Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

УЖАСНОЕ,Безобразное. 3 страница



Х. ф. как экран, на к-ром демонстрируются кинокадры. В этом случае фонирующие флажки делаются из специального (экранного) материала.

Х. ф. как солист, когда ему отдается самостоятельный номер (напр., в прологе)

ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ, 1) относящийся к искусству, к деятельности в области искусства (Х. руководитель, Х. училище). 2) Изображаемая действительность в образах (Х. произведение). 3) Отвечающий требованиям искусства, эстетического вкуса, эстетический, красивый (Х. вкус, художественно исполнить роль). (Художественная литература, Художественный образ, Художественный поступок).

ХУДОЖНИК ГЛАВНЫЙ, Главный художник.

ХУДОЖНИК ПО СВЕТУ, член постановочной группы, осуществляющий световое решение праздника, театрализованного представления. Совместно с главным режиссером Х. пос. создает световую партитуру, определяет необходимый набор светотехнических средств, определяет количество технических исполнителей (осветителей сцены и электриков) и руководит их работой: следит за качеством аппаратуры, принимает необходимые меры по ее ремонту, изыскивает недостающую аппаратуру, проводит репетиции и обеспечивает воплощение световой партитуры на представлении.

ХУДОЖНИК, тот, кто творчески работает в той или иной области искусства. 2) То же, что живописец. 3) Тот, кто выполняет что-то с большим художественным вкусом, мастерством. (Художник главный, Художник по свету, Художник-сценограф).

ХУДОЖНИК-СЦЕНОГРАФ, художник, создающий образное пространственное решение спектакля, представления. (Сценография).

ХЭППЕНИНГ, (англ. happening – происшествие, событие, случай), «театр действия» или «коллаж ситуаций и происшествий, происходящих в пространстве в определенный период времени» – форма совместного театрализованного действия игры, к-рую активно использовали в своих целях деятели западного поп-арта в конце 50 – начале 60-х гг. Суть заключалась в том, что все зрители (они же участники) вовлекались в серию спонтанных, импровизированных поступков, копирующих повседневный быт (еда, одевание, бритье и т. п.) или нарочито абсурдных (совместное уничтожение нового рояля или автомобиля, манипулирование с большим количеством пены или какими-л. предметами, продуктами питания), лишь в самых общих чертах запрограммированных в примитивном сценарии. Основные приемы вовлечения зрителей в подобные действия – заманивание и провоцирование в условиях специально созданной окружающей среды. Психологическое зерно Х. – отступление от нормы, в нарушении общепринятого, в полной и разнузданной раскованности, в стихийном самовыявлении, в дозволении инстинкту возобладать над рассудком. Х. стал одним из одной из форм скандализирования и эпатирования окружающих: людей обливали вареньем, кидали в них зажженные сигареты резали на них платье и т. д. В середине 60-х гг. возникло течение «политического Х.», в к-ром участники скандировали лозунги против войны во Вьетнаме, протестовали против политики реакционных правительств, исписывали мостовые и стены домов всевозможными политическими призывами и т. д. Такие Х. широко разыгрывались на улицах, в аудиториях-1, на стадионах. (Активизации аудитории / Приемы, Ряженье, Анимасьон).

ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ ЦЕЛОСТНОСТЬ, Целостность художественного произведения.

Ц

ЦВЕТ, световой тон чего-н., окраска. Свойство света вызывать определенные зрительные ощущения в соответствии со спектральным составом отражаемого или испускаемого излучения. Одно из изобразительных средств искусства, основанное на природе зрительных ощущений и способствующее отражению многообразия предметного мира во всем его красочном богатстве. Ц. обладает и большими выразительными возможностями, позволяющими передать эмоционально-смысловой настрой художественного произведения. Использование Ц. в художественном произведении зависит от многих факторов (техники, стиля, вида искусства, авторского замысла и индивидуальности мастера); он служит важнейшим компонентом художественного образа. Система цветовых сочетаний в живописи проявляется как колорит, а в архитектуре – как полихромия. В колорите и полихромии большое значение имеют свойства разных Ц. (теплых и холодных, т. е. красных, желтых и оранжевых, синих, зеленых и фиолетовых) соотноситься друг с другом, быть яркими или сдержанными, интенсивными и блеклыми, спокойными или напряженными. На хар-р восприятия Ц. в художественном произведении влияют степень освещенности, удаленность от наблюдателя, связь с окружающей средой. Ц. имеет


большое значение в организации синтеза искусств, технической эстетике.

Особенно широко изобразительно-вырази­тельные возможности Ц. проявляются в таких синтетических искусствах, как киноискусство и телевидение; в светомузыке (Синестезия), в театрализованных представлениях. Свет и Ц. – активные средства пластической художественной характеристики персонажей, атмосферы действия, развития событий; являются источником мгновенной, дающей более 90% поступающей в мозг через зрение инф о рмации, несущей комплексный хар-р (физической, психологической, эстетической).

Цвета делятся на три группы: цветные (хроматические), нецветные (ахроматические), производные (коричневые – смесь хроматических и нехроматических). В таблице №2 указаны различные виды воздействия Ц. на психофизическое состояние чел-ка.


Таблица №2 Виды воздействия цвета на психофизическое состояние чел-ка
Цвета Оптическое воздействие Эмоциональное воздействие Ппсихо-физическое воздействие Символическое значение
ХРОМАТИЧЕСКИЕ
Желтый теплый удаляет стимулирует, веселит тепло, сухо, рыхло, бодрит, пушисто солнце, благодарность,
Желтый холодный   тошнота, бред, отвращение ревность, зависть, измена  
Оранжевый приближает, раздваивает возбуждает, радует, активизирует сухо, горячо, плотно, компактно радость, торжество, богатство, мощь
Кармин соединяет, наступает, снижает возбуждает, дразнит, подстрекает горячо, плотно, борьба, тяжело любовь, гнев, гордость, мощь, благочестие, здоровье, страсть
Пурпурный приближает, ограничивает, сужает, снижает, омрачает примиряет, обезволивает холодно, тяжело могущество, достоинство, роскошь, старость
Фиолетовый снижает, сужает, омрачает лишает воли, тоска, грусть холодно, массивно, прочно, грустно благородство, торжественность, смирение
Голубой удаляет, повышает, расширяет, раздвигает легко, создает иллюзии, успокаивает прохладно, воздушная разряженность свобода, мир, рай, покой
Синий приближает, укорачивает, сужает, обобщает пассивность, равнодушие, сосредоточенность, утешение холодно, властно, грустно вожделение, верность, вера, плодородие
Э(Е)лектрик немного сужает удерживает, успокаивает холодно, властно густо желание, холод
Зеленый сужает, объединяет немного успокаивает, уравновешивает прохладно, свежо мир, покой молодость, надежда
АХРОМАТИЧЕСКИЕ
Черный угнетает тяжело густо устойчивость смерть, траур, реакция
Красно-коричневый сужает благоприятствует тепло, густо, надежно дом
Желто-коричневый немного сужает, снижает благоприятствует, оживляет легко, разряженно  
Белый расширяет, раздвигает оставляет равнодушным легко, рыхло чистота, вечность, невинность, искренность
Серый   лишает воли, наводит на печаль безразлично бедность, нищета, надежда, расположение

ЦВЕТОМУЗЫКА, Светомузыка.

ЦЕЛЕУСТРЕМЛЕННОСТЬ, наличие ясной и определенной цели, стремление к ее достижению.

ЦЕЛОЕ, все без изъятия, полное, нечто единое, неразделимое. («Золотая пропорция», Пропорция).

ЦЕЛОГО ЧУВСТВО, Чувство целого.

ЦЕЛОСТНОСТЬ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ПРОИЗВЕДЕНИЯ, существенная характеристика произведения искусства, к-рое представляет материально-идеальную систему, некий художественный мир. Это произведение, к-рое уже чисто в физическом отношении всегда организованное в пространстве и времени. Ц. х. п. имеет двойственный противоречивый характер, к-рый выражается в наличии материально-чувственной внеш. и внутр. (духовной) сторон, формы и содержания, знака и значения. Эти стороны находятся в диалектическом единстве. Произведение искусства – это организованное целое. Слово, звук, жест, мрамор и т. п. существуют вне произведения, до него, как материал, волею художника и в соответствии с его замыслом приводится в определенное соотношение, взаимосвязь, имеющую устойчивый хар-р (в рамках произведения). В то же время, любое произведение искусства, будучи органической целостностью как единство определенного содержания и формы, и в этом смысле, завершенным, одновременно предстает открытой, развернутой к личности воспринимающего (читателя, слушателя), т. е. потенциально незавершенной художественной системой.

В течение всей жизни художественного произведения, протекающей в историческом пространстве и времени, оно способно от эпохи к эпохе каждый раз в акте-1 его исполнения и восприятия раскрываться по особому, стать поводом к открытию в нем новых смыслов, акцентов-5, нюансов и т. п.

Практика режиссуры ставит проблему художественной Ц. как ключевую проблему профессии, как ее смысл и цель. Все эл-ты театральной Ц.: актер, его психологическая жизнь и пластическая выразительность, мизансцена, звук, свет, декорация и т. д. должны находиться в соподчинении, быть взаимно обусловленными и пояснять друг друга. (Композиция).

ЦЕЛОСТНОСТЬ, то, что не имеет недостатка ни в одной своей части, один из важнейших критериев художественности. Ц. есть нечто определенное, объемлющее собой все различные свои части, но какие бы эл-ты ни усматривались в ней, она продолжает быть неделимой.

ЦЕЛЬ, идеальное, осознанное, мысленное предвосхищение результата, на достижение к-рого направлено действие чел-ка. В качестве непосредственного мотива Ц. направляет и регулирует человеческую деятельность. Содержание Ц. зависит от объективных законов действительности, реальных возможностей субъекта, применяемых средств. –

ЦЕЛЬНОСТЬ, Целое, Целостность.

ЦЕНТРАЛЬНОЕ СОБЫТИЕ, Событийный ряд.

ЦЕРЕМОНИАЛ, официально принятый распорядок церемонии (торжественного приема, шествия и т. п.).

ЦЕРЕМОНИЯ, (< лат. caerimonia – благоговение, культовый обряд), торжественный официальный акт, при проведении к-рого установлен определенный порядок – церемониал. 2) Особенно торжественный ритуал.

ЦИРК, (< лат. circus – круг), 1) в Древнем Риме – место для конных состязаний и состязаний колесниц, для травли зверей, боев гладиаторов, кулачных боев и т. д. 2) Здание с ареной (манежем) и амфитеатром для зрителей, где даются цирковые представления. 3) Вид искусства, специфика к-рого заключается в создании художественного образа при помощи движений, трюков, актерского мастерства. Решая как бы сверхзадачу, демонстрируя виртуозно-свободное владение трудно осваиваемым предметом (животными, пространство м, своим телом и чувствами), цирковой артист творит по законам эксцентричности, раскрывая высшие человеческие возможности. Слагаемыми циркового образа являются также музыка, грим, костюм исполнителя.

Искусство Ц. играет существенную роль в эмоциональном воздействии на зрителя. Театрализованные вечера, представления, праздники не обходятся без цирковых атрибутов: веселых эксцентрических номеров, ярких костюмов, масок, иллюзионных номеров и т. д. Жанры Ц.: клоунада, акробатика (силовая, прыжковая, пластическая, вольтижная и др.), эквилибристика (на катушках, на шаре, на вольностоящих лестницах, на переходной лестнице, на проволоке, на канате, на штейн-трапе, на велосипедах), жонглирование (сольное, силовое, антиподистское), манипулирование, гимнастика, пантомима, музыкальная эксцентрика, иллюзионизм, наездничество, дрессировка животных, «оригинальный жанр» и т. д. (Антре-2).

Ч

ЧАСТУШКА, произведение устной народной поэзии, лирическая или лирико-комедийная миниатюра – четверостишие или двустишие (лирическое или злободневное, шутливое), исполняемое на определенный напев. На эстраде Ч. – составная часть куплетного жанра. Они еще более лаконичны и просты по своей структуре, чем куплеты. Ч. за редким исключением всегда четырехстрочны. Для Ч. характерна простая словесная и музыкальная форма, точность в выборе темы, любовь к острому слову, ясность мысли, энергичность и краткость. Один из часто встречающихся в частушках приемов – повтор, своеобразный «крупный план», цель к-рого – выделение наиболее важной мысли.

Виды Ч.: сольные (мужские и женские), Ч.-диалоги, групповые, плясовые (двух- и четырехстрочные), Ч. с припевом, двухстрочные «страдания», «семеновна», «матаня» и т. д. Ч. может включать в себя и трагическое, и публицистическое содержание. Они могут исполняться под балалайку, гармошку, баян, группу народных инструментов.

ЧИСТЫЙ ПРОФИЛЬ, ракурс сценический, в сценической композиции применяется реже, чем абсолютный фас. Главный недостаток Ч. п. в том, что он наименее универсален с т. зр. обозреваемости. Профильная фигура в середине сцены одной половиной зала читается как полулицевая, др. – как полуспинная. А эти два ракурса служат различным задачам и обладают неодинаковыми выразительными возможностями, Ч. п. в статике лучше всего помогает создать эффект окаменелости человеческой фигуры.

ЧТЕНИЕ ХОРОВОЕ, Хор речевой.

ЧУВСТВА, 1) (психол.) дифференцированные и устойчивые эмоции, возникающие на основе переживаний чел-ком своего отношения к предметам и явлениям действительности, на основе высших социальных потребностей чел-ка (Ч. интеллектуальные, Ч. эстетических, Ч. нравственных). В этом смысле Ч. связаны с представлением или идеей о некотором объекте – конкретном или обобщенном (напр., Ч. любви к Родине, к чел-ку). Сильное, абсолютно доминирующее Ч. называется страстью. События, сигнализирующие о возможных изменениях в жизни чел-ка, наряду со специфическими, могут вызвать также изменения общего эмоционального фона – т. н. настроени я. Формирование Ч. – необходимое условие развития чел-ка как личности. Само по себе знание мотивов, идеалов, норм поведения недостаточно для того, чтобы ими руководствоваться, только, став предметом устойчивых чувств, эти знания становятся реальными побуждениями к деятельности. Ч. общественные обусловлены исторически, как и сама личность. 2) (В театре) атрибут сценического действия. (Чувство меры, Чувство целого, Чувство юмора).

ЧУВСТВО МЕРЫ, эстетическое чувство, к-рое вызывается необходимостью и достаточностью определенных количественных характеристик произведений искусства для возникновения непременно присущего ему качества – художественности. Художественное качество произведения искусства обусловлено организованностью, согласованностью, стройностью, соразмерностью всех его количественных сторон (величина в пространстве и во времени, пропорции, ритм, эл-ты формы и т. д.). В искусстве мера определяется закономерностями строения произведения, обнаруживаемыми в творчестве. Она связана также с психологическими и культурно-историческими закономерностями эстетического восприятия. Мера предполагает точность выражения в каждом эл-те формы художественного произведения определенной грани его содержания, а также необходимость и достаточность именно этих эл-тов для создания художественного целого. То, что может быть устранено из произведения без ущерба для художественности, должно быть устранено как нарушающее меру. В этом смысле произведение в любом виде искусства должно создаваться по принципу работы скульптора: устранение лишнего. (Условность).

ЧУВСТВО ЦЕЛОГО, 1) эстетическое переживание художником своего произведе­ния как единого целого. Это переживание конца произведения в его начале и начала произведения – в его конце, умение видеть в каждом эпизоде часть целого. Для режиссера – это умение охватить цельный образ мероприятия, массового действия в первоначальном режиссерском замысле, чувство режиссерской композиции. Для исполнителя – в каждый отдельный момент пребывания на сцене переживать свою роль в целом, ухватить одновременно начало и конец номера, эпизода, чувствовать место своего номера в общей композиции представления. Для участника праздника – активная сопричастность к праздничному действию, участвуя в одном из праздничных эпизодов, ощущать весь масштаб праздника. Это чувство сопричастности вызывается и закрепляется в кульминационных моментах праздника, в его финале, где оно воплощается в образе общения, в впечатлении, оставляя след в эмоциональной памяти, образуя эмоциональное образное представление о свершившемся праздничном событии. Массовое театрализованное действо свою жизненную и художественную цельность обретает в самом процессе его свершения, в органическом единстве жизненного и художественного действия его участников.

ЧУВСТВО ЮМОРА. Юмор.

Ш

ШАНТАН, (фр. chantant), пивные и кафе, где давалось публичное увеселение, в центре к-рого стоит скабрезность, возникли в VIII в. в Париже. В Ш., простую программу к-рого составляли музыкальные пьесы, пение, а затем и танцы, предпочтение отдавалось фривольному жанру, двусмысленным шансонеткам (песенкам) и танцам подчеркнуто эротическим. Скабрезность облачается в невинную внеш. форму и состоит в скрытом двойном смысле ловко подобранных слов, в рафинированных паузах, в подчеркивании известных мест, в мимических движениях, сопровождающих шансонетку и т. п. С цинизмом слов соединяется цинизм жестов, при помощи жестов все перекидывается в область эротики. Ш. – предтеча варьете.

ШАРИ-ВАРИ, (< фр. charivarie – кошачий концерт) – в цирке финальная комбинация группового номера, пролога или эпилога представления, в к-рой все участники одновременно исполняют темповые эффектные трюки.

ШЕСТВИЕ, (лат. processio – движение вперед), коллективное прохождение массы людей по улицам и площадям. Ш. – это вид общественных акций, создающих в движении по улицам или площадям в динамически развивающийся символический образ жизненного события. В зависимости от цели Ш. выбирается его форма и выразительные средства. Определяется место Ш. в общей структуре праздника: Ш.-пролог, Ш.-кульминация, Ш.-эпилог, Ш.-связка между эпизодами. Определяется маршрут Ш. и его время, объекты остановок. Определяется хар-р Ш.: Ш.-зрелище или Ш.-действие, в к-рое включено максимальное число жителей данного населенного пункта. Различают религиозные Ш. и светские Ш.

К религиозным относят траурные церемонии (напр., в Иране Ш. в честь царя Хусейна, на к-ром участники истязают себя), «процессию телеги» – перевезение статуи Джанганнатха на огромной, шестнадцатиколесной телеге из одного храма в другой (в Индии), крестный ход в День Рождества Христова (в европейских странах и России) и т. п.

К светским Ш. можно отнести парады, манифестации, демонстрации, процессии памятно-реквиемного характера, карнавал и др.

В массовом Ш. коллективное прохождение участников по улицам и площадям составляет основу театрализованного действия, декорированные машины, сценические площадки, интермедии в публике и др. средства театрализации являются своеобразным художественным эпицентром, вокруг к-рого концентрируется реальное действие. Отрыв театрализации от действия масс снижает эмоциональную реакцию, уменьшает активность участников, превращает их в сторонних наблюдателей красивого зрелища. Ш. должно увлекать людей к финалу праздника – митингу, гулянью, зрелищу на стадионе, к фейерверку и т. п.

Ш. и парады дают возможность создать развивающиеся сюжетно эпизоды театрализованного действия в движении, продемонстрировать тематический замысел в динамических картинах.

В своем тематическом построении Ш. и парады опираются в первую очередь на достижения людей – реальных героев конкретной коллективной общности в сочетании с их оптимистическим праздничным настроением и потребностью в действенной активности. Большое значение при организации Ш. и парадов имеет точность художественного оформления, являющегося не самоцелью, а компонентом действия. В зависимости от сценарно-режиссерского замысла по-разному сочетаются реальная и художественная образность, темпо-ритми­ческий рисунок как всего Ш., так и отдельных его частей. Ш. и парады должны органично перерастать в кульминационное действие, позволяющие реализовать активность участников через конкретные поступки, несущие глубоко символический смысл (факельное действо, общая клятва, хоровое пение и проч.)

ШЛЯГЕР, (нем. Shlager – букв. гвоздь сезона, боевик), эстрадная песня или мелодия, имеющая особый успех у публики в данное время.

ШОУ, (англ. show – зрелище, показ), 1) пышное сценическое зрелище с участием «звезд» эстрады, цирка, спорта, джаз- оркестра, балета на льду и т. п. 2) Спектакль в широком смысле слова, к-рый на западе нередко сопровождает проведение какого-л. мероприятий в общественной и культурной жизни, напр., конкурсы красоты, вручение театральных, литературных и кинопремий. Акценты-5 смещаются в сторону внеш. эффектов, призванных приукрашивать содержание происходящих событий.

ШТАБ ПРАЗДНИКА, Организационные структуры праздника / Штаб.

ШТАМП, (< ит. stampa – печать), 1) стереотипное выражение, механически воспроизводимое в типичных речевых контекстах и ситуациях, шаблонная фраза, выражение (напр., «Вопрос ждет своего решения). 2) Общеизвестный образец, к-рому слепо подражают; шаблон, трафарет. 3) (В театре) однажды и навсегда установленные формы (приемы) выражения любого чувства, любого образа, любого действия, любого сценического переживания, потерявшие какое бы то ни было внутр. содержание, когда актеры подходят к разрешению сложных душевных процессов с внеш. стороны, т. е. копируют внеш. результат переживаний, к-рые когда-то у какого-то актера были свежим и взволнованным выражением жизненной правды. Это раз и навсегда зафиксированная маска чувств. Напр., любовь выражается воздушными и настоящими поцелуями, коленопреклонениями, волнение – быстрым хождением взад и вперед, стуком стакана о графин или о зубы и т. п.

ШТАНГЕТНЫЙ ПОДЪЕМ, Декорационный подъем.

ШУМОВЫЕ (ЗВУКОВЫЕ) ЭФФЕКТЫ, эффекты, к-рые производятся за кулисами с помощью простых приспособлений. Так, чтобы изобразить дождь, используют вращающийся на горизонтальной оси барабан, в к-ром перекрывается обыкновенный горох; в зависимости от скорости вращения дождь утихает или припускает сильным ливнем. Гром производится железным листом, подвешенным на раме (или набором из 2 3 листов разного размера и разного звучания). Цокот подков имитируется постукиванием определенным образом деревянными коробками без крышек друг о друга. Звяканье двух серебряных ложечек, подвешенных свободно на нитках у самого микрофона, в записи дает могучий колокольный звон. Мерное шуршание скомканным куском целлофана дает топот шагающей роты солдат. Ветер, вьюгу, свист снаряда, взрыв, звук мотора и т. п. можно воссоздавать с помощью языка и губ. Некоторые эстрадные артисты строят на таком «микрофонном эффекте» целые номера. Шумовое оформление очень важно для создания на сцене определенной атмосферы. Хорошо продуманный и точно выполненный звуковой эффект может стать ярким художественным компонентом спектакля. Сейчас шумовые приборы заменили стереофонические акустические системы и наборы компакт-дисков (CD) с записанными на них всевозможными т. н. интершумами.

ШУМЫ, звуки, не относящиеся к категории музыкальных и не являющиеся человеческой речью. К Ш. относятся все звуковые формы проявления живой и неживой природы, голоса животных и птиц, звуки стихий, работающей техники и т. п. Кроме того, источником Ш. часто является сам чел-к, вся деятельность к-рого, все жизненные функции постоянно связаны с различными звучаниями (напр., звуки шагов или кашля, плача или смеха, звуки ликующей толпы и крики негодования или выкрики торговцев и причитания покупателей на восточном базаре, в к-рых не различаются смысловые оконченные фразы). Особо следует сказать о явлении, к-рое можно назвать «шумовой музыкой» (завывание ветра, шум дождя, звук топора по дереву, скрип двери и т. п.).

Принципы методики создания «шумовой музыки»:

1) строгое «дозирование» звукошумового фрагмента. Оптимальная длительность звучания каждой записи в зависимости от ее содержания и технических качеств может составлять либо 4 – 10, либо 50 – 60 секунд. Здесь нужен лишь штрих, намек, чтобы воображение слушателя могло «дорисовать» создаваемую картину. На полтора часа сценического действия достаточно 5 – 6 коротких фонограмм, к-рые должны быть собраны на одном носителе.

2) Соединение шумовой фонограммы с изобразительным рядом (демонстрацией слайдов, видеофрагментов и т. п.).

3) Минимальное употребление часто используемых материалов, чтобы избежать эффекта «заигранной пластинки».

4) Умелая и тонкая подача фонограммы (не зависимо от времени ее звучания). Важнейшие качества любой шумовой фонограммы: а) каждый шумовой пример записывается в определённой тембровой окраске, к-рая позволяет отличить друг от друга однотипные Ш. Напр., конский топот по булыжной мостовой будет звучать иначе, чем по деревянному мосту; подъезд машины зависит от типа автомашины (грузовая, легковая, автобус и пр.) и т. д.; б) любой шумовой пример требует необходимого ритма записи (напр., колеса поезда, проходя по стыкам рельс, выстукивают вполне определённый свой собственный ритм, «рисунок», зависящий от типа вагонов – двухосных, четырехосных и т. д.; в) темп записи (напр., запись стремительно мчащейся машины будет отличаться от записи, воспроизводящей медленный подъем той же машины и т. д.)

Еще один способ умелой подачи фонограммы – краткий словесный комментарий, предуведомляющий, подготавливающий зрителя-слушателя к восприятию. (Шумовые эффекты).

Э

ЭКЛЕКТИКА, (< гр. eklektikōs – выбирающий), 1) формальное, механическое соединение разнородных, часто противоположных принципов, взглядов, теорий, стилевых и художественных эл-тов и т. п. 2) Отсутствие единства целостности, последовательности в убеждениях, теориях; беспринципное сочетание разнородных, несовместимых, противоположных воззрений, напр., материализма с идеализмом. 3) В архитектуре и изобразительном искусстве сочетание разнородных стилевых эл-тов или произвольный выбор стилистического оформления для зданий или художественных изделий, имеющих качественно иные смысл и назначение (использование исторических стилей в архитектуре и художественной промышленности 19 в.). 4) В режиссуре массовых действ проблема Э. выражается в механическом соединении стилевых и художественных эл-тов текстах исполнителей, в оформлении представления, костюмах разных коллективов (готовых и взятых на прокат) и т. п.

ЭКРАН, (фр. écran – щит), плоскость для отображения лучей проектора, является частью одежды сцены. Э. может быть плотным, непрозрачным, позволяющим давать прямую проекцию, или полупрозрачным, позволяющим давать рирпроекцию (обратную проекцию), основанную на пропускании лучей проектора. В Петербурге на массовых праздниках в качестве Э. используют низкие облака. Живым экраном называют художественный фон, используемый в стадионных представлениях. (Полиэкран).





Дата публикования: 2015-02-22; Прочитано: 215 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.013 с)...