Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

О номере информация,информация о номере. 7 страница



СИСТЕМА СТАНИСЛАВСКОГО, практическое учение о природных органических законах актерского творчества. Цель С. с. – разбудить естественную природу актера для органического творчества в соответствии с его сверхзадачей, вызвать к жизни органичный, естественный процесс самостоятельного и свободного творчества. Принципы С. с. 1) принцип жизненной правды, как основа всей системы; 2) учение о сверхзадаче; 3) принцип активности и действия, говорящий о том, что нельзя играть образы и страсти, а надо действовать в образах и страстях роли; 4) в творчестве актера все должно подчиняться требованию органичности, т. е. ничего искусственного, ничего механического не должно быть; 5) принцип перевоплощения, как конечный этап творческого процесса создания сценического образа. Суть С. с. – в совершенствовании внутр. и внеш. техники актера, сделать этот инструмент податливым творческому импульсу, т. е. готовым в любой момент осуществить нужное действие. Внутр. техника заключается в создании необходимых внутр. (психических) условий для естественного и органического зарождения действия, к-рое осуществляется через тренировку внимания сценического, сценической свободы мышц, правильной оценки предлагаемых обстоятельств (сценическая вера) и возникающее на этой основе желание действовать. Воспитание актера в области внеш. техники имеет целью сделать физический аппарат актера (его тело) податливым внутреннему импульсу через тренировку техники речи, постановку голоса, гимнастики, акробатики, фехтование, ритмики, танца, сценического движения и т. п.

СИСТЕМА, (гр. systēma – целое, составленное из частей соединение), 1) техническое устройство, конструкция. 2) То, что стало нормальным, обычным, регулярным. 3) Форма организации чего-л. 4) Определенный порядок в расположении чего-л., в действиях. 5) Нечто целое, представляющее собой единство закономерно расположенных и находящихся во взаимной связи частей. (Система Станиславского).

СИТУАЦИЯ, (< позднелат. situatio – положение, расположение), 1) сочетание условий и обстоятельств, создающих определенную обстановку, положение. 2) Определенное соотношение обстоятельств, общественных и личных, в к-рые помещены персонажи произведения искусства. 3) (В массовом действе) главным исходным условием живого театрализованного действа является органическое единство трех С.: С. общественной жизни, нравственной С. личности и С., праздничного действия. С. общественной жизни – соотношение общественных и личных жизненных обстоятельств, определяющее смысл праздничного театрализованного действия и поведение его участников. С. личности – нравственный конфликт чел-ка с самим собой, с ситуацией окружающей жизни и с условиями праздничного действия. С. действия – игровая коллизия, заданная сценаристом и режиссером и вызывающая единство общественной, нравственной и художественной активности участников.

СКВОЗНОЕ ДЕЙСТВИЕ, основное направление выразительных средств и стремление всех действующих сил к осуществлению сверхзадачи спектакля, праздничного действа. Это вызванное режиссерскими выразительными средствами внутр. личное стремление каждого участника праздника к общей духовной жизненной цели. Это процесс превращения театрализованного игрового общения, в жизненное событие.

СКЕТЧ, (англ. sketch, букв. – набросок), короткая эстрадная пьеса (главным образом, комедия) для двух (реже трех) исполнителей. Ведет начало от народной интермедии. С. отличает «кучность» событий, концентрированность и репризность диалога, непременный гротеск в характеристиках комических персонажей. Для другой разновидности С. характерным признаком является не развитие сюжетной линии, а насыщенность злобой дня в диалоге. (Реприза).

СКОМОРОХИ, 1) в Древней Руси: странствующие артисты – певцы-музыканты, комедианты, острословы, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Известны с 11 в. Особую популярность получили в 15 – 17 вв. Подвергались гонениям со стороны церкви и гражданских властей. 2) (Перен.) несерьезный чел-к, потешающий других своими шутовскими выходками.

СКУЛЬПТУРА, (лат. sculptura, от sculpo вырезаю, высекаю), ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, произведения к-рого имеют объемную, трехмерную форму и выполняются из твердых или пластичных материалов. С. изображает, в основном, чел-ка, реже животных, ее главные жанры – портрет, исторические, бытовые, символические, аллегорические изображения, анималистика. Выразительные средства – построение объемной формы, пластической моделировка (лепка), разработка силуэта, фактуры, в некоторых случаях также цвета. Различаются круглая С. (статуя, группа, статуэтка, бюст), осматриваемая с разных сторон, и рельеф (изображение располагается на плоскости фона). Монументальная С. (памятники, монументы) связана с архитектурной средой, отличается значительностью идей, высокой степенью обобщения, крупными размерами; монументально-декоративная С. включает все виды убранства архитектурных сооружений и комплексов (атланты, кариатиды, фризы, фронтонная, фонтанная, садово-парковая С.); станковая С., не зависящая от среды, имеет размеры, близкие к натуре или меньшие, и конкретное углубленное содержание, предназначена для интерьера, ее жанры – портрет, бытовой, ню, анималистический. Материалы С. – металл, камень, бетон, пластмасса, глина, воск, пластилин, дерево, гипс и др.; методы их обработки – высекание, лепка, вырезание, литье, ковка, чеканка и др.

Принципы построения скульптурных групп часто используются в театрализованных представлениях с помощью разнообразных приемов: показ увеличенных фотографий, на к-рой изображены те или иные скульптурные произведения; принципы многофигурных композиций успешно переносятся на сцену в живом человеческом материале («живые скульптуры», «живые эмблемы») и за ее пределы (группы на борту грузовика), известны и скульптурные пародии.

СЛОВЕСНОЕ ДЕЙСТВИЕ, вербальное воздействие на различные стороны человеческой психики: на интеллект, на воображение, на чувство. Слово на сцене – средство борьбы за достижение целей, к-рым живет персонаж. Актер должен хорошо знать, на какую именно сторону сознания своего партнера он преимущественно в данном случае хочет подействовать. Если на интеллект, мысль, то необходимо добиваться неотразимости речи, по своей логике и убедительности (доказать, объяснять, отделаться, успокоить, опровергнуть и т. п.) Если к воображению, то необходимо заражать партнера видениями (удивлять, предупреждать, угрожать, утешать). Можно обращаться к чувству (упрекать, укорять, ободрять, умолять, разжалобить), а также воздействовать на волю (просить, приказывать) и на память партнера (узнавать, утверждать). На практике ни один из типов С. д. не встречается в чистом виде (можно, напр., просить упрекая или объяснять удивляя), к действию может быть добавлено какое угодно приспособление (нежно, тепло, равнодушно, твердо и т. п.). Вопрос о принадлежности С. д. к тому или иному виду решается в каждом отдельном случае в зависимости от преобладания того или иного способа воздействия на сознание партнера.

Понятия физического, внутр. и С. д. неразрывны. В этой триаде Станиславский считал главным С. д.: «Слово становится венцом творчества, оно же должно быть и источником всех задач – и психологических и пластических». В речевом материале пьесы режиссер и актер находят логику поведения героев, в нем заложены и решающие начала сценического характера.

Особо важное значение С. д. имеет для артистов эстрады разговорных жанров. Партнер эстрадного исполнителя – сотни сидящих в зале зрителей. Значит, ему надо заставить их, всех до единого, увидеть то, о чем он рассказывает. Отсюда требование яркости и точности ленты образов, естественности и звучности речи. (Живое слово, Словесный образ).

СЛОВЕСНЫЙ ОБРАЗ, отдельное слово, сочетание слов, абзац, строфа или часть литературного произведения как эстетически организованный эл-т поэтической речи. С. о. показывают нам, как писатель и исполнитель видит и художественно воспроизводит мир. (Живое слово, Словесное действие, Художественная литература).

СЛОВО ЖИВОЕ, Живое слово.

СОБЫТИЕ ГЛАВНОЕ, Событийный ряд.

СОБЫТИЕ ИСХОДНОЕ, Исходное событие.

СОБЫТИЕ ОСНОВНОЕ, Событийный ряд.

СОБЫТИЕ ФИНАЛЬНОЕ, Событийный ряд.

СОБЫТИЕ ЦЕНТРАЛЬНОЕ, Событийный ряд.

СОБЫТИЕ, 1) То, что произошло, то или иное значительное явление, факт общественного или личной жизни. 2) Все, что сбылось, сталось, сделалось, случилось; случай, происшествие или быль, быть, факт; истинное, невымышленное дело; замечательный случай. Событность происшествий – совместность, по времени, современность. (В. И. Даль). Со-бытие, таким образом, есть совместное бытие, подлинная ситуация развития, форма масштабной для чел-ка субъективности. Этот масштаб может быть разным, но он важен для людей и потому памятен. 3) (В театре) происшествие (процесс), разворачивающийся на глазах у зрителя. Состоит из совокупности фактов (предлагаемых обстоятельств), не изменяющих и изменяющих привычное течение жизни героев. Одно из предлагаемых обстоятельств, изменяющих (в отличие от др. фактов) прежние действия героев, привычное течение жизни персонажей называют событийным, или конфликтным, фактом. Кнебель М. О. утверждает, что «Станиславский не случайно избрал С. в качестве исходного момента всей работы режиссера и актера над пьесой и ролью… Определяя С. и действие, режиссер невольно выхватывает все более и более широкие пласты предлагаемых обстоятельств, лексики, характеров, – у нас разбегутся глаза… Ставя себе вопрос: «Что происходит в пьесе?» – и отвечая на него, мы дисциплинируем свое воображение, не даем себе права бродить вокруг и около пьесы. Мы призываем свое воображение к объективным фактам. Мы в какой-то мере следователи фактов». Для определения значимости С. (режиссерская оценка фактов) Станиславский рекомендовал поступать следующим образом: «Сама техники процесса оценки фактов поначалу проста. Для этого следует устранить оцениваемый факт, после постараться понять, как это отразится на жизни человеческого духа роли». Через актерскую оценку факта осуществляется также переход от события к событию. С. – часть сценической жизни или зрелища, к-рую можно назвать «экстремальной ситуацией» с тремя условиями его осуществления: персонажи должны жить в условиях «крайнего внутр. напряжения», вызывать обязательное зрительское сопереживание и третье – выход из создавшейся ситуации должен быть непредсказуемым (М. А. Захаров). Говоря о С. как о совместной со-бытности, интересную мысль высказывает Б. Костелянец: «Драматическое С. или цепь событий – результат действий не одного, а нескольких лиц и одновременно стечения обстоятельств, случайностей и игры неподвластных чел-ку сил». Т. о., «со-бытовать» могут не только действующие лица, но и места действий, и предметы, и явления природы, и время суток и проч., что находит подтверждение при анализе некоторых пьес отечественной и мировой драматургии. «Хотя мы определяем С., к-рые существуют в пьесе как объективная данность, отбирая их, мы обязательно вносим в этот процесс субъективное начало… В том-то и дело, в том и смысл определения С., что каждый режиссер вносит в этот процесс то, что особенно дорого и интересно ему как художнику». (М. О. Кнебель). 3) (В массовом действии) С., как значительное явление общественной или личной жизни, порождает праздничную ситуацию. Поскольку, праздник, как объективное событие, основан на ценностях общения (отношений), ценностях переживаний (коллективных) и ценностях творчества (в разных видах деятельности), то задачей организаторов массового действа становится превращение праздника (представления) в жизненное С. для его участников. В сюжетных театрализованных представлениях, как в театральной пьесе, ищется событийный ряд. Бессюжетное представление строится по принципу аттракциона. (Праздничная ситуация, Событийный жизненный факт, Социальный заказ, Тематический вечер).

СОБЫТИЙНЫЙ ЖИЗНЕННЫЙ ФАКТ, реальное жизненное явление, к-рое соединяет в себе коллизию сценарного и режиссерского замысла массового театрализованного действа. Конкретное жизненное событие (1) определяет специфику образности, к-рая уходит в него своими корнями и представляет собой художественное осмысление, оказывающее воздействие на зрителя силой художественного обобщения реальности. (Л. И. Футлик) (Ср., Событийный факт)

СОБЫТИЙНЫЙ РЯД, последовательно совершаемые события, цепь событий, каждое из к-рых перетекает в следующее. С. р. является квинтэссенцией метода действенного анализа. Из всей цепи событий, какой бы длинной она ни была, режиссеру необходимо определить пять обязательных, составляющих композицию спектакля: исходное (экспозиция спектакля, номера, массового действа), в к-ром зрителю еще не понятно, в каком направлении будет разворачиваться действие, основное, в к-ром начинает зарождаться конфликт между героями (завязка), центральное (кульминация действия), финальное (развязка), в к-ром конфликт разрешается и главное – оно происходит в душе зрителя как вывод, прочитанная и воспринятая им сверхзадача режиссера спектакля, массового действа. С. р. органически связан с его темой, выступает способом ее конкретного развертывания. Каждое предыдущее событиепо отношению к следующему за ним становится предлагаемым обстоятельством. (Золотое сечение, Событийный факт, Фабула).

СОБЫТИЙНЫЙ ФАКТ (конфликтный факт), одно предлагаемое обстоятельство, изменяющее (в отличие от др. обстоятельств) прежние действия героев, привычное течение жизни персонажей. (Событие).

СОБЫТИЯ ОБРАЗ, Образ события.

СОДЕРЖАНИЕ, совокупность, состав всех эл-тов объекта, единство его свойств, внутр. процессов, связей, противоречий. Т. о., в С. заложена тенденция к развитию, динамике, диалектическому взаимодействию с формой. Основными эл-тами С. в театрализованном представлении выступает его тема и идея. (Содержание и форма).

СОДЕРЖАНИЕ И ФОРМА, философские категории; С. – определяющая сторона целого, совокупность его частей; Ф. – способ существования и выражения С. Отношение С. и Ф. характеризуется относительным единством; в ходе развития образуется несоответствие С. и Ф., к-рое, в конечном счете, разрешается «сбрасыванием» старой и возникновением новой Ф., соответственно развившемуся С. Существует и обратная закономерность: С. проявляется только в определенной Ф. Степень соответствия С. и Ф. в искусстве зависит от верности идеи произведения, мировоззрения, одаренности и мастерства художника. В творческой практике несоответствие, разрыв С. и Ф. произведения выступает в двух планах. Во-первых, когда общественно значимое С., актуальная тема и идея не получают в произведении яркого художественного воплощения. Это ведет к иллюстративности и схематизму, снижению воздейственной силы искусства, а иногда к дискредитации темы и идеи произведения. Во-вторых, когда неполноценное С. выражается в интересной Ф.

СОФИТ, осветительный прибор, прикрепленный к подвесной ферме.

СОЦИАЛЬНЫЙ ЗАКАЗ, заявка на проведение общественно значимой акции в художественно-праздничной форме. Режиссер может получить С. з. как от администрации области, города, села, района, так и от общественных организаций, учреждений, предприятий, учебных заведений и т. п. В С. з. обозначается событие, основные моменты, к-рые должны быть отражены в акции, пожелания по форме воплощения, устанавливаются сроки подготовки и проведения, место проведения акции, размер и способ финансирования.

СПЕКТАКЛЬ, (фр. spectacle), театральное представление.

СПЕКТАКЛЬ-КОНЦЕРТ, Виды концерта.

СПЕКТАКЛЯ ДРАМАТУРГИЯ, Драматургия спектакля.

СПЕКТАКЛЯ ПРОСТРАНСТВО, Пространство спектакля.

СПИННАЯ МИЗАНСЦЕНА, сценический ракурс, сила к-рого при красноречивости позы заключается в обобщенности выражения. Спина – словно некий занавес, на к-ром как бы написан крупными буквами итог или предпосылка (почти титр). Остановка в повороте С. м. лучше всего доносит преодоление: усталости, боли, страха, любого сильного чувства, охватившего все человеческое существо. Удаление фигуры спиной – мизансцена классическая. Но выражает она не слабость, несмотря на то, что чел-к, удаляясь, на глазах уменьшается. Вид фигуры, прямо удаляющейся от зрителя вдаль, чаще всего – эпическая точка куска или целой сцены. Чел-к будто соединяется с пространство м, уходит в жизнь, в природу. (Ср., Занавес – 5)

СПОРТ, (англ. sport), составная часть физической культуры – комплексы физических упражнений (средство и метод физического воспитания), имеющие целью развитие и укрепление организма чел-ка, его нравственное воспитание и достижение им высоких результатов в соревнованиях. В тематическом вечере спортсмен или любитель спорта могут выступать в качестве реального героя. На эстраде создаются номера на спортивные сюжеты. Спортивные соревнования включаются составной частью в массовые праздники, а также проводятся физкультурно-спортивные праздники, олимпиады. Массовые упражнения в стадионном представлении делает С. выразительным средством или жанром сценического искусства. В качестве эл-тов массовой гимнастическо-спортивной инсценировки с включением в нее сотен и тысяч людей физическая культура может дать:

а) организованную ходьбу разнообразных видов в определенном темпе (быстрый – медленный, бодрый – тяжелый); организованные перемещения по разным линиям, с образованием возможных форм и фигур (букв алфавита, слов, символических знаков и т. д.), с соблюдением при этом ритма и гармонизирования с музыкой;

б) всевозможные построения и нагромождения групп в форме живых статуй, живых картин, живых пирамид разнообразнейших типов или массы тел (горообразные памятники, пятиконечные звезды, мощные колонны и т. п.);

в) гимнастические, ритмические и пластические движения, имитирующие всевозможные бытовые, производственные и трудовые движения: удары кузнеца, движения косаря, движения дровосека, движения бросания, движения поднятий и т. п.;

г) коллективные танцы, начиная от имитационных, уже существующих (крестьянский, матросский, русский, малороссийский, греческий, китайский и т. п.), и кончая искусственно создаваемыми в зависимости от необходимости иллюстрирования.

СПОРТИВНАЯ АРЕНА, футбольное поле с примыкающими к нему спортивными площадками (секторами), окруженное беговой дорожкой; обычно составная часть стадиона; место проведения спортивных соревнований, в последнее время и театрализованных представлений. Футбольное поле, как сценическая площадка, имеет размеры 96 – 110 метров по фронту и 64 – 72 метра в глубину.

СПОРТИВНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЕ НА СТАДИОНЕ, форма театра под открытым небом, своеобразие к-рого диктуется своеобразием сценической площадки – стадион. Главными героями С.-х. п. на с. являются не один актер, не группа, а огромная, подчас многотысячная масса людей: спортсмены – непосредственные участники массовых гимнастических выступлений, различные художественные коллективы, групповые и сольные номера представителей спорта и искусства, участники художественного фона (до нескольких тысяч), масса участников-зрителей на трибунах стадиона, имеющих непосредственное отношение к событию, к-рому посвящено представление. Главное в специфике С.-х. п. на с. – его спортивная основа. Ведущим выразительным средством является масса участников с их выходами, уходами, выполнением различного рода упражнений и перестроений. В С.-х. п. на с. только хореография может быть представлена в качестве самостоятельного массового выступления. Попытки построить С.-х. п. на с. по принципу концерта, т. е. сменяемости отдельных готовых номеров артистов и коллективов разных жанров с массовыми спортивными выступлениями является нецелесообразным. Какими бы профессиональными признаками не обладали номера, они проигрывают перед массовыми действиями.

Основной структурной единицей С.-х. п. на с. является не отдельное гимнастическое выступление, а эпизод. В нем первична не организационная, а творческая сторона. Рождение эпизода, его тематика, содержание, образное решение тесно связаны с общим сценарно-режиссерским замыслом представления. Композиция эпизода: 1) начало (экспозиция) 2) Главные и второстепенные действия эпизода (развитие действие): массовые номера и вставные номера спорта и искусства, 3) финал (кульминация), 4) уход.

Масштабность сценической площадки требует размаха в решении наиболее важных эпизодов С.-х. п. на с. С этой целью в действие вводится группа участников (600 – 1500 чел-к, в основном девушки), к-рые в практике получило название «фонирующей группы». Фонирующая группа выполняет роль массы, вводится несколько раз, причем по необходимости в новом качестве (др. костюмы, др. предметы для выполнения упражнений). Функции фонирующей группы – укрупнение действия, создание яркого, масштабного, образного действия, а также средством монтажа пластически связывать один эпизод с др. в единое действие. К этому приему прибегают режиссеры в тех случаях, если основное действие недостаточно массовое и не соответствует масштабу массового представления.

В отличие от театра, стадион не имеет специальных технических средств монтажа. Поэтому технический монтаж имеет такое же значение как и смысловой. В практике постановки С.-х. п. на с. сложились два вида монтажа: открытый и закрытый монтаж. Если сценарно-режиссерский монтаж направлен на раскрытие идеи представления, поиск рисунков построения, в к-рых происходит действие, то технический монтаж обеспечивает непрерывность действия – на перестроения, т. е. поиск логических переходов из одного рисунка в др.

Задача художника С.-х. п. на с. состоит в том, чтобы с первого до последнего выступления провести цветовую гамму так, чтобы не возникло цветовой дисгармонии и в костюмах, и в декорациях. Неотразимое впечатление производит художественный фон.

Для активизации аудитории зрителям раздаются флажки, платочки, кепочки, цветы, фонарики, чтобы весь стадион включался в жизнь цвета на празднике. Но самое главное – создание эмоционального впечатления. Эффект неожиданности (трансформация предметов и костюмов; плачущий Мишка, воплощающий грусть расставания, а не радость, как все привыкли).

СРАВНЕНИЕ, троп, образное выражение, в к-ром один предмет (явление, признак) сопоставляется с др., обладающим каким-н. свойством в большей мере (напр., глаза как два изумруда). В театрализованных представлениях выражается в монтаже различных образных средств.

СРЕДСТВ ВЫРАЗИТЕЛЬНЫХ СИНТЕЗ, Синтез выразительных средств.

СРЕДСТВО, 1) орудие (предмет, совокупность приспособлений) для осуществления какой-н. деятельности. 2) Прием, способ действия для достижения чего-л. (Выразительные средства, С. иносказания).

СТАДИОН (гр., stádion), 1) сооружение со специально оборудованными площадками для спортивных состязаний, занятий и с трибунами для зрителей. 2) Место проведения театрализованных представлений и концертов. Стадионное пространство трехмерно, обзор здесь 3/4 или круговой, трибуны расположены амфитеатром, масштаб сценической площадки равен масштабу поля С.

СТАНИСЛАВСКОГО СИСТЕМА, Система Станиславского.

СТИЛИСТИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ, (лат. figura – очертание, изображение) – необычный оборот речи, с помощью к-рого достигается ее особая, необходимая автору выразительность. С. ф. способствует индивидуализации высказывания. К С. ф. относятся: повторение, анафора (единоначатие), антитеза (контраст или противопоставление), градация, или прием нагнетания (однотипные слова располагаются так, что каждое следующее слово более энергично, боле выпукло: «В сенат подам, министрам, государю»), инверсия (необычный порядок слов: Союз Советов вместо Советский Союз), перифраз (вместо обычного наименования употребляется описательное сочетание слов: автор «Капитала» вместо Карл Маркс), риторический вопрос (вопрос, на к-рый не требуется ответа), вопрос-ответ, прием диалога, пословицы и поговорки, цитирование художественных произведений, использование юмора. (Стиль).

СТИЛЬ, (лат. stylus, < гр. stýlos – палочка, стержень для письма), 1) в древности и в средние века заостренный стержень из кости, металла или дерева, к-рыми писали на восковых дощечках или бересте. 2) С. языка: а) совокупность приемов использования средств общенародного языка (разновидность языка), для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики (в какой-л. типичной социальной ситуации) – в быту, в официально-деловой сфере и т. д. – отличающийся от др. разновидностей того же языка, чертами лексики, грамматики, фонетики (официально-деловой, разговорный, книжный, научный С.); б) индивидуальные особенности чьей-л. речи; в) слог. 3) Метод, совокупность приемов какой-н. работы, деятельности, поведения. 4) Характерный вид, разновидность чего-н., выражающаяся в каких-н. особенных признаках, свойствах художественного оформления. 5) Общность, структура, образный строй системы, выразительные средства, творческие приемы, обусловленные единством идейного содержания.

Понятие «С.» употребляется также для характеристики крупной эпохи в развитии искусства, различных художественных направлений, поскольку единство общественно-исторического содержания определяет в них устойчивое единство художественно-образных принципов, средств, приемов (романский С., готика, Возрождение, барокко, рококо, классицизм); для характеристики отдельных произведений или жанра (напр., о С. русского романа середины 19 в.); индивидуальной манеры художника.

СТИХ, (< гр. stichos – ряд), 1) отдельная ритмическая строка. 2) Единица ритмически организованной речи, строка стихотворения. С. сходен с музыкой. В основе обоих искусств лежат законы ритма и звукосочетаний. В стихотворной речи ритм является заранее заданным и более или менее отчетливо обозначенным при помощи правильного чередования ударных и безударных слогов, пауз, окончаний стихотворных строк, рифмы, графического оформления текста и прочее. Андрей Белый считает, что в процессе творчества поэта эта сторона первична: «… рождается ритмо-звуковая метафора, уже из нее – смысловая; если бы обратно, то термин «мышление» в образах был бы бессодержателен… Ритм и есть в нас интонация, предшествующая отбору сов и строк; эту напевность всякий поэт называет ритмом…» На сцене С. требует действия, подчиненного строгому ритму, наполненного поэтому особой эмоциональностью. 3) Художественное произведение, написанное такими строками. Жанры С.: элегия, романс, газель, сонет, песня, стихотворение. 4) Условная литературная форма, преувеличение, гротеск, ибо в реальной жизни никто стихами не разговаривает. (Бард, Басня, Буриме).

СТИХОТВОРЕНИЕ, написанное стихами литературное произведение небольшого объема; в 19 – 20 вв. преимущественная форма лирики.

СТРАСТЬ, (психол.) сильное, стойкое, всеохватывающее чувство, доминирующее над др. побуждениями и приводящее к сосредоточению всех устремлений и сил на предмете С. Основной признак С. – ее действенность, слияние волевых и эмоциональных моментов. «Истину страстей и правдоподобие чувствований в предполагаемых обстоятельствах – вот чего требует наш ум от драматического писателя». Эти слова Пушкина, определяющие сущность реалистического искусства, стали основой системы Станиславского. В ней понятие предлагаемые обстоятельства, созданные драматургом, переведены в предлагаемые обстоятельства сценического действия. Истина страстей воплощена в учении о сверхзадаче творчества, правдоподобие чувствований определяет условность сценической игры, к-рая подчиняется законам жизненной правды и в то же время является игрой, выражающей в правдоподобной художественной игре чувств истинные человеческие жизненные страсти – всеохватывающие человеческие стремления.

СТРЕМЛЕНИЕ, 1) первичное побуждение, чувственное переживание потребности, тяготение к объекту. В зависимости от осознания С. как динамическая тенденция выражается в виде влечения или желания. 2) Настойчивое желание чего-н. добиться, что-н. осуществить; устремленность к чему-л. (Ср., Воля, Действие,)

СТРУКТУРА, совокупность устойчивых связей между множеством компонент объекта, обеспечивающих его целостность и самотождественность. С. массового театрализованного действия представляет собой совокупность самых разнородных эл-тов жизненных и художественных действий. Ее особенность в том, что, определяя в сценарии и режиссерском плане композицию построения номеров и эпизодов, она обретает свою целостность и самотождественность только в живом действии участников в самый момент праздника. (Организационные структуры праздника).





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 224 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.014 с)...