Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Проблема развития личности



Человек – это единство биологического и социального. Для того чтобы формировать социальную сущность ребенка, необходимо знать биологические особенности его развития. Развитие ребенка от рождения и до зрелости представляет собой процесс становления его как личности. При этом имеются в виду две стороны процесса: развитие физическое и психическое (духовное).

С давних пор ученых волнует вопрос о связи физического и психического в развитии человека. Известны теории психофизического параллелизма, психофизического тождества, психофизического взаимодействия и другие, допускающие отрыв психики от ее материальной основы. Исходя из теории психофизического единства, физическое и психическое развитие детей, несмотря на известные особенности, неразрывно связано между собой, представляет единое целое. В основе физического развития лежит, прежде всего, естественный биологический процесс. Психическое развитие является результатом активной деятельности ребенка, взаимодействия с общественными условиями существования. То есть без необходимой материальной (физической) основы не может быть и психического развития ребенка.

В ходе жизни организм ребенка растет, развивается, увеличиваются его физические возможности. Развивается при этом и нервная система как материальная основа психики, совершенствуя основные нервные процессы – возбуждение и торможение, на основе чего развивается и совершенствуется психика.

Определенный уровень физического развития ребенка является необходимым условием становления его как члена общества, условием развития его психики и сознания. В окружающей действительности мы можем встретить детей физически здоровых и сильных, но слабых в умственном развитии и, наоборот, детей, имеющих физические недостатки, но высоким уровнем умственного развития. Однако – это исключение. В общем же всякая задержка в физическом развитии ребенка создает значительные трудности в становлении его как личности.

Психическое развитие ребенка также нельзя рассматривать как изолированное развитие отдельных психических свойств, качеств личности. Все без исключения психические процессы и вся психика в целом развиваются как единое целое во взаимосвязи и обусловленности частей.

Таким образом, развитие ребенка – есть развитие организма и психики в их единстве и взаимосвязи.

Такое понимание связи физического и психического развития ребенка как единого процесса становления личности человека неизбежно приводит к выводу о необходимости всестороннего влияния на развивающуюся личность единовременно, без выделения каких-либо этапов или периодов отдельно для физического, умственного, нравственного воспитания.

4.3. Факторы формирования личности

Основные объективные факторы формирования личности – наследственность, среда, воспитание. Влияние каждого фактора в отдельности, а также их совокупность, вызывает много споров. Собственно, спор идет вокруг проблемы о том, что является решающим – биологическое (наследственность) или социальное (среда и воспитание). Дети, вскормленные животными, представляют большой интерес для науки. Существование их ещё раз доказывает, какое огромное значение в жизни человека имеют условия и влияния среды. Дети, «воспитываемые» зверем, не приобретали его силы и энергии и в то же время утрачивали человеческие навыки. Попадая затем в человеческое общество, они так и не могли развиваться нормально, значительно отставали в развитии от своих сверстников. Значит, очутившись оторванным от человеческого общества в раннем детстве, человек утрачивает способность «догнать» нормальное развитие. Большое влияние оказывают на нормальное развитие ребёнка внимание к нему со стороны близких людей, их забота, теплота отношений, игры, «возня» с ребёнком. Английские и немецкие исследователи провели наблюдение за шестимесячными детьми в условиях обычной больницы, где пациентам обеспечен уход и полноценное питание, но нет только одного – материнской ласки, «тетёшканья». Оказывается, ребёнок, оставшись без мамы, вначале пытается завести новую привязанность, но если ему не удается, то больше четырёх раз он не способен возобновлять свои попытки. В первый месяц он плачет, ищет кого-нибудь, кто бы её заменил. Во второй месяц боится людей, кричит, когда к нему кто-то подходит. Одновременно наблюдается потеря веса и снижение уровня общего развития. На третий месяц малыш уже сам избегает «контактов с миром». Ребёнок страдает бессонницей, теряет в весе, легко заболевает... В случае, если отделение от матери длилось более 5-6 месяцев, психические и физические изменения в состоянии ребёнка оказываются необратимыми.

Ребёнку нужны мать, отец, общение со сверстниками, то есть ему необходима полноценная микросреда, которая оказывает сильнейшее влияние на формирование личности.

Наследственность, как фактор формирования личности, тоже очень важна. Человек, получивший по наследству серьёзные болезни, физические уродства, не может полноценно развиваться, будет отставать от здоровых сверстников. Если ребёнок был рожден родителями алкоголиками, наркоманами, то это, безусловно, скажется на его интеллектуальных способностях, психическом развитии, даже если условия жизни будут благоприятными.

Воспитание как фактор развития личности оказывается решающим. Прежде всего, потому, что это процесс целенаправленный, поэтому он может корректировать наследственность и изменять микросреду. Большинство детей проходят через образовательные учреждения, которые способны создать сильную систему внешних целенаправленных влияний и определенные условия для их эффективности. Все три фактора исторически обусловлены и изменчивы. (Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. – М.: Совершенство, 1998. С. 47-58).

4.4. Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей

Предоставив личности свободный выбор в организации собственной жизни, а значит, поставив ее в состояние постоянного духовного усилия по решению жизненных проблем, педагог не оставляет ее без помощи и поддержки, без опоры на человеческий опыт. Концентрированный в наивысших ценностях, жизненный опыт передается посредством этих ценностей: в категории Добра сфокусировалось отношение к людям; в категории Истины отразилось отношение к разуму, познающему закономерности мира; категория Красоты обозначилась в жажде гармонии мира; ценности Свобода, Совесть, Счастье характеризуют итоговые представления человека о достойной жизни; ценности Труд, Познание, Общение, Игра указывают на открытые человечеством деятельностные способы созидания достойной жизни.

Персональная иерархия ценностей невоспроизводима и строго индивидуальна. Комбинация сочетаний и взаимосвязей ценностных выборов бесконечна. Но педагог не воспроизводит выбор за детей, лишь разворачивает всю их многоцветную палитру, вскрывая сущность, содержание, место в жизни, влияние их на судьбу, и тем самым преобразует предметно-объектное взаимодействие (ребенок – стул, ребенок – книга и т.д.) в ценностно-субъектное взаимодействие (ребенок – труд человека, ребенок – автор книги и т.д.). Прослеживание социального развития личности производится через динамику его конкретных и частных отношений к общечеловеческим ценностям, аккумулирующим в себе достижения культуры. А точнее, наблюдая за реальными конкретными отношениями и фиксируя их (к маме, товарищам, предметам и т.д.), педагог вскрывает сущностное ценностное отношение (к человеку, к близким, к материальным средствам и т.д.) педагогический интерес прикован к становлению, формированию и развитию этих отношений в ходе совместной деятельности с детьми, ибо они и составляют сущность растущей личности.

Педагог наблюдает, воспринимает, инициирует, корректирует именно отношение к социальным ценностям, и прикосновение к личности совершается через данные отношения, которые транслирует ребенок и транслирует педагог, сам, будучи в качестве личности носителем этих отношений. Содержанием воспитания, таким образом, становится ценностные отношения, а оценка взрослого в адрес ребенка – основным методом воспитания.

Условно, когда мы говорим «ценности», мы подразумеваем культурологические ценности, выработанные человечеством за историю его существования и внесенные на гребень современной культуры. Понятно, что один человек в число своих ценностей включает еду, деньги, вещи и иных не признает, а другой, еду, деньги и вещи трактуя как условие существования, ценностями избирает любовь, труд, прекрасное, познание, природу. Педагог, как представитель человеческой культуры, направляет внимание детей на высшие ценности, ставя перед собой задачу сформировать предпочтительное отношение к ним, хотя он понимает, что апологеты рынка делают свое черное дело и тянут ребенка к лжеценностям, на уровень утробного существования.

Ценностное отношение – устойчивая избирательная предпочтительная связь субъекта с объектом окружающего мира, когда этот объект, выступая во всем своем социальном значении, приобретает для субъекта личностный смысл, расценивается как нечто значимое для жизни общества и отдельного человека.

Сам субъект не всегда осознает личностную иерархию ценностей, меру значимости их для своей жизни. Столь же трудно это сделать и педагогу, стремящемуся прослеживать духовное становление ребенка. Принято считать, что экстремальные ситуации до конца выявляют истинные предпочтения. Но если учитывать, что в таких ситуациях часто нарушается психическое равновесие человека, то и они не могут служить окончательной проверкой.

Однако ценностные отношения проявляют себя ежеминутно, только оценивать и контролировать субъекту производимый им выбор невозможно – он весь поглощен деятельностью и процессом взаимодействия с окружающей действительностью. Педагог мог бы фиксировать реальные предпочтения в ходе событий, прослеживая их постоянно, делать определенные педагогические выводы. Правда, надо уметь видеть отношения там, где его как бы и не существует.

Проживание отношений составляет содержание жизни человека. Когда древние ставили философский вопрос: «Жить, чтобы есть, или есть, чтобы жить?» – то выбор их был однозначен: «Есть, чтобы жить!» С позиции такого взгляда на воспитание можно было определить этот вопрос как наполнение жизни ребенка высокими ценностными отношениями и проживание их вместе с ним. Личность в таком случае выступает как носитель ценностных отношений к миру и характеризуется содержанием избирательно установленных ценностей. Педагог, имея постоянным объектом своего профессионального внимания отношения, должен уметь «видеть», «прочитывать», «оценивать», «корректировать», «обогащать» и «развивать» систему отношений ребенка к миру. Но, прежде всего, научиться обнаруживать отношение там, где его «не видно» за предметным миром и предметными интересами личности.

Очень важно для педагогов разглядеть во внешнем, маловыразительном детском проявлении внутренние переживания, выявляя мотивы поведения, определить действительные ценностные отношения.

Говоря о профессиональной подготовке педагога к воспитанию, раскрытию и фиксированию ценностных отношений детей, необходимо добавить: воспитанника тоже необходимо учить прочитывать за словами, жестами, действиями, предметами отношение, коль скоро очевидность его не лежит на поверхности. Отношения вокруг нас, внутри нас, между нами. Их надо только уметь увидеть. Особенно если это касается отношений человека к наивысшим культурологическим ценностям.

Ценность – то, что значимо для жизни человека, тот предпочтительный объект, присутствие которого оказывает влияние на содержательный ход жизни. Ценность духовна, не имеет предметной субстанции, ощущениями ее не обнаружишь.

Как же выстраивается процесс целенаправленного формирования у школьников ценностных отношений?

Процесс этот прост и естественен для педагога, если он является носителем высоких ценностей. Процесс этот неподвластен «выстраиванию» и «конструированию», если педагог не исповедует ценностных отношений, никакая методика не поможет, ибо он сам будет постоянно разрушать методическую конструкцию неосознанным антиценностным выбором.

Самый сильный фактор становления ценностного отношения – развернувшийся на глазах у школьника ценностный выбор «духовное – материальное», «высокое – низкое», когда взрослые стоят перед такой альтернативой и избирают, безусловно, добро, истину и красоту во всех проявлениях – вопреки злу, лжи, уродству. Альтернативный выбор всегда оказывает сильное влияние, потому что ситуацией индивид поставлен в состояние крайнего психологического напряжения, даже если он только свидетель и лишь мысленно проигрывает варианты выбора. Заложенное в педагогическом общении взаимоотражение («зеркальность») лежит в основе сильнейшего влияния альтернативной ситуации, будь она решена педагогом или самим ребенком. В педагоге ребенок видит отражение сделанного им выбора, в себе он находит отражение произведенного педагогом. Если в школе приоритет духовного над материальным и наивысшей ценности над высшей традиционен, то каждый их воспитанников непременно приобретает опыт ориентации на высшие духовные ценности в той или иной мере, в зависимости от индивидуальных жизненный обстоятельств.

Вторым фактором формирования ценностных отношений является непосредственное проживание детьми этих отношений во взаимодействии с реальной окружающей действительностью. Условием такого проживания становится педагогическое вскрытие в факте его отношенческого содержания, в предмете его человеческой сущности – «вочеловечивание» протекающей жизни, окружающих предметов и совершающихся событий: педагог интерпретирует событие как бытие ценности и указывает на связь каждого ребенка с ней. Ценность существует как некая возможность, как потенция чего-либо, которая может и не проявить себя. Например, вымыть пол, починить электропроводку – еще не означает утверждения ценности труда. Такое произойдет лишь в реальной работе школьника, который имеет нравственный мотив и созидательно-творческую цель.

Третий фактор становления и развития ценностного отношения – осмысление самим субъектом содержания, форм проявления и общего значения ценности в жизни человека. Это происходит в ценностно-ориентировочной деятельности, когда личность, взаимодействуя с миром, производит оценку объекта взаимодействия для собственной жизни и жизни человека как таковой. Такое осмысление протекает часто в ходе самой предметной деятельности, когда ребенок, переживая удовлетворение либо неудовлетворение происходящим, приходит сам к выводу о роли той или иной ценности и говорит себе: «Никогда не буду…» или «Всегда теперь так буду…»

Итак, воспитательный процесс наполнен ценностными отношениями. Они – объект внимания педагога, когда тот взаимодействует с детьми. И это нисколько не умаляет ценности самого ребенка, ибо он сам тоже в общении с педагогом ориентирован на ценностное восприятие мира. И педагог, и ребенок – два субъекта ценностных отношений. Они дороги друг для друга как носители особого автономного мира с особой системой отношений и особой, отличной от других, позицией по отношению к миру. (Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. – С.29-40.)

Вопросы для самопроверки. Литература к теме

Вопросы:

1. В чем суть идеи природосообразности?

2. Возможно ли психическое развитие человека независимо от физического?

3. Взаимодействуют ли факторы среды в их влиянии на развитие личности?

4. Как воспитание способствует процессу интеграции человеческих ценностей?

Литература:

1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии/ Под ред. Н.Е.Щурковой. – М.: Новая школа, 1998. С. 29-40.

2. Дмитриев Г.Д. Многокультурное образование. – М.: Народное образование, 1999. С. 33-47.

3. Маленкова Л.И. Воспитание в современной школе. Книга для учителя-воспитателя. – М.: Педагогическое общество России, Издательский Дом «Ноосфера», 1999. С. 15-74.

4. Немов Р.С. Психология. Учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений. В 3 кн. Кн. 2. Психология образования. – 2-е изд. – М.: Просвещение: ВЛАДОС, 1995. С. 122-146.

5. Социальная педагогика: Курс лекций / Под общ ред. М.А.Галагузовой. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. С. 69-85.

6. Стефановская Т.А. Педагогика: наука и искусство. Учебное пособие. – М.: Совершенство, 1998. С. 47-58.

ГЛАВА 5

Воспитание как процесс целенаправленного развития личности

5.1. Процесс развития личности

В переводе с латинского «процесс» означает движение вперед, изменение. Понятие «развитие» уже определялось выше. Это, напомним, процесс количественных и качественных изменений в организме человека. Результат развития – становление человека как биологического вида и как социального существа. Биологическое в человеке характеризуется физическим развитием, включающим в себя морфологические, биохимические, физиологические изменения. А социальное развитие находит выражение в психическом, духовном, интеллектуальном росте.

Если человек достигает такого уровня развития, который позволяет считать его носителем сознания и самосознания, способным на самостоятельную преобразующую деятельность, то такого человека называют личностью. Человек не рождается личностью, а становится ею в процессе развития. Понятие «личность» в отличие от понятия «человек» – социальная характеристика человека, указывающая на те его качества, которые формируются под влиянием общественных отношений, общения с другими людьми. Как личность человек формируется в социальной системе путем целенаправленного и продуманного воспитания. Личность определяется мерой присвоения общественного опыта, с одной стороны, и мерой отдачи обществу, посильного вклада в сокровищницу материальных и духовных ценностей – с другой. Чтобы стать личностью, человек должен в деятельности, на практике проявить, раскрыть свои внутренние свойства, заложенные природой и сформированные в нем жизнью и воспитанием.

Развитие человека – очень сложный, длительный и противоречивый процесс. Изменения в нашем организме происходят на протяжении всей жизни, но особенно интенсивно меняются физические данные и духовный мир человека в детском и юношеском возрасте. Развитие не сводится к простому накоплению количественных изменений и прямолинейному поступательному движению от низшего к высшему. Характерная особенность этого процесса – диалектический переход количественных изменений в качественные преобразования физических, психических и духовных характеристик личности.

Представители различных философских течений по-разному объясняют этот во многом еще не познанный процесс.

Развитие человека есть процесс стихийный, неуправляемый, спонтанный; развитие происходит независимо от условий жизни и детерминировано лишь «врожденной потенцией»; развитие человека фаталистически обусловлено его судьбой, в которой никто и ничего изменить не может – это лишь небольшая часть мнений представителей идеалистической философии. Диалектико-материалистическая философия трактует развитие как свойство живой материи, присущее ей изначально благодаря свойственному материи движению и самодвижению. В развитии уничтожается старое и созидается новое. В отличие от животных, пассивно приспосабливающихся к жизни, человек создает средства существования своим трудом.

Движущая сила развития – борьба противоречий. Последние уподобляются тому «вечному двигателю», который дает неисчерпаемую энергию для постоянных преобразований и обновлений. Противоречия – это столкнувшиеся в конфликте противоположные начала. Человеку не приходится ни искать, ни придумывать противоречия, они возникают на каждом шагу как диалектическое следствие изменения потребностей, порождаемых развитием. Да и сам человек «соткан» из противоречий.

Различают внутренние и внешние противоречия, противоречия общие (универсальные), движущие развитием человеческих масс, и индивидуальные – характерные для отдельно взятого человека. Универсальный характер имеют противоречия между возникающими под влиянием объективных факторов потребностями человека, начиная от простых материальных и кончая высшими духовными, и возможностями их удовлетворения. Такой же характер имеют и противоречия, проявляющиеся в нарушении равновесия между организмом и средой, что приводит к изменению поведения, новому приспособлению организма. Внутренние противоречия возникают на почве «несогласия с собой» и выражаются в индивидуальных побуждениях человека, а внешние – стимулируются силами извне, отношениями человека с другими людьми, обществом, природой. Одно из основных внутренних противоречий – расхождение между возникающими новыми потребностями и возможностями их удовлетворения. Например, между стремлением старшеклассников участвовать в общественных и производственных процессах и реальным уровнем развития их психики и интеллекта, социальной зрелости. «Хочу» - «могу», «знаю» – «не знаю», «можно» – «нельзя», «есть» – «нет» – это типичные пары, емко выражающие наши постоянные противоречия.

Человек – кузнец своего счастья

Не зря сказано: вся жизнь – борьба. Начинает ее человек с первым криком младенца и ведет до гробовой доски. Борьбу трудную, изнуряющую, не прекращающуюся ни на секунду.

Вот и нынешним утром по звонку будильника нам пришлось включится в вечное состязание и решать непростую задачу – идти на первую пару по педагогике или поспать еще. Вечное противоречие «хочу» – «надо». Каждый вышел из него по-своему: в результате кто-то чуточку «прибавил» в своем развитии, а кто-то остался не прежнем уровне. То, что мы называем развитием, складывается из малозаметных ежедневных «прибавок».

Так всегда. Кто не мечтает достичь высокого уровня развития хотя бы в каком-то одном деле? Почему же не достигаем? Не у всех хватает настойчивости преодолевать препятствия. И в конце концов каждый оказывается на той ступеньке лестницы, которой сумел достичь. Гении взбираются выше всех. Мы им завидуем, забывая: гений – это всего лишь 1% таланта и 99% труда.

Изучая человеческое развитие, исследователи установили ряд важных зависимостей, выражающих закономерные связи, между процессом развития и его результатами, с одной стороны, и причинами, влияющими на них, - с другой. Анализ факторов развития был начат еще античными учеными. В отечественной педагогике и психологии ощутимых результатов в изучении развития школьников добились П.П.Блонский, Л.С.Выготский, Г.С.Костюк, С.Л.Рубинштейн, А.Р.Лурия. Заметный след в науке о развитии оставили зарубежные исследователи Л.Термен, Э.Геккель, Ф.Мюллер, Й.Шванцара.

Требовалось прежде всего ответить на главный вопрос: почему различные люди достигают различного уровня развития, от каких условий зависит этот процесс и его результат? Длительные исследования позволили вывести общую закономерность: развитие человека детерминировано внутренними и внешними условиями. К внутренним условиям относятся физиологические и психические свойства организма. Внешние условия – это окружение человека, среда, в которой он живет и развивается. В процессе взаимодействия с внешней средой изменяется внутренняя сущность человека, формируются новые взаимоотношения, что в свою очередь приводит к очередному изменению. И так без конца. Соотношение внешнего и внутреннего, объективного и субъективного бывает разным в различных формах проявления жизнедеятельности личности и на различных ступенях ее развития.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 1893 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...