Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

УЖАСНОЕ,Безобразное. 2 страница



Рассмотренные функции позволяют определить праздник как специфическое социальное явление, представляющее собой форму активного отдыха, основанного на самодеятельности субъектов и способствующего восстановлению и развитию их физических и духовных сил посредством создания особого чувственно-эмоционального состояния. (А. В. Бенифанд).

ФУНКЦИИ РЕЖИССЕРА, (< лат. functio – исполнение, осуществление), деятельность, обязанность, работа. Ф. р. определены В. И. Немировичем-Данченко в его книге «Из прошлого» (М., Academia», 1936). Режиссер – существо трехликое: 1) режиссер-толкователь, он же – показывающий, к а к играть; так что его можно назвать режиссером-актером, режиссером-педа­гогом; 2) режиссер-зеркало, отражающее индивидуальные качества актера, и 3) режиссер-организатор всего спектакля». Эти качества режиссерской профессии относятся не только к режиссуре театра, они определяют сущность профессиональных качеств режиссера массовых театрализованных действий.

Режиссер-зеркало отражает острые проблемы жизни, жизненные потребности и стремления людей и выражает их художественными средствами; преломляет промахи и находки исполнителя; знает и чувствует, что хочет реальный герой, чтобы дать ему задачу в соответствии с замыслом постановки. На репетициях, в течение всего творческого процесса он должен быть своеобразным зеркалом для исполнителей, их активным зрителем.

Режиссер-толкователь реализует свой аналитический дар, образно осмысливая жизненные явления и события, «заражая» своим творческим идейным замыслом исполнителей, зрителей и всех участников театрализованного действа.

Функция режиссера-организа­тора заключается в том, чтобы объединить процессом осуществления единого художественного замысла всех участников постановочной группы, технических исполнителей, общественных организаторов.

Три основные функции режиссерской профессии существуют в неразрывной связи и взаимозависимости.

В современной интерпретации вторую функцию, указанную Немировичем-Данченко, можно разделить на две самостоятельные: 1) аналитическую, она же исследовательская, ибо до встречи с актером режиссер должен проанализировать историческую эпоху, изображенную в пьесе, суть происходящих событий, соотнести их с современной ситуацией и т. п.; 2) и собственно функцию толкователя, связанную с погружением исполнителей в режиссерский замысел на основе проанализированного материала.

ФУРКА, (нем. Fuhre – длинная телега), приспособление (1) в виде небольшой площадки на колесах, служащей вместо круга для подачи смонтированной декорации, реквизита, актеров из карманов или арьерсцены. Ф. могут двигаться по специально установленным, направляющим «дорогам».

Х

ХАРАКТЕР, (< гр. charackter – печать, чеканка, отличительная черта, признак, особенность), 1) своеобразная особенность чел-ка, вещи, явления (напр., Х. местности). 2) (Психол.) совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности чел-ка, складывающихся и проявляющихся в деятельности и общении, обусловливая типичные для нее способы и отношения (установок) к окружающей действительности. 3) (В лит-ре и драматургии) совокупность психических особенностей, образующих личность литературного (драматического) персонажа. Принципы и приемы воссоздания Х. различаются в зависимости от трагических, сатирических, и др. способов изображения жизни, от рода произведения и жанра. Х. запечатлевается как обусловленный общественно-исторической ситуацией тип поведения, так и творческую индивидуальность автора, его концепция общественного бытия людей. Х. включает в себя (в различных соотношениях): исторически универсальные начала жизни и конкретные явления, сопряженные с определенной национально-культурной традицией и социальной ситуацией; собственно духовную сферу (намерения, процессы мышления, эмоции), выражение внутр. во внеш. (поступки чел-ка, формы его поведения, облик), окружающую чел-ка реальность (бытовая, производственная, природная).

ХАРАКТЕРИСТИКА, 1) описание характерных, отличительных качеств, черт, свойств чего-л. или кого-л. 2) Отзыв, заключение о трудовой, общественной деятельности кого-л.

ХАРАКТЕРНОСТЬ, внеш. физическая характеристика образа (грим, прическа, костюм, пластические особенности), к-рая ярче всего выявляет его внутр. мир. Поиски Х. идут самыми разнообразными путями: наблюдение за окружающей действительностью, нахождение прообразов персонажа в жизни, в художественной лит-ре, кино, изобразительном искусстве. Внешность персонажа должна гармонично сочетаться со сценическим действием. Внеш. Х. без глубокого внутр. характера – лишь имитация образа, лежащая за пределами требований, к-рые предъявляет уровень современной артистической техники к актеру.

ХАРАКТЕРНЫЙ, 1) имеющий резко выраженные особенности. 2) Свойственный кому-л., чему-л., типичный для кого-то, в профессиональной речи также характерный: (Х. актер; Х. танец).

ХОД ОБРАЗНЫЙ, Образный ход.

ХОД РЕЖИССЕРСКИЙ, Режиссерский ход.

ХОД СЦЕНАРНЫЙ, Сценарный ход.

ХОР, (гр. chorуs), 1) певческий коллектив (от 12 чел-к; женский, мужской, детский или смешанный). 2) Многоголосная вокальная музыкальная пьеса. 3) В древнегреческом театре обязательный коллективный участник, собирательное действующее лицо спектакля. (Ср., Девтерагонист, Протагонист, Тритагонист). Как сценический прием используется в современном театре. (Речевой Х.)

ХОРЕОГРАФИЯ, (< гр. choréia – пляска и… графия), 1) запись танца. 2) Искусство сочинения танца, балета 3) С конца 19 – начала 20 вв. танцевальное искусство в целом. 4) Синтез литературной первоосновы (либретто), замысла балетмейстера и художника, музыки, исполнительское искусство танцующего актера. Жанровое деление Х.: танец лирический и героический, шуточный и пародийный, народный и классический, бальный и эстрадный.

Х. – пространственно-временное искусство, поэтому с одной стороны, ее роднит с изобразительным искусством: отбор поз и движений согласуется со скульптурной выразительностью танца; расположение танцующих в пространстве нередко подчиняется закономерностям орнаментальным и графическим; с др. – с музыкой, нередко диктующей ритм, динамические оттенки, др. характеристики движениям, а иногда ориентирующийся на особенности самих движений. Но движения могут иметь и собственный ритм, отличный от музыкального, совпадающий с ним лишь в опорных точках. Тогда образуется контрапункт ритма музыкального и движенческого, что особенно характерно для фольклорного танца, а также для Х. новейшего времени. Народная и профессиональная Х. может включать также эл-ты действия, сближаясь тем самым с театрально-зрелищными искусствами.

В театрализованном представлении Х. может проиллюстрировать какую-л. мысль, но может и стать полноправным сюжетным эл-том всего театрализованного действия.

ХОРМЕЙСТЕР (< хор и нем. Meister – мастер, руководитель), руководитель хора, хоровой дирижер. (Музыкальный руководитель).

ХОРОВОД, древнейший вид народного танцевального искусства; сочетает хореографию с драматическим действием, переплясом, песней. Встречается у многих народов. Один из популярных эл-тов массового действа.

ХОРОВОЕ ЧТЕНИЕ, Речевой хор.

ХРОНОМЕТРАЖ, (< гр. chronos – время + metreō – измеряю), метод определения продолжительности представления. Х. может быть выражен следующей формулой: t + 10Хn + (2-3) + + (5-15), где: t – чистое время всех исполняемых произведений; 10Хn – 10 сек., умноженное на количество номеров (Хn); (2-3) – 2 или 3 мин. на непредвиденные паузы в зависимости от сложности представления, монтировочных перестановок и т. п.; (5-15) – от 5 до 15 мин. на аплодисменты в зависимости от продолжительности представления и популярности исполнителей. Без перерыва представление воспринимается публикой, если его продолжительность колеблется в диапазоне 45 – 100 мин.; при 2-х отделениях первое отделение – 70 – 80 мин., второе – 45 – 50 мин., итого 110 – 130 мин. (Номер, Выступление).

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ИНФОРМАЦИЯ, термин, раскрывающий специфику художественного сообщения, к-рая состоит в том, что оно оказывает эмоциональное воздействие, не передается стандартными нормализованными языками, а представляет собой систему индивидуализированных художественных образов. Основные свойства И. х. – раскрытие индивидуальной сущности описываемых объектов знаковыми средствами (Зна к), соответствующий отображаемому объекту, передача знаковыми средствами мировоззрения и личности автора сообщения – художника. С одной стороны, многозначность художественного знака является его необходимым свойством; с др. – невозможно существование в искусстве двух различных знаковых систем с одинаковыми значениями. В текстах зависимость знака от контекста настолько велика, что его значение может быть уникальным и невоспроизводимым. Отсюда невозможность адекватного перевода художественного сообщения в др. систему знаков и ограниченность его значения контекстом системы, в к-рой знак используется.

ХУДОЖЕСТВЕННАЯ ЛИТЕРАТУРА, (< лат. littera – буква), вид искусства, в к-ром материальным носителем образности является речь («искусство слова»), эстетически выражающее общественное сознание и в свою очередь формирующее его. Соответствие в 19 в. – «изящная словесность». Х. л. возникает на почве устно-поэтического народного творчества путем осознания личности в историческом процессе. Х. л. хранит, накапливает и передает от поколения к поколению эстетические, нравственные, философские, социальные ценности. Будучи средством постижения действительности, Х. л. выражает мировоззрение и эстетические идеалы определенных классов, социальных групп, наций, эпох.

Х. л. как род распадается на три основные родовые группы: эпос (повествование о событии), лирика (субъективно-эмоциональное размышление), драма (диалогическое изображение событий). Разделение лит-ры на роды – предпосылка дальнейшего членения ее на виды и жанры. Жанры определяются на основе принадлежности произведения к литературному роду, преобладающего эстетического качества (идейно-оценочного настроения – сатирического, патетического, трагического), объема произведения и способа построения образа (символика, аллегория, документальность): эпические Ж. (героическая поэма, роман, рассказ), лирическая (ода), элегия, стих, песня, романс, газель, сонет), драматические (трагедия, комедия); более дробное деление исходит из преобладающей тематики (роман бытовой, психологический), мотивов, сюжетов, образов, стихотворных и прозаических форм, изобразительных средств языка, приемов композиции.

Существуют виды письменных произведений, смыкающиеся с Х. л., – мемуарная, эпистолярная, документальная. Древнейшие произведения писались в стихах, проза – относительно более поздняя область Х. л. только в 18 – 19 вв. эти две области сравнялись по значению. Для 20 в. характерны связи Х. л. с др., преимущественно новыми видами искусства – киноискусством, радиовещанием, телевидением.

Изображая предметы, Х. л. в отличие от изобразительных искусств в собственном смысле слова (от живописи, скульптуры и др.) и от синтетических искусств (театра, кино, телевидения) имеет дело с образами «невещественными» (Лессинг), лишенными прямой зрительной достоверности (наглядности), т. к. слово не обладает чертами визуального сходства с тем, что оно обозначает. Будучи невещественными, образы Х. л., однако, отнюдь не оторваны от сферы чувственно воспринимаемого: они будят у читателей яркие представления о видимой реальности. Х. л. – «это искусство пластического изображения посредством слова» (А. М. Горький). Можно выделить две основные формы бытования Х. л.: в виде чтения как такового и в составе восприятия художественно-синтетического произведения, где имеет место творческая интерпретация созданного писателями и поэтами художественного текста (инсценировки литературного произведения в театре, кино, на TV, в т. ч. оперные, балетные и пантомимическая спектакли и кинофильмы; вокальная музыка; иллюстрирование книги как соединение Х. л. с графикой).

В режиссуре театрализованных представлений заимствуются литературные герои, придумываются конкурсные задания на знание Х. л. делаются инсценировки и т. п. (Выразительные средства, Литературно-музыкальная композиция, Проза, Словесное действие, Словесный образ, Стих, Традиция, Факты искусства),

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ДEЙСТВИЕ, 1) творческий акт-1 создания художественного образа. Х. д. осуществляется условными художественными выразительными средствами и побуждает людей к образному эстетическому и нравственному познанию и ощущению явлений окружающего мира и самих себя. 2) Воздействие на зрителей посредством художественного образа. (Л. И. Футлик)

ХУДОЖЕСТВЕННОЕ ОБЩЕНИЕ, общение людей средствами искусства. Искусство, это сила, помогающая людям ориентироваться в постоянно усложняющейся системе взаимоотношений людей, эмоционально интерпретировать ее конкретные формы и проявления, эстетически осваивать окружающий мир, воспитывая способность ощущать и осознавать жизнь как целое. Искусство, как Х. о., побуждает творческий потенциал личности, стимулирует ее самовоспитание, шлифует способность к эмоционально-эстетическому восприятию жизненных ситуаций, одновременно заключая в себе критерии их оценок. Не случайно, об искусстве говорят как о «защите духовных ценностей в новых условиях» (Р. Быков) и как об «организации нашего поведения на будущее» (Выгодский).

Массовое театрализованное действие, как определенный вид жизненного общения художественными средствами, является важным проявлением жизнедеятельности личности и общества в целом. Оно реализует их устремления к более здоровому, гармоничному существованию. Х. о. воспитывает человечность и глубину духовного взаимодействия людей. (Л. И. Футлик)

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, Целостность художественного произведения.

ХУДОЖЕСТВЕННОСТЬ, мера эстетической ценности произведения искусства, степень его красоты. Критерий Х. предполагает соответствие специфического содержания искусства реальной действительности, а также соответствие содержания его форме, достигаемое талантом и мастерством художника. Методически сущность эл-та Х. может быть осмысленна как широкое синтезированное использование разнообразных эмоциональных средств выражения в драматургии представления (образного слова, музыкальных фрагментов, кинодокументов, театрального, пантомимического или хореографического действия и т. п.). (Художественный образ).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ОБРАЗ, 1) форма мышления в искусстве. Конкретно-чувственное и, в то же время, обобщенное воссоздание жизни, пронизанное эмоционально-эстетической оценкой автора. 2) Способ отражения действительности в искусстве, характеризующийся нераздельным единством чувств и смысловых моментов, облеченное в форму конкретного, индивидуального явления (напр., поэт мыслит образами; артист вошел в образ). Х. о. рождается в воображении художника, воплощается в создаваемом им произведении в той или иной материальной форме (пластической, звуковой, жестомимической, словесной) и воссоздается в воображении воспринимающего искусство зрителя, читателя, слушателя.

В отличие от др. типов (напр., фотодокументального или абстрактно геометрического) Х. о., отражая те или иные явления действительности, одновременно несет в себе целостно-духовное содержание, в к-ром органически слито эмоциональное и интеллектуальное отношение художника к миру. Это дает ученым основание говорить об образном языке искусства, необходимом ему для того, чтобы воплощать и передавать людям определенные ценностно-познава­тельные представления, эстетические идеи и идеалы. Чувственная конкретность и обобщенность органически соединяются в Х. о., но в разных пропорциях превалирование первой проявляется наиболее ярко в портретном изображении, доминирование второй – в символическом Х. о. (Символ), а их равновесие – в образе типическом. В каждом виде искусства Х. о. имеет особую структуру, обусловленную, с одной стороны, особенностями выражаемого в нем духовного содержания, а с др. – хар-ром материала, в к-ром содержание это воплощается (Материал искусства). Так, Х. о. в архитектуре-2, 3 статичен, а в лит-ре динамичен, в живописи изобразителен, а в музыке – интонационен (Интонация), в одних жанрах Х. о. предстает в образе чел-ка, в др. выступает как образ природы, в третьих – как вещи, в четвертых – соединяет представление человеческого действия и среды, в к-рой оно развертывается. Но во всех случаях способом восприятия Х. о. является не одно только созерцание, но и переживание. Последнее как раз и свидетельствует, что воспринимаемое зрителем, читателем, слушателем произведение имеет отношение к искусству, является художественным произведением. Х. о. имеет разные масштабы. Самый малый его масштаб, т. н. «микрообраз», это мельчайшая единица художественной ткани произведения искусства (тропы в поэзии, мелодические попевки в музыке). Более крупный масштаб Х. о., «макрообраз», – это персонаж в романе, пьесе, кинокартине, музыкальная тема в симфонии или композиционно-ритмическая структура произведения. Еще более крупный масштаб представляет собой Х. о. произведений искусства в целом – описываемого события в повести, в фильме, в театральном спектакле, образ природы в пейзажной картине. Наконец, иногда все творчество художника можно рассматривать как единый «мегаобраз» мира и чел-ка в мире. Таковы, напр., целостный образ творчества Достоевского, отличающийся от образа мира в произведениях А. П. Чехова.

В массовом театрализованном действии Х. о. создается в реальном общении людей художественными средствами, организованными режиссером и при активном сотворчестве зрителей и всех участников праздничного действия, создающих образ события, образ общения, образ действия. (Документальный образ, Образ-маска, Пластический образ, Словесный образ, Лента образов, Образное решение, Образность, Художественный поступок).

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ПОСТУПОК, участие чел-ка в жизненном театрализованном действии, в к-ром он публично выражает свое отношение к жизненному событию, к проблемной жизненной ситуации праздника. Живое развитие массового театрализованного действия дает возможность его реальным участникам и исполнителям лично утверждать своим художественным действием высокие жизненные духовные ценности и идеалы. (Л. И. Футлик)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ФОН, условное название специфического средства режиссуры спортивно-массового представления; живой экран, созданный из массы участников (от 3-х тысяч чел-к и больше) на одной из трибун стадиона, на к-ром создаются различные картины. Впервые в России он был применен в 1946 г. во время проведения Всесоюзного парада физкультурников на стадионе «Динамо». 7 тысяч чел-к держали в руках цветные планшеты в виде раскрывающихся книг.

В построении рисунков Х. ф. заложен принцип детской игры «Мозаика». Чтобы составить мозаичный рисунок на Х. ф., надо иметь 1) предмет для построения рисунка, 2) программу действия для каждого участника 3) систему управления Х. ф.

Предмет – эл-т мозаики. По своим размерам он должен быть таким, чтобы при создании рисунков закрывать собой участников, и в то же время давать возможность легко и свободно управлять им при смене рисунка. Этим требованиям более всего отвечает фонирующий флажок – кусок материала размером 50х50 см или 50х60 см с двумя палочками-древками, вшитыми с двух сторон. Используются также цветные манишки, шапочки, бумажные веера, бумажные полусферы, картонные листы разного цвета, плотная бумага, сброшюрованная в альбомы и т. п.

Программа обеспечивает каждому участнику Х. ф. безошибочный показ нужного предмета или цвета предмета для составления любого рисунка, запланированного сценарием.

Основные приемы создания живого Х. ф.:

1. Прием «Оживление». Основан на возможности производить флажком колебательные движения. Левой рукой натянутый флажок держится неподвижно, а правой воспроизводится многократные быстрые движения древком вперед-назад. Этот прием позволяет как бы «оживлять» рисунок или отдельную его деталь. Напр., на экране «горящий факел» на голубом фоне. Если участники, изображающие пламя факела, будут делать качательные движения флажками, а все остальные держать флажки неподвижно, то создается впечатление некоторой достоверности горения огня, а рисунок в целом получается более объемным и контрастным.

2. Прием «Вставание» применяется для выделения рисунка или его детали на общем фоне экрана. Напр., на экране появляется слово «МИР» голубого цвета на белом фоне. Используя этот прием, участники, открывая голубые флажки, встают и держат их стоя, в то время, как участник с белыми флажками продолжают сидеть. Слово «МИР» становится объемным и контрастны.

3. Прием «Перевертка». В нем используются двухсторонняя расцветка фонирующих флажков. Напр., показывается эмблема труда «Серп и молот» желтого цвета на красном фоне экрана. Если по команде режиссера все участники фона одновременно перевернут флажки, то произойдет перемена цветов – эмблема станет красного цвета, а фон желтого. Перевертка флажка делается пальцами рук. Указательные пальцы одновременно переносятся на другую сторону древок, т. е. вовнутрь, а большими пальцами, предварительно перенеся их наружу, производится перевертка движением верхнего обреза флага в направлении от себя.

4. Прием «Залив». В рассмотренных выше приемах участники действовали одновременно: по сигналу режиссера открывали флажки (показывали рисунок) или делали перевертку (изменяли цвет рисунка). В приеме «залив» используется возможность выполнения упражнений большой массой участников разновременно – поочередно или с некоторым отставанием, т. е. по принципу поточных упражнений. При использовании данного приема появление рисунка или замена одного цвета другим происходит постепенно.»Залив» сверху, снизу, к центру, из точки, к точке и т. п. Режиссер, подавая команду на выполнение этого приема, предварительно указывает начало и направление движения «залива» по экрану фона.

5. Прием «Блик». Основой этого приема также является перевертка, т. е. использование двухсторонней расцветки флажков, однако, хар-р перевертки здесь совершенно иной. В данном случае перевертка выполняется не окончательно, а только на очень короткое время показывается обратная сторона флажка, т. е. другой цвет, и флажок снова возвращается в исходное положение. Поэтому техника работы с флажком здесь отличается от обычной перевертки. «Блик» выполняется не пальцами, а кистями рук, что позволяет быстрее возвратить флажок в исходное положение. При этом движение флажка производится только на себя, а не от себя, как при перевертке. Движение «блика» по экрану фона можно создать практически из любой его точки, так же как при «заливе». Однако, если для выполнения «залива» достаточно одной команды на его начало, а затем участники воспроизводят прием самостоятельно, то «блик» от начала и до конца организуется режиссером и выполняется участниками под его счет как поточное упражнение.

6. Прием «Машинопись». Использует возможность большой массы участников выполнять мозаичный рисунок по частям в нужной последовательности. Чаще всего этот прием применятся при написании слов, чисел. Появление букв и цифр на экране фона происходит поочередно, т. е. так же, как при печатании их на пишущей машинке (отсюда и название приема). Данный прием значительно разнообразит фон, делает его более динамичным и красочным.

7. Прием «Телетайп». Применяется также при написании текстов на фоне. Прием получил название в связи с прерывистым движением строчки на экране фона слева направо, т. е. так же, как при печатании на ленте телетайпа. Разработка текста, построенного на использовании этого приема, практически не отличается от составления программы любого движущегося рисунка – «мультяшки».

8. Прием «Наплыв». Применяется с целью придать особое звучание рисунку или слову. Напр., на экране появляется слово «СВОБОДА», к-рое быстро увеличивается в размерах, как бы наплывает на зрителей. Движение останавливается только тогда, когда изображение занимает весь экран. Этот прием также построен на принципе раскадровки движения, т. е. построения любого движущегося рисунка. Обычно готовятся три-четыре кадра, на к-рых слово «СВОБОДА «делается разных размеров. Быстрая смена кадров в определенной последовательности (от малого изображения к большому) создает эффект движения – увеличения рисунка на экране фона.

9. Прием «Кассета». Чтобы показать несколько картин подряд участникам фона каждый раз приходится менять флажок, т. е. закрывать один флажок, готовить и по команде режиссера открывать другой и т. д. Иногда темпо-ритм работы фона не устраивает режиссера, особенно, когда фон в представлении ведет сольную партию. В этом случае и применяется данный прием. Каждый участник готовит к показу не один рисунок (один цвет), а одновременно несколько рисунков (несколько цветов), т. е. собирает по программе «кассету» из флажков нужной расцветки. Время, затраченное на подготовку «кассеты» компенсируется тем, что у режиссера появляется возможность менять рисунок в более быстром темпе. Флажки в «кассету» складываются каждым участником строго по программе, соблюдая очередность показа цвета. Работа с «кассетой» требует большой сосредоточенности внимания и расторопности участников. Они должны точно знать и помнить последовательность расположения флажков в «кассете», а также своевременно выполнять необходимые приемы (перевертывать «кассету», отбрасывать уже использованные флажки себе на колени, чтобы иметь возможность показать следующий по программе цвет и т. д.)

10. Прием «Проявление». Возникновение этого приема связано с использованием на фоне флажка квадратной формы. Впервые такой флажок был применен на праздниках открытия и закрытия Олимпиады-80 в г. Москве. Наиболее удобным оказался флажок размером 50х50 см. Особенность этого флажка в том, что он, во-первых, облегчает составление мозаичных рисунков художнику и увеличивает возможности фона; во-вторых, что самое главное, позволяет участникам держать его не только двумя руками, но одной. Удерживая флажок одной рукой на уровне глаз за древко (второе древко внизу – натягивает флажок), участник освобождает другую руку, в результате чего появляется возможность при необходимости беспрерывно, не зарывая фона, показывать подряд несколько рисунков или цветных фонов. Так появился прием «проявления». Практически он выполняется так: удерживая открытый флажок, напр., левой рукой на уровне глаз, участник правой берет другой флажок и совмещает его с уже открытым, затем медленно опускает флажок в левой руке. Рисунок при этом появляется медленно, напоминая эффект возникновения снимка на фотокарточке при проявлении. Теперь, показывая рисунок правой рукой, участник может свободно действовать левой и т. д. Этот прием по исполнению значительно легче, чем прием «кассета», а воспринимается эффектнее. Поэтому на фоне с квадратными флажками прием «кассета» практически не применяется. Основным здесь является прием «проявление».

Указанные выше приемы применяются режиссерами не только в чистом виде, как они описаны. Очень часто при показе одного рисунка они совмещаются. Напр., прием «оживление» сочетается с приемом «вставание», прием «вставание» – с «заливом», прием «машинопись» – с вставанием и т. д. Это уже сфера творческой деятельности режиссера.

Управление фоном. Чтобы установить звуковую связь режиссер – участники Х. ф., делается т. н. подзвучка. В районе расположения Х. ф. устанавливаются динамики строго направленного звучания на определенные участки экрана, а у режиссера на пульте оборудуется микрофон. Система подзвучки организуется так, чтобы все реплики и команды режиссера были равномерно слышны всем участникам Х. ф., но не доносились бы до зрителей.

Звуковая система связи подстраховывается отдельными эл-тами зрительной связи. Напр., номера рисунков, называемые режиссером по микрофону, обязательно дублируются показом планшетов с соответствующими цифрами. Управление Х. ф. требует от участников и режиссера предельного внимания.

Функции Х. ф. Фон как зритель. Очень часто фон используется постановщиком спектакля в роли лидера в создании необходимого эмоционального настроя в зрительном зале. Он помогает режиссеру активизировать зрителя, направляя его эмоции и активность в нужное русло (аплодисменты, скандирование лозунгов, выполнение простых действий, и т. д.)

Х. ф. как активный участник действия, происходящего на поле: своими рисунками, плакатами, лозунгами он сопровождает их, подчеркивая определенную мысль режиссера, раскрывая тему представления.

Х. ф. как участник массовых упражнений. В отдельных случаях постановщик представления подключает участников фона к выполнению массовых упражнений, исполняемых на поле стадиона. Это значительно усиливает общее действие, делает его более мощным, массовым. Иногда участники фона выполняют массовые упражнения даже при показе рисунка.





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 204 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...