Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

УЖАСНОЕ,Безобразное. 4 страница



ЭКСПЛИКАЦИЯ, (< лат. explicatio – истолкование, объяснение, разъяснение), 1) то же, что легенда. 2) Краткое письменное сопровождение экспозиции музея или выставки; содержит объяснение и оценку данного исторически-художественного явления. 3) Объяснение условных обозначений, употребляемых на планах, картах и проч. (Графический метод). 4) (В театре, театрализованных представлениях) письменное сопровождение и объяснение в условных обозначениях режиссерского замысла.

ЭКСПОЗИЦИЯ, (< лат. ekspositio – выставление на показ, изложение, описание), 1) в музеях и на выставках – размещение экспонатов в определенной системе (хронологической, типологической и пр.). 2) (В музыке) начальный раздел сонатной формы, в к-ром излагаются основной темы произведения, а также 1-я часть фуги, включающая проведение темы во всех голосах. 3) (Лит.) часть литературного произведения, в к-рой характеризуется обстановка, расстановка персонажей и обстоятельств, непосредственно предшествующих началу действия; предваряющей начало развертывания фабулы. Располагается в начале (прямая Э. дается как вступительная часть), реже в середине (задержанная Э. – внутри текста) или в конце (обратная Э.) повествования. 4) (В театре) Рехельс М. Л.: «По теории драмы действие начинается после завязки. Но для режиссера и Э., и завязка тоже действия. Э. и бездействие совсем не синонимы. Э. – это не информация перед спектаклем». 5) (В театрализованном представлении) введение в тему (ср. с прологом). Э. в широком плане – оформление фойе, встреча гостей, какие-л. действия до начала представления, музыка. В узком смысле – завязка – Э. места действия, выраженная в оформлении сцены, первые слова ведущих, посвящающих в курс дела. Задача Э. – психологически и эмоционально подготовить зрителя к восприятию зрелищной части мероприятия.

ЭКСПРОМТ, (< лат. expromtus – находящийся в готовности, имеющийся под рукой), 1) небольшое стихотворение, чаще шуточного содержания, созданное мгновенно, разновидность импровизации. 2) Лирическая музыкальная пьеса импровизационного склада. 3) В широком смысле – различного рода выступления, исполнения без предварительной специальной подготовки («выступать экспромтом»).

ЭКСЦЕНТРИК, (фр. excentrique), цирковой или эстрадный актер, номера к-рого строятся на неожиданном контрасте, причудливом смещении привычных понятий, алогичном поведении создаваемого им образа.

ЭКСЦЕНТРИКА (вне центра: < лат. ex – из, от и centrum – центр круга, сердцевина), 1) в театре, цирке, кино, на эстраде, заостренно-комедийное изображение алогичных, нелепых действий персонажа; Э. музыкальная – трюковое исполнение музыкального произведения на обычных или особых эксцентрических музыкальных инструментах – колокольчиках, бубенчиках, пилах и т. п. 2) Художественный прием заостренно-комедийного изображения действительности, основанный на нарочитом нарушении логики, последовательности и взаимосвязи между изображаемыми поступками, явлениями.

ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ПАМЯТЬ, 1) запас хранящихся в сознании эмоциональных впечатлений (память «чувств»). 2) Способность актера сохранять и воспроизводить в сознании, а также сценически воплощать в контексте создаваемого им образа прежние эмоциональные впечатления, не только личный эмоциональный опыт, но и других людей. Любой эл-т системы Станиславского может быть возбудителем (манком) Э. п. и повторных чувствований. (Эмпатия)

ЭМОЦИЯ, (< фр. émotion – волнение, < лат. emoveo – потрясать, возбуждать, волновать), непосредственное пристрастное психическое переживание жизненного смысла явлений и ситуаций, душевное волнение (гнев, страх, радость и т. д.), возникающее у чел-ка и животного в результате воздействия на него внеш. и внутр. раздражителей. Э. имеет ярко выраженную субъективную окраску, т. к. связана с удовлетворением (положительная Э.) или неудовлетворением (отрицательная Э.) различных потребностей организма.

Э. актера на сцене является рефлекторной Э., зарождающейся как реакция на представления, возникающие в мозгу как результат творческой фантазии, направленной на осуществление данного сценического образа (А. Я Таиров).

В театрализованных представлениях одна из главных психолого-педагогических задач – превращение Э. по поводу того или иного события в зрелище человеческих чувств (Л. И. Футлик). Эмоциональное восприятие идей усиливается коллективной атмосферой представления, праздника, превращающейся в мощный стимул воздействия. Режиссеру необходимо помнить об органичном слиянии в сценарно-режиссёрском замысле информационно-логической и эмоционально-образной линии развивающегося действия. (Эмоциональная память).

ЭМПАТИЯ, (гр. empatheia – сопереживание), 1) (психол.) постижение эмоциональных состояний др. чел-ка в форме сопереживания. Различают: эмоциональную Э., основанную на механизмах проекции (т. е. интерпретации эмоционального состояния др. чел-ка в соответствии со своими личностными особенностями) и подражания моторным и аффективным реакциям др. чел-ка; когнитивная Э., базирующаяся на интеллектуальных процессах (сравнение, аналогия и т. п.); предикативная Э., рассматриваемая как способность предсказывать реакции др. чел-ка в конкретных ситуациях. Как особые формы Э. выделяют: сопереживание – переживание субъектом тех же эмоциональных состояний, к-рые испытывает др. чел-к на основе отожествления с ним, и сочувствие – переживание субъекта по поводу чувств др. чел-ка. 2) (В театре) переходный механизм от фантазии к воображению, т. е. качественного состояния между ними. В Э. происходит водораздел между актерской и режиссерской профессиями. 3) В массовом действе сопереживание режиссером общественных настроений, к-рое служит отправным эмоциональным моментом при создании замысла.

ЭНЕРГИЯ, (< гр. enérgeia – действие, деятельность), общая качественная мера различных форм движения и взаимодействия. В соответствии с физическими процессами различают Э. тепловую, механическую, электромагнитную, гравитационную, ядерную и т. д. Вследствие существования закона сохранения энергии понятие Э. связывает воедино все явления природы. 2) Деятельная сила, настойчивость, решительность в достижении поставленной цели (Э. режиссера, Э. сценического действия).

ЭОРТОЛОГИЯ, (гр. éortό – праздник и logos – наука), Э. утверждает взгляд на праздник как на общественный акт-3, форму человеческой культуры, отражающую художественными средствами общественно значимые события, явления, факты, политические, нравственные, эстетические идеалы той или иной эпохи.

ЭПИЗОД, (гр. epeisόdion, букв. – вставка), 1) случай, происшествие (Ср., Событие) 2) Часть художественного произведения имеющая относительную законченность и представляющая отдельный момент развития темы. 3) (В драматургии, массовом действии) относительно самостоятельная единица действия, имеющая законченное образное решение и строится по законам композиции.

ЭПИЗОДА МАССОВОГО КОМПОЗИЦИЯ, Композиция массового эпизода.

ЭПИЛОГ, (гр. epilogos), 1) в древнегреческой драме заключительный монолог – обращение к зрителю с поучением. просьбой о снисхождении или с итоговым объяснением содержания. 2) В современной лит-ре – заключительная часть произведения, в к-рой кратко сообщается о судьбе героев после изображаемых в нем событий, а порой обсуждаются нравственные, философские аспекты изображаемого или даются дополнительные разъяснения замысла автора (противоположное – пролог). 3) Заключительная часть оперы, кинофильма и др. 4) Конец, развязка чего-л.

ЭПИЧЕСКИЙ ТЕАТР, тип театра, в к-ром всеми средствами сценической выразительности режиссер и актер стремятся разбудить в зрителе интеллектуальное, рациональное отношение к показываемому и стремление переделать порядок вещей. Основу восприятия зрителем эпического спектакля представляет сотворчество с интеллектуальным уклоном или соучастие.

ЭПОС, (гр. épos – слово, повествование, рассказ, песня), 1) то же, что эпопея, а также древние историко- героические песни (напр., былины) 2) Род литературный (наряду с лирикой и драмой), повествование о событиях, предполагаемых в прошлом (как бы свершившихся и вспоминаемых повествователем). Личность автора-повествова­теля формально устраняется до предела. Э. схватывает бытие в его пластической объемности, пространственно-временной протяженности и событийной насыщенности (сюжетность). Возникает в фольклоре (сказка, эпопея, историческая песня, былина). До 18 в. – ведущий жанр литературного Э. – эпическую поэма. Источник ее сюжета – народное предание, образцы идеализированы и обобщены, речь отражает относительно монолитное народное сознание, форма стихотворная («Илиада» Гомера, «Энеида» Вергилия). В 18 – 19 вв. ведущим жанром становится роман (рыцарский, плутовской, авантюрный, исторический, приключенческий и пр.). Сюжеты заимствуются преимущественно в современности, образы индивидуализируются, речь отражает резко дифференцированное многоязычное общественное сознание, форма прозаическая (Л. Н. Толстой, Ф. М. Достоевский). Др. жанры Э. – повесть, рассказ, новелла. Стремясь к полному отображению жизни, эпические произведения тяготеют к объединению в циклы («Повести Белкина» А. С. Пушкина). На этой же основе складывается роман-эпопея («Сага о Форсайтах» Дж. Голсуорси).

ЭСКИЗ, (фр. esquisse), предварительный набросок, фиксирующий замысел художественного произведения, сооружения, механизма или отдельной его части. (Э. костюма, Э. декорации, и отдельных ее деталей, Э., отдельных предметов, аксессуаров и т. д.). Э. – не схематичный чертеж, а полная картина, на к-рой предметы указываются в перспективе. Э. выполняется в цвете (красками).

ЭСТРАДА, (фр. estrade – помост, возвышение), 1) Специальная (постоянная или временная), приподнятая над землей (или с рядами кресел на земле) сценическая площадка (настил, пол, помост) для концертных выступлений артистов. 2) Синтетический вид сценического искусства. Включает т. н. малые формы драмы, комедии и вокального искусства, музыки, хореографии, цирка и др. В концертах отдельные законченные номера полифонической пестроты дивертисмента объединены конферансом или несложным сюжетом (обозрение). Кратковременность эстрадного действия требует предельной концентрированности выразительных средств. Отсюда яркость, преувеличенность деталей, мгновенность актерского перевоплощения. Развернутая психологическая характеристика противопоказана Э. Это отнюдь не исключает актерского перевоплощения, однако достигается оно своими эстрадными средствами: заостренной гиперболой, гротеском, буффонадой, эксцентрикой. Э. обращается к метафорическим чертам и деталям, к причудливому переплетению правдоподобия и карикатуры, реального и фантастического, способствуя тем самым созданию атмосферы неприятия их жизненных прототипов, противостояния их процветанию в действительности Современная Э. оперирует такими эл-тами комедии дель арте, как маска, жест, выразительная пластика, стремительность развития действия, интрига. Для Э. типичны злободневность, сочетание в лучших образцах развлекательности с серьезным содержанием, воспитательным функциями, когда веселье дополняется разнообразием эмоциональной палитры, а подчас и социально-полити­ческой, гражданской патетикой. Будучи одним из наиболее подвижных видов искусства, Э. в то же время более др. искусств подвержено штампу, снижению художественно-эстетической ценности талантливых находок, вплоть до превращения их в кич. На развитие современной Э. сильное влияние оказывают такие «технические» искусства, как кино и особенно телевидение, часто включающее в свои программы эстрадные представления, концерты. Благодаря этому традиционные формы и приемы Э. обретают не только б`ольшую масштабность и распространенность, но и психологическую глубину (использование крупного плана, др. выразительных средств экранных искусств), яркую зрелищность.

Искусство Э. играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера (напр., новогодние), представления (напр., агитбригады), праздники не обходятся без шутки, юмора, без конферансье, ярких костюмов, масок, шуточных танцев, фельетонов, интермедий, реприз и куплетов, пародий и сценок и т. д. Эти сценические формы заимствованы из эстрады.

Все многообразие форм в целом можно свести в три группы: концертная (дивертисментная) Э., объединяющая в себе все виды выступлений в эстрадных концертах; театральная Э. в виде камерных спектаклей театров миниатюр (театров-кабаре, кафе-театров) или же, наоборот, в масштабных концертных ревю, к-рые показываются в мюзик-холлах, располагающих многочисленным исполнительским составом и первоклассной сценической техникой; праздничная Э., отожествляемая с народными гуляниями и праздниками на открытом воздухе, в т. ч. на стадионах, а также с балами, маскарадами, карнавалами, происходящими в закрытых помещениях (домах и дворцах культуры, кафе, ресторанах и т. п.). (Варьете, Кабаре, Шоу).

ЭСТРАДНОСТЬ, понятие, объединяющее в себе все специфические качества искусства эстрады-2, особенность исполнительства на эстраде, имеющая общие свойства: открытость, лаконизм, мобильность, праздничность, оригинальность, разнообразие. Понятие Э. включает в себя не только комедийные жанры, но и лирику, патетику, драматизм.

ЭСТРАДНЫЙ МОНОЛОГ, размышления, иногда речь действующего лица (персонажа, в отличие от эстрадного фельетона), обращенная к самому себе или зрителям, он позволяет раскрыть душевную жизнь персонажа, выявить его характер. Многие литературные и музыкальные произведения на эстраде (2) могут исполняться как внутр. монологи или как монологи, рождающиеся в конкретных предлагаемых обстоятельствах, когда слова возникают «здесь, сегодня, сейчас». Монолог – сценическая форма, в к-рой перевоплощение должно особенно плотно смыкаться с выявлением подлинной внутр. жизни чел-ка, а вслед за этим и выражением личности художника. Поэтому исполнителю опасно слишком нагружать себя чертами внеш. характерности.

ЭСТРАДНЫЙ ФЕЛЬЕТОН, самостоятельный номер разговорного жанра, исполняемый одним актером, в к-ром он (актер) раскрывает свое отношение к явлениям жизни, свое мировоззрение; это сатирико-публицис­тическое обозрение на злобу дня. В Э. ф. факты и явления современности излагаются от лица импровизирующего рассказчика в отличие от эстрадного монолога. По основному приему Э. ф. – инсценированный рассказ, построенный на самом тесном контакте одного актера со зрителем. Рассказ, по ходу к-рого персонажи Э. ф. «оживают» на очень короткое время. При этом нельзя сказать, что актер перевоплощается в образы своих героев, скорее рассказчик с большей или меньшей степенью яркости лишь изображает встречающиеся по ходу повествования людей, и именно использование этого принципа позволяет сохранить в рассказе сквозное действие. Вместе с тем, изображение персонажей Э. ф. не может быть лишь чисто внешним, формальным. Эл-т проникновения во внутр. мир, в психологию действующих лиц все равно будет иметь место. В Э. ф. встречаются и такие сложные моменты, как взаимодействие с воображаемым партнером. (Фельетон, Реприза)

ЭТИКА ТЕАТРАЛЬНАЯ, Театральная этика.

ЭТЮД, (фр.étude, букв. – изучение), 1) в изобразительном искусстве произведение (обычно подготовительное), исполняемое художником с натуры с целью ее изучения. 2) Музыкальная пьеса для одного инструмента, основанная на определенных приемах исполнения и предназначенная для развития технического мастерства исполнителя. Создаются и высокохудожественные виртуозные сочинения этого жанра, предназначенные для концертного исполнения (фортепианные этюды Ф. Листа, Ф. Шопена, Р. Шумана и др.). 2) (В театре) мгновенные зарисовки окружающей жизни, изучение, исследование человеческих характеров. Э. – способ приблизиться к пониманию действия и его существу. Являясь процессом импровизационного творчества, Э. в то же время является композиционно цельным сценическим произведением, в создании к-рого приобретаются первоначально режиссерские и актерские навыки сценической выразительности. 3) (В театре) метод репетиционной работы над спектаклем. После прочтения пьесы актеры не продолжают работу за столом, но и не переходят к мизансценам, а, выяснив предлагаемые обстоятельства, конфликт, основные события эпизода, импровизируют в сюжете пьесы со своими словами. (Метод действенного анализа).

ЭФФЕКТ, (лат. effektus),. 1) действие, результат чего-л. (напр., Э. лечения); 2) впечатление, производимое на кого-л, кем-, чем-л.; 3) средство, прием для создания определенного впечатления. (Механические Э., Световые Э., Сценические Э., Э. отчуждения, Шумовые Э.).

ЭФФЕКТ ОТЧУЖДЕНИЯ, Отчуждение.

ЭФФЕКТЫ ЗВУКОВЫЕ, Шумовые эффекты.

ЭФФЕКТЫ МЕХАНИЧЕСКИЕ, Механические эффекты.

ЭФФЕКТЫ СВЕТОВЫЕ, Световые эффекты.

ЭФФЕКТЫ СЦЕНИЧЕСКИЕ, Сценические эффекты.

ЭФФЕКТЫ ШУМОВЫЕ, Шумовые эффекты.

Ю

ЮМОР, (англ. humour – причуда, нрав, настроение), особый вид комического; специфическое переживание противоречивости воспринимаемого объекта, в эстетической оценке к-рого сочетается серьезное и смешное при преобладании позитивного момента в смешном. Как форма эстетического переживания (чувство Ю.), Ю., в отличие от иронии, остроумия, интеллектуального по своей природе, относится ко всему душевному строю чел-ка, выступает как свойство его характера-1. «Юмор приводит в действие механизм мысли» (Марк Твен). «Если шутка прячется за серьезное – это ирония; если серьезное за шутку – юмор» (Артур Шопенгауэр). «Юмор есть остроумие глубокого чувства» (Ф. М Достоевский). «Юмор – это улыбка чел-ка, знающего, как мало оснований для смеха» (Жюльен де Фалкенаре). (Анекдот, Басня, Гротеск).

Я

ЯВЛЕНИЕ, часть акта, сцены в драматическом произведении, определяемая кругом занятых в ней действующих лиц, их приходом или уходом. Я. особенно широко пользовалась реалистическая драматургия XIX века, подчеркивая, между прочим, этим внешним приемом близость сценического действия к жизни. В дальнейшем драматурги практически отказались от внеш. обозначения.

ЯЗЫК АКТЕРА, совокупность эл-тов актерской техники: голоса, пластики, воображения и фантазии, костюма, грима, актерской заразительности и т. п.

ЯЗЫК ЖЕСТОВ, (язык кинетический), система жестов и телодвижений, используемые как средство общения наряду со звуковой речью и взамен ее в бытовом общении, а также в связи с обрядами, культовыми запретами и т. п. Психологами замечено, что чел-к воспринимает информацию на 80% из жестов и только 20% из слов. (Психологический жест, Фантастический жест).

ЯЗЫК ИСКУССТВА, совокупность исторически сложившихся, особых в каждом виде искусства материальных средств и приемов создания художественного образа, т. е. выразительных средств. Напр., языком кино является кадр, план, ракурс, композиция, свет, цвет, движение, монтаж. В зависимости от основного органа восприятия идет разделение на виды искусства и их синтез. (Материал искусства)

ЯЗЫК РЕЖИССЕРА, совокупность приемов режиссерского искусства, заключающихся в умении композиционно построить целое сценическое действие, выразив его в мизансценах через исполнителя и монтаж выразительных средств. (Материал искусства)

ЯЗЫК ХУДОЖЕСТВЕННОЙ ЛИТЕРАТУ­РЫ, совокупность литературных приемов соз


дания художественного образа в литературе. Сюда относятся передача особенностей речи персонажей (бытовые, производственные, личностные и т. п.), использование архаизмов (устаревших понятий), вульгаризмов (просторечных выражений), диалектизмов (областных слов), использование тропов, авторская эстетическая оценка предмета изображения (восторженная, отрицательная, сатирическая и т. д.), родовая принадлежность произведения (драматургическая, эпическая, лирическая), построение сюжетаи т. п. Существенную роль в Я. х. л. играет его звуковая организация, которая участвует в раскрытии содержания произведения, черты литературного стиля писателя в целом (мы не спутаем язык Пушкина иЛ. Толстого) и в еще более широком плане – художественного метода (классицизм, романтизм, реализм, символизм и т. д.).

ЯЗЫК, система знаков, служащая средством человеческого общения, мыслительной деятельности, способом выражения самосознания личности, передачи от поколения к поколению и хранению информации. Я. существует и реализуется через речь. (Я. актера, Я. жестов, Я. искусства, Я. режиссера).

ЯРМАРКА, (нем. Jáhrmarkt – годовая торговля), 1) регулярно, в одном месте и в одно время устраиваемый большой торг, с увеселениями, развлечениями (устар.) 2) Периодически устраиваемый съезд торговых и промышленных организаций, коммерсантов, промышленников, преимущественно для оптовой продажи и закупки товаров по выстеленным образцам (напр., промышленная Я., международная Я.) (Балаган, Фольклорный театр, Скоморох).

ЯРУС, 1) ряд горизонтально расположенных предметов (напр., расположить осветительные фонари в несколько Я.). 2) Один из средних или верхних этажей в зрительном зале.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 192 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.011 с)...