Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Образование как ведущий механизм присвоения социального опыта



Образование, являясь одним из важных факторов развития общества и государства, выполняет определенные социокультурные функции. Н.В.Бердовская и А.А.Реан выделяют их следующим образом.

1. Образование – это один из эффективных и интенсивных способов вхождения человека в мир науки и культуры посредством овладения культурных смыслов. Содержание образования формируется и непрерывно пополняется из культурного наследия различных государств и народов, из разных отраслей постоянно развивающейся науки, из жизни и практики общества. Специфической чертой современного общества является стремление к интеграции и развитие мирового образовательного пространства. В связи с этим появились идеи формирования глобальной стратегии образования человека (независимо от места или страны его проживания, типа и уровня получения образования).

Основой образования является язык и его диалогическая природа, задающая открытость культурного пространства. Языковая среда, проявляющаяся в феномене коммуникации, предполагает органичную связь с еще одним аспектом культуры – с национальным. Национальное определяет специфику, лицо, тип культуры, модели обучающей и воспитывающей систем.

В символах, нормах, правилах культуры отражаются национальные обычаи, традиции, своеобразие национального языка, особенности деятельности. В образовании, усваивая специфические черты культуры и ее язык, человек обретает культурное отношение к своим национальным истокам. Кроме этого, образовательная среда, сформированная в школе или в профессиональном учебном заведении, влияет на выбор правил общения и способов поведения человека в социальной группе. Таким образом, образование представляет собой процесс трансляции культурно оформленных образцов поведения и деятельности, а также устоявшихся форм общественной жизни. В этом аспекте очевидной является зависимость развития отдельных стран от уровня и качества образования, культуры и квалификации их граждан.

2. Образование как практика социализации человека и преемственности поколений.

Исходя из того, что социализация представляет собой процесс адаптации человека к существующим общественным нормам и правилам жизни, образование можно определить как самый мощный агент социализации. В разных социально-политических условиях образование выступает стабилизирующим фактором между новыми социальными представлениями и идеалами предшествующих поколений, воплотившимися в исторической традиции. Оно позволяет удерживать процесс воспроизводства и передачи исторического и социального опыта и одновременно закреплять в сознании молодого поколения новые политические и экономические реалии, новые ориентиры общественного и культурного развития. Таким образом, образование выполняет стабилизирующую функцию и способствует адаптации человека к новым жизненным условиям.

Система образования воплощает в себе состояние, тенденции и перспективы развития общества, либо воспроизводя и укрепляя сложившиеся в нем стереотипы, либо совершенствуя его. В определении целей и задач система образования ориентируется на государственный и социальный заказы. Социальную функцию образования можно обозначить следующим образом: с одной стороны, как подготовку поколения к самостоятельной жизни, а с другой стороны, как закладывание основы будущего общества и формирование образа человека в перспективе.

Сущность подготовки к самостоятельной жизни заключается: в формировании образа жизни, принятого в обществе; в освоении различных форм жизнедеятельности (образовательной, трудовой, общественно-политической, профессиональной, культурно-досуговой, семейно-бытовой); в развитии духовного потенциала человека для созидания и творчества. В связи с этим, для каждой социально-экономической общности и культурно-исторического этапа развития общества и государства характерна своя система образования, для каждого этноса своя система воспитания.

3. Образование функционально выступает как механизм формирования общественной и духовной жизни человека и отрасль массового духовного производства. Учебно-воспитательные и образовательные учреждения концентрируют высшие образцы социально-культурной деятельности человека определенной эпохи. Социальная ценность образования определяется значимостью образованного человека в обществе. Гуманистическая ценность образования заключается в возможности развития познавательных и духовных потребностей человека. В целостной системе образования всех видов и уровней происходит накопление и развитие интеллектуального и духовно-нравственного потенциала страны.

4. Образование как социальный институт передачи и воспроизводства базовых, культурных ценностей и целей развития.

Образовательные системы – это социальные институты, осуществляющие целенаправленную подготовку молодого поколения к самостоятельной жизни в современном обществе. В процессе постановки целей и задач для конкретных образовательных систем необходимо уточнение социального заказа в рамках всей системы образования страны. Исходя из него, формируется содержание образования и выбираются формы и методы организации образовательного процесса. Например, в 1970-80-е годы перед отечественной системой образования ставилась задача подготовки творческого, интеллектуально и духовно развитого человека, гражданина своей Родины и интернационалиста, воспитанного в духе коммунистических идей и идеалов. В 1980-90-е идеологическая доминанта отходит на второй план и на первый выходят такие качества как креативность, коммуникабельность, инициативность, предприимчивость, конкурентоспособность в сочетании с высокой образованностью и функциональной грамотностью.

Регулятивная роль в функционировании образовательной системы принадлежит федеральному закону РФ «Об образовании», принятому в 1996 году. Согласно ему, система образования в РФ представляет собой совокупность следующих взаимодействующих: преемственных образовательных программ и государственных образовательных стандартов различного уровня и направленности; сети реализующих их образовательных учреждений независимо от их организационно-правовых форм, типов, видов; органов управления образованием и подведомственных им учреждений и организаций. Институционально она представлена учреждениями дошкольного, общего школьного, среднего специального, высшего и дополнительного образования и органов управления образованием местного и федерального уровня.

Социальная функция системы состоит в предоставлении образовательных услуг населению государства. Норма того или иного типа образования определяется государственным образовательным стандартом, имеющим обязательный характер для каждой школы и вуза. Как правило, государственный стандарт состоит из 2-х частей: набор обязательных дисциплин и вариативных, федерального и регионального компонента. Такое разделение и обозначенный в законе принцип единства федерального, культурного и образовательного пространства и защиты системы образования национальных культур способствуют развитию региональных культурных систем и традиций. Для России это является важной частью государственной политики в связи с полиэтничным и поликультурным составом населения. В целом, государственный стандарт включает обязательный набор дисциплин и требований к подготовке выпускника школы и вуза.

5. Образование как активный ускоритель культурных перемен и преобразований в общественной жизни и в отдельном человеке.

Духовное начало в человеке актуализируется благодаря его «врастанию» в культурное наследие семьи и культурную традицию, которую он осваивает на протяжении всей жизни посредством процессов образования, воспитания и профессиональной деятельности. Образование выступает определенного рода катализатором процесса становления личности и его созидательной и творческой деятельности в обществе.

Таким образом, в заключение вышесказанного можно отметить следующее. Образование и культура являются тесно взаимосвязанными понятиями. Как феномены они взаимообуславливают друг друга и органично переплетаются. Природная двойственность образования позволяет говорить о нем как о социокультурном феномене и определить ряд его функций. Это социализация личности и преемственность поколений; приобщение к мировым ценностям культуры, достижениям науки и техники; ускорение процесса развития и становления человека как личности и индивидуальности; формирование духовности в человеке, его мировоззрения, ценностных ориентаций и моральных принципов. Образование человека и образовательную систему необходимо рассматривать только в конкретном социокультурном контексте в связи с многогранностью их отношений.

Вопросы для самопроверки. Литература к теме

1. Дайте определение термина «образование» с позиций различных подходов.

1. Как вы поняли мысль: культура выступает предпосылкой и результатом образования человека?

2. В чем заключаются функции образования? Дайте характеристику.

3. Что представляет собой система образования в РФ?

Литература:

1. Актуальные проблемы философии и социологии образования (концептуальные основания, стратегии развития, перспективы педагогической практики) / Лурья Н.А., Петрова Г.И., Сагатовский В.Н. Под общей ред. В.Н.Дмитриенко. – Томск: ТГПУ, 1998 – 229 с.

2. Образование и культура: история и современность (методологический аспект) / Под ред. Ю.В.Петрова, Е.С.Ляхович. – Томск: ТГУ, 1989 – 238 с.

3. Щедровицкий П.Г. Очерки по философии образования. - М., 1993.

4. Бердовская Н.В., Реан А.А. Педагогика. Учебник для вузов. – Спб: Питер, 2000 – 304 с.

5. Гессен С.И. Основы педагогики. - М.,1995.

ГЛАВА 4

Естественная природа и социальная сущность человека. Воспитание как социально организованный процесс интеграции человеческих ценностей

4.1. Идея природосообразности

Впервые идея природосообразности была высказана Аристотелем, который утверждал, что у человека три вида души: растительная (питание и размножение), животная (ощущения и желания), разумная (мышление). Природа тесно связала их, следовательно, необходимо воспитание вести в соответствии с этой природой: физическое, нравственное, умственное.

Я.А.Коменский развивал, обосновывал и практически реализовывал эту идею. У него принцип природосообразности заключается в том, что человек, являясь частью природы (окружающего мира физических явлений), подчиняется ее универсальным законам; т.е. он исходит не из особенностей развития ребенка, а из общих законов природы. Четыре последовательных возраста (детство, отрочество, юность, возмужалость) соответствуют четырем временам года, четырем стадиям развития растений. Заслуга его в том, что в борьбе со средневековой схоластической школой он стремился опереться на природу – жизнь. Ограниченность его понимания природосообразности в том, что он не видел особых законов социальной жизни, по которым развивается человеческая личность.

Ж.Ж.Руссо рассматривал природосообразность как следование природе ребенка, как помощи его природе.

Швейцарский педагог И.Г.Песталоцци формулировал свои положения на основе анализа психической природы ребенка. Воспитание – это развитие природных особенностей сообразно с естественным ходом природы. Он также выдвинул идею социального статуса ребенка: саморазвитие важно не только как индивидуума, но и как члена великого человеческого целого.

Эта идея была развита немецким педагогом А.Дистервегом. рассматривая ребенка не только как определенный психофизический организм, но и как составную часть социальной среды, он включил в понимание природы ребенка социальные воздействия и обозначил их специальным термином «культуросообразность», тем самым значительно расширив и обогатив понятие природосообразности.

К.Д.Ушинский пошел еще дальше, предприняв попытку разработки педагогической науки, полностью основываясь на принципе природосообразности. Он разрабатывает педагогическую антропологию, в которой описывает физиологические законы деятельности человеческого организма и обусловленные ими психические процессы и явления. Он стремился в самой природе человека почерпнуть громадные средства воспитания. «Мы поражаемся, - писал он, - …обширною возможностью иметь громадное влияние на развитие ума, чувства и воли в человеке и точно так же поражаемся ничтожностью той доли этой возможности, которую уже воспользовалось воспитание» (Ушинский К.Д. Избр. Пед. соч.: В 2 т. М., 1974. Т.1). Он показывает, насколько плодотворно познание законов развития человека обогащает арсенал воспитательных средств.





Дата публикования: 2014-10-29; Прочитано: 3669 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...