Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Понятия этнической и национальной культуры



Понятия этнич. и нац-й культуры иногда отождествляются. Но эти культуры различны. Этносом называют любое нац-е сообщество (нац-е меньшинство, племя, народность). Этносы существовали всегда, а нации возникли лишь в Новое время в ходе госуд-го структурирования жизни народов.

Этнич. культура всегда локализована в географич. пространстве и однородна по своей политической, экономической и социальной структуре.

ЭК охватывает преимущ-но сферу обыденной жизнедеят-ти, бытовой культуры. Она включает в себя орудия труда, нравы, обычаи, нормы, постройки, одежду, пищу, жилище, знания, верования, виды народного искусства.

Различают в ЭК 2 слоя: ранний (нижний), образованный унаследованными из прошлого элементами, и поздний (верхний), сост. из новообразований, совр. культурных явлений. Нижний слой включ. в себя наиб. устойчивые элементы, закрепляемые многовековыми традициями, они сост. каркас этнич. культуры.

ЭК указывает прежде всего на социокультурные особ-ти людей.

Нац-я культура предполагает территориальное, экономич. и лингвистическое объединение людей, имеющее слож. социальную структуру и политич. организацию.

Структура НК сложнее этнической. НК включ. в себя наряду с традиционно-бытовой, профессиональной и обыденной также специализированные области культуры. Поскольку нация охватывает общество, то понятие НК охватывает субкультуры всех больших групп, кот. может не быть у ЭК. Большинство соврем. НК полиэтничны. Но НК не сводится к сумме этнических культур. У нее есть собственные специфич. черты, возникшие тогда, когда предст-ли всех этносов осознали свою нац. идентичность. Осознание большими социальными группами своей приверженности к территории своего расселения, общенацион. литерат. языку, нац. традициям и символам (напр., гимну, флагу государства) составляет содержание нац. культуры.

В отличие от ЭК, которая связывает людей генетически, НК объединяет людей, живущих на больших пространствах и не обяз-но связанных кровнородственными отношениями. НК складывается на фундаменте письменной культуры.

12. Социодинамика культуры: традиции и новации в развитии культуры.

Динамика культуры изучает процессы культуры - процессы изменения культуры во времени. Любое культ. событие имеет историч. происхождение и подвержено изменениям во времени. Поэтому в науках о культуре сложилось особое направление исслед-й: историч. динамика культуры, или историч. культурология. Это направление находится «на стыке» между филос. истории, филос.культуры, теорией культуры, традиц. (описательной) ист. культуры, историч. науками, социологией и этнографией.

Историч. культурология заним-я проблемами происхождения, развития, изменения во времени культурных феноменов. Историч. культ-гия показывает реальный процесс развития культуры, функционирования стереотипов, норм.

Философия и теория культуры исслед. наиб. общие закономерности историч. и социального бытия культуры, формируют принципы и методы познания и анализа историко-культурного материала и его систематизации.

В разные эпохи, у разных народов одни и те же процессы культуры проявлялись по-разному. На разн. стадиях развития нации будут преобладать различ. типы социодинамики данной нац. культуры: напр., социодинамика культуры Киев. Руси и социодинамика русской культуры Петровского времени будут отличаться др. от др. В качестве наиб. общего «фундамента» социокультурных процессов, происходящих в культуре можно рассматривать менталитет данной культуры.

Одна из наиб. известных теорий динамики социально-историч. процесса принадл. Сорокину. По его мнению, в истории имеет место последоват-я циклическая смена культурных суперсистем трех основных типов:

-Идеациональный, в кот. господствует религиозное мировоззрение (напр., культуру Китая 8-6 вв. до н.э., культуру европейского Средневековья 5-11 вв.

-Сенсетивный, кот. выступает антиподом культуры идеационалыюй. Культура сенсетивного типа направлена на достижение материального благополучия в реальном земном мире. Сенсетив. культуры - палеолита, скифская, эллинистич. и римская, а также западноевроп-кие, начин. с эпохи Возрожд.

-Идеалистический (или культура смешанного типа), кот. является промежуточным между основными двумя типами: идеациональным и сенсетивным, и включает в себя элементы обоих. По мнению Сорокина, идеалистический тип культуры предст. собой своеобразный период равновесия между уходящей в прошлое идеациональной культурой и развивающейся сенсетивной.

С. считал, что смена культурных суперсистем объясняется действием внутр. причин, а не внешних воздействий, т.к. у каждой суперсистемы есть свои пределы развития. Постепенно система расходует свой запас сил, деградирует, становится инертной и вступает в период кризиса. В итоге старая, истратившая свой потенциал суперсистема уступает место новой системе. Поэтому изжившая себя совр. сенсетивная культура, находящаяся в кризисном состоянии, должна со временем уступить место новой, идеациональной культуре.





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 272 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.005 с)...