Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Этнологические исслед-я культуры получили распространение в кон. 19 - нач. 20 вв. Они представлены тремя осн. направлениями: эволюционизм, диффузионизм и структурный функционализм.
Эволюционизм - направление в культуре, дающее теоретическую модель необратимых культурных изменений, называемую эволюцией, применение которой позволяет оценить культуру или культурную черту в соот-вии с принятыми критериями. В рамках этой теории принята концепция эволюции как особого типа послед-ти необратимых изменений культурных феноменов. Центр-я категория теории - «адаптация». Культурное развитие - совок-ть процессов адаптации людей, организованных в обществе, к их природному окружению.
Основатели направл. - Спенсер, Тайлор, Морган, обоснов. принципы изучения общества и культуры:
1) объяснили возмож-ть социальной науки (культура - объект объяснения в терминах науч. оснований, она порождена естеств. причинами, и ее динамика закономерна);
2) определили источники данных, на кот. базируется изучение эволюции (археологич-е, письменные историч-е источники, наблюд-я «примитивных» обществ);
3) утвердили сравнительный метод.
Эвол-зм как концепция основывался на нескольких положениях. Человечество - единый вид. Природа человека везде одинакова. Эволюция общества и культуры повсюду подчиняется одним и тем же законам. Эволюция идет от простого к сложному, от низшего к высшему. Хар-р культуры соот-ет стадии эволюции, на кот. наход-ся общество. Сходства и различия между культурами - степень их развитости.
Эвол-зм как теория был в чем-то сходен с просветительским рационализмом, но в ряде пунктов отличался. Этнографы-эволюционисты говорили о об эволюции культур осторожно, учитывая вероятностный хар-р факторов эволюции - случайных изменений отбора, борьбы за существование. Счит., что культура движима не столько разумом, сколько силой привычек, инстинктов, ассоциаций.
Наиб. авторитетным счит-ся Э.Тайлор. В 1865г. издал свой первый труд "Исслед-я в области древней истории человечества". В нем он отстаивал идею прогрессивного развития культуры от эпохи дикости до соврем. цивилизации. Различия в быте и культуре отдельных народов объяснял неодинаковостью достигнутых ими ступеней развития. Свою эволюционистскую концепцию развития культур наиб. полно изложил в книге "Первобытная культура". В ней он развивал идею прогрессивного развития культур. Все народы и все культуры соединены между собой в непрерывный и прогрессивно развивающийся эволюционный ряд. Особо подчеркивал постепенный характер эволюции, развитие от простого к сложному. В процессе изучения культур Э.Тайлор применял "метод пережитков". Напр., пожелание здоровья при чихании - остаток веры в то, что через отверстие в голове могут выйти духи. В основе религиозных обрядов и верований дикарей, по его мнению, лежит "вера в духовные существа", обозначенная им термином "анимизм". Он представляет собой, согласно Т., основу, первоисточник архаических и совр. религий.
Джеймс Фрезер - сотрудник и ученик Тэйлора, автор "Золотой ветви" - работы о первобытных религиях, полагал, что еще до появления анимистических верований существовало представл-е о колдовской силе в природе, могущей концентрироваться в отдельном человеке. Не думая еще о богах и духах, человек мог верить в свою способность вызывать дождь, приманивать зверя. Это была, по Ф., самая ранняя - магическая стадия. На 2-й религиозной стадии чел. стал приписывать сверхъестеств. силу духам и богам, к кот. обращался с молитвой. И на последней, научной стадии человек пришел к выводу, что не боги, а законы природы управляют ходом вещей.
Льюис Морган, этнограф, кот. посвятил 40 лет исследованию ирокезов и др. индейских племен Америки. Изучая быт и старинные обычаи ирокезов, М. издал труд "Древнее общество", посвящ. вопросам возникновения семьи, собственности и родоплеменной организации. М. сделал попытку периодизации древней истории культуры по признаку "изобретений и открытий". Добывание огня, изобретение лука, гончарное ремесло, земледелие, скотоводство, обработка железа были в его схеме вехами, обозначавшими переход от одного типа культуры к другому. От эвол-зма он отступал в сторону "диффузионизма" - признания роли миграции, переноса культурных изобретений из одного общества в другое. М. сочетал идею естественной эволюции с идеей прогресса разума. Он был убежден, что цель прогресса - общее благо человечества - будет достигнута в рез-те установления господства разума, гармонии личных и общественных интересов.
Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 1072 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!