуманистическую направленность личности в том случае, если она, являясь субъектом деятельности, готова принимать на себя ответственность за других и за будущее общества, поступать независимо от частных обстоятельств и ситуаций, складывающихся в жизни, творить их, наполнять гуманистическим содержанием, вырабатывать гуманистическую стратегию и преобразовывать себя как гуманную личность.

В иерархии наивысших ценностей человек занимает первое место, ибо «он - цель и мера всех вещей». Ценностная ориентация на человека требует провозглашения жизни как наивысшей ценности современной культуры. Эта идея интегрирует в себе такие образования как: признание права на жизнь каждого человека; бережное отношение к любым проявлениям жизни; терпимость; осмысленная жизненная позиция; содействие жизни по мере сил и способностей; характеристика жизни как достойной человека.

Формирование и становление человека, его вхождение на ступень современной ему культуры возможно только в контексте социума. Только благодаря сообществу людей он осваивает и присваивает культуру. Н.Г.Чернышевский говорил, что мы все должники человечества за свое умственное развитие. Таким образом «Общество», а вернее «сообщество» признается как ценность.

Еще одной, фокусирующей в себе всю совокупность отношений (к человеку, к жизни, к обществу) является отношение к труду как к ценности. В конечном итоге наши ценностные отношения проявляются в активной деятельности в роли «homo faber», «человека делающего», либо в роли «homo usuris», «человека берущего». Отношение к труду – вторичое образование, имеющее мотивом нечто, лежащее за пределами самого труда, который выступает как средство выражения отношения к какой-либо иной ценности. В первую очередь – человека. Любят не «труд», любят жизнь, людей, общество, близких и далеких, родину и свой дом.

Формирование системы ценностей имеет свои внешние показатели – те личные качества, которыми выявляет себя личность для других. Они укладываются в широкий спектр между двух полярных величин: от «индивидуализма» до «альтруизма», от «скупости» до «щедрости», от «жестокости» до «любви», от «пессимизма» до «оптимизма», от «анархии» до «пунктуальности», от «разнузданности» до «пуританства» и т.д.

Интериоризация или присвоение личностью системы ценностей осуществляется в процессе оценочной деятельности учащихся, что позволяет ему спроектировать новую деятельность в соответствии с общественными эталонами и теми задачами, которые возникают перед ним в процессе саморазвития и самовоспитания, и реализовать ее на практике. Новые объекты деятельности становятся новой потребностью. При этом, осознание системы ценностей происходит не только на когнитивном уровне, но еще и, на эмоциональном. Таким образом, интериоризация ценностей происходит в единстве когнитивного и чувственного, социального и индивидуального, рационального и практического.

Воспитание, как процесс интериоризации общечеловеческих ценностей, не должно ограничиваться исключительно предъявлением формальных требований. Главной целью воспитания должно стать формирование внутренних устремлений, т.е. собственную нравственную работу воспитуемого.

Успешность в воспитании гуманистической направленности личности ребенка обуславливается применением комплексного подхода и соблюдением гуманистических принципов.

Вопросы для самопроверки. Литература к теме

1. Раскройте понятие «гармонически развитая личность».

2. Можно ли воспитать совершенного человека?

3. Каковы основные задачи формирования базовой культуры личности?

4. В чем вы видите трудности формирования гармонически развитой личности?

5. Дайте определение понятий «воспитание» и «воспитательная работа».

6. Каковы цели и задачи гуманистического воспитания?

7. Дайте аксиологическую характеристику личности.

8. Какова сущность мотивационно-ценностного отношения личности?

9. В чем сущность воспитания как процесса интерриоризации общечеловеческих ценностей?

10. Назовите ведущие тенденции и принципы гуманизации образования.

Литература:

1. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности – основа целостного учебно-воспитательного процесса. – М., 1993.

2. Сластенин В.А. и др. Педагогика. С. 226-273.

3. Педагогика / Под. Ред. И.И.Педкасистого. С. 416-420.

4. Российская педагогическая энциклопедия, М., 1993. Т. 1. С. 177.

5. Философско-педагогические проблемы развития образования / Под ред. В.В.Давыдова. И., 1994. С. 22-84.

ГЛАВА 7

Взаимосвязь и иерархия общечеловеческих





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 791 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.012 с)...