Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Концепция циклического развития культуры и цивилизации (М.Данилевский, О. Шпенглер, А. Тойнби, П.А. Сорокин)



Книга Данил. «Россия и Европа» оказ. влияние на нем. философа Шпенглера, осн. труд кот. «Закат Европы». Вслед за Данил. Ш. утверждает, что никакой общей истории не сущ-ет, история многозначна. Под кул-рой Ш. понимает единство экономической, политической, религиозной и худож. жизни народов, т.е. сложный организм. В основе каждой кул-ры лежит общественный идеал кот. понятен лишь человеку данной культуры. Ш. выделяет 8 кул-р (египетская, индийская, вавилонская, китайская, греко-римская, византийско-исламская, западноевропейская, майя). Вслед за Данил. Ш. считает, что развитие кул-ры выстраивается по образцу живого организма, походит стадии детства, юности, зрелости, старости, смерти. Цикл развития каждой кул-ры укладывается в один и тот же интервал – тысячелетие. Фазу упадка кул-ры Ш. называет цивилизацией. Он выступает против европоцентризма, счит., что античный мир и зап. европа не занимают привилегированное положение по сравн. с вост. кул-рой; эти миры равноценны. Ш. - противник социализма, социального, выдвигает традиции дворянства и духовенства.

Л. Тойнби, англ. философ истории. Единицей истории у Т. явл-ся не нац-е гос-во, не человечество в целом. Высказал мысль о множественности цивилизаций и цикличности их развития. Вначале выделил 21 цивилизацию, а в заверш. исслед. - 37, большинство из них забыто и сохранилось 5 цив-ций: 1. западно-христианская; 2. православно-христианская; 3. исламская; 4. индусская; 5. дальневосточная. Т. разработал теорию «вызова ответа». Согласно ее возникновение и развитие цив-ции определяется способностью людей дать правильный ответ на вызов исторической ситуации. И развитие цив-ции – это непрерывная смена вызовов и успешных ответов на них. Вызовы м.быть природные и соц-ные. Выработка ответа на вызов среды – это функция творч. меньшинства, кот. выдвигает новые идеи. Общество сост. из 2 частей: творческого меньшинства и пассивного инертного большинства. Механизм взаимодействия между ними - мимезис. В период возникновения и расцвета цив-ции власть сосредоточена в руках людей обладающих дарованиями. Глав. причина гибели цив-ции в том, что силы творч. меньшинства иссякают, оно не способно справиться с новыми проблемами, не может давать правильные ответы на вызовы среды и допускают роковые ошибки. В период надлома элита опирается уже не на дарования и авторитет, а на инструменты власти (силу оружия). Это приводит к тому, что значит. часть населения превращ-ся в пролетариат, глав. признак кот. не бедность и низшее происхождение, а чувства неудовлетворенности. Эта часть общества становится силой, способств. разрушению цив-ции. Упадок цив-ции включ. фазы: 1. надлом; 2. разложение; 3. гибель. Между 1 и 3 могут проходить столетия.

По мнению Сорокина цивилизация – это не культурная, а социальная общность; культура - ядро цивилизации. Фундамент культуры - ценности. Цивилизации м. быть разных типов. Одни предст. собой языковые или этнич. группы (греческая, арабская); др. - гос. образования (иранская, русская, римская); 3-и – религиозн. общности (исламская, православ.); 4-е - многофакторные образования (дальневосточная, месопотамская). Отриц-но отн-ся к идее одновариантного цикла цивилизаций (рождение, созревание, гибель). С. не согласен с тезисом Данил. и Ш. о замкнутости цивилизаций. Он полагал, что продукты цивилизаций переходят в более поздние культурные системы. Тем не менее, за многообразием культурных систем он пытался найти единые суперсистемы, кот., правда, явл-ся не реальными, а идеальными, т.е. не сущ-ют в чистом виде. Таких типов три:

Умозрительный. Его характ-ки: истинная реальность имеет духовный хар-р, вечна и неизменна (Бог, нирвана, Дао, Брахма); преоблад. духов. целей (спасение души, служение Богу); усилия личности направлены на освобождение от соблазнов и забот; истина вечна и постигается через внутр. опыт (откровение, медитация, божественное вдохновение); идея добра коренится в сверхчувственных ценностях (вечная жизнь, Град Господень, слияние с Брахмой).

Чувственный. Его характ-ки: чувственная материальная, изменяющаяся реальность. Потребности плотские, чувственные. Для их удовлетв. использ. внешние источники. Истина - в чувственном опыте. Добро коренится в чувственных, материальных ценностях (удовольствие, наслаждение, счастье) и потому моральные принципы зависят от обстоятельств. Идеалистический. Промежуточный культурный тип, основанный на принципе единства сверхчувственной и чувственной реальности.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 602 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...