Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Игровые концепции культуры (Й. Хейзинга, Х. Ортага-и-Гассет., М.Бахтин)



Игровая теория (по Й. Хейзинге и др.) исходит из признания того, что источник культуры находится в природной способности человека к игровой деятельности. Игра присуща и животным, но только у чел. она стала осмысленным видом жизнедеят-ти.

Человек играющий, по мнению Хейзинги, выражает такую же существенную функцию, как и человек созидающий. Игра издревле заполняла жизнь и тем самым побуждала расти формы архаической культуры. Культ перерос в священную игру, игрой были музыка и танец. Из обычаев социальной игры выделилось право. Эти наблюдения привели Хейзингу к выводу, что культура зачиналась именно в игре.

Концепция игровой культуры. Тема культуры как игры в XX в. вдохновляла творчество нидерландского философа Хейзинга, испанского мыслителя Ортега-и-Гассета и немецко-швейцарского писателя Гессе. Автор книги «Человек играющий» Хейзинг провозглашает идею о том, что игра старше культуры, что культура зачинается в игре, что все архаические формы выделились из обычаев культовой, социальной, военной состязательности. Новое время (18-19 вв.) вытеснило игру из широкого обихода, заменив ее расчетом и рационализмом. В 20в. духовное напряжение утрачивают все сферы культуры, а игра перерождается в суррогат игровой деят-ти. Массовая культура приучает людей потреблять, а не творить жизнь в игре. Если для Хейзинга игра является делом общедоступным, то для Ортеги – это удел аристократической элиты духа, призванной спасти культуру от «восстания масс». Культурный герой Ортеги – всегда избранник, способный к созерцательной игре, следующий собственной воле и не принимающий в расчет необх-ть.

Бахтин (1895-1975) - культуролог, философ. Методология взаимодействия культур, в частности диалога культур, была разработана в трудах Б. Диалог, по Б., – «это взаимопонимание участвующих в этом процессе, и в то же время сохранение своего мнения, своего в другом (слияние с ним) и сохранение дистанции (своего места)». Диалог - это всегда развитие, взаимодействие, всегда объединение, а не разложение. Интерес - начало диалога. Диалог культур выступает как объективная необх-ть и условие развития культур. Взаимодействие явл-ся одной из важных движущих сил процесса развития нац-х культур.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1007 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...