Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Характер Авраама



Здесь прежде всего в отце верующих представляется характер друга человечества, который при всём сознании своего отличного достоинства и своего ближайшего обращения с Владыкою и Господом всех народов ни в одном случае не берётся судить других, никогда не усвояет себе никаких прав, которые бы не принадлежали каждому из нас – одному над другим, в том характере был источником того благожелательства, которое вместо того, чтобы находить удовольствие в неблагополучии грешников, скорбит об их участи и с радостью принимает на себя сладостную обязанность ходатая, принимает так, что в его словах видно не взволнованное только чувство сострадания, но всё проникнуто с участием сердца, пламенное желание просить не напрасно. Мы видели, как он ходатайствовал о Содоме и Гоморре. С каким опять чувством он наутро поспешил на то место, где стоял и молился пред лицем Иеговы (XIX.27.). С какой скорбью он увидел на месте разрушенных (24) городов дым серный, восходящий от составов разрушения.

Какое же богатство дружества, миролюбия и прочих общественных добродетелей должно быть в душе того, кто имеет такое чувствительное сердце и к благу других, даже незнакомых. Сколько ни мало мы находим в сказаниях Моисея об Аврааме того, чтобы нам раскрывало его с этой стороны. Однако, что только находится там, всё подтверждает сделанное нами замечание.

Авраам не может терпеть ни малейшего раздора, враг всякого несогласия и ссоры, он делает всё со своей стороны, чтобы поддержать взаимное расположение. Едва слышит он, что произошёл спор между пастухами его и пастухами Лота, сейчас приходит к Лоту и говорит: Ибо мы родственники. Не вся ли Земля пред тобой? Пожалуй, отделись от меня. Если ты налево, то я направо, если ты направо, то я налево. Он знает, что есть неудовольствие между Саррою и Агарью; но чтобы не дать этому более силы, молчит, и после, когда Сарра приступила к нему с жалобою, он, чтобы сохранить мир, отклоняет это дело от себя, и, не досадив никому, говорит: Служанка твоя в твоих руках. Но эти качества души Авраама не препятствовали ему защищать права свои и других против притеснителей. Когда племянник (24об) его Лот был взят в плен своим имуществом Царём Эламским, Авраам ополчает своих домочадцев и преследует грабителей. Когда рабы Авимелеховы нанесли ему обиду отнятием колодезя, ему принадлежавшего, Авраам доводит сам это до сведения царя, и, чтобы прекратить дальнейшее несогласие, торжественно заключает с ним завет. Он всегда прям, всегда бескорыстен. Когда дом Авимелеха за похищение Сарры подвергся наказанию Божию, и Царь Герарский спрашивал Авраама, что побудило его скрыть своё супружество с Саррою, и тем ввести его во искушение взять её к себе, то Авраам (нрзб.1сл.) говорит в глаза ему: Я сказал сам себе: может быть нет страха Божия на месте сим, и потому убьёт меня за жену мою. Наконец, бескорыстие довершает характер друга человечества и доброго гражданина. Авраам представляет разительные опыты его в своём образе действования. Известно, как он отвечал Царю Салимскому на его просьбу взять себе имение, отнятое у Царя Эламского, известно как он поступил при разделе с Лотом.

Как он мало думал о своём превосходстве перед другими, с каким постоянством он наблюдал свои отношения к своим (25) союзникам, не смотря на высокие обетования о том, что некогда его потомство должно владеть этой землёй, с каким смирением он обращался с ними, можно видеть из дела его с сынами Хетимовыми (XXIII. (нрзб.чсл.)! Дружелюбие, гостеприимство, хотя составляет общую черту жителей востока, но в Аврааме, как мы заметили, оно было не обычаем, но высокой нравственной добродетелью. Когда он в зной полудня видит под древом, просит под тень своего дуба трёх небесных посетителей; то и этот случай видеть у себя странников принимает не иначе, как за повеление своего промысла: для того вы и приходите близ раба вашего. А пока он их угощает, как он хлопочет о том сам, как заставляет приспешничать свою старушку, с каким унижение стоит сам пред ними во время их стола (XVIII. 2.8)! Но полюбопытствуем, наконец, взглянуть в самую кущу Авраама, посмотрим на его домашний порядок. Какая везде строгая подчинённость! Сарра с духом Госпожи: но она знает свои отношения к своей главе – мужу: без него не смеет ничего со своей рабой; его всегда называет своим Господином, что замечает и Апостол. Его домочадцы с бесприкословным к нему послушанием. Когда Бог для утверждения Своего Завета с Авраамом повелел ему совершить обрезание над всем мужским полом своего дома, никто не отрёкся того исполнить в тот же самый день, несмотря на всю (25об) болезнь от того, особенно для взрослых. Под ним смотрит за домом один из ближних к нему домочадцев Елиезер, свидетельствует история его посланничества (нрзб.2сл.) (XXIV. (нрзб.) 50). Какое живое участие он принимает в делах своего господина, как ревностен и верен до точности в исполнении возложенного на него поручения! Он живёт духом своего господина. Его Бог был [Бог] Авраама! Он так же как Авраам исполнен к нему живой веры. Такая благоустроенность ни в чём другом должна была иметь начало, как в двух главах семейства.

Как супруг, Авраам свято исполнял долг верности и любви в отношении к своей Сарре. Но несмотря на многолетнее её неплодство, ему никогда и на мысль не приходило оставить её и смотреть на неё с небрежением, как это обыкновенно было между жителями востока. Он о том даже ни разу не говорил ей, когда имел к тому случай. При её жалобах и строгих требованиях относительно Агари – он всегда верен своей супруге. Агарь он принял на ложе своё не для огорчения, но для утешения её. Это было взаимное соглашение прекратить между собой все супружеские отношения, кроме любви друг к другу, - предложенное самой Саррой для единократного исполнения несомненного обетования Божия. И вот, когда Агарь (26) зачала, когда родила потом сына Аврааму, сей уже познаёт её более как жену (нрзб.1сл.) наложницу свою. Он опять со своей Саррой. В продолжение всего с нею жительства он всегда равен в любви к ней. Когда ещё идёт с ней в Египет, мысль лишиться её там мучает его, и в словах его к ней: Вот я знаю, ты женщина прекрасная – слышен простодушный голос любви первых времён; но и тогда, когда Сарра в глубокой старости скончалась, старец оплакивал её горькими слезами (XXIII. 2)

Позже он узнал опытом сладость имени отца! Но чем это было позднее, тем сильнее долженствовали быть его любовь к детям своим, и действительно, нельзя не видеть, как любил своего Исмаила, несмотря на то, что вскоре после зачатия, разуверился видеть в нём сына обетования.

Как горько было ему слышать от Сарры требование, чтобы он (26об) выгнал из дому и рабыню, и её сына! И если бы не повеление Божие, то Авраам-отец, конечно, нашёл бы средство не отказать своему первородному в одном уголке кущи. Когда не стало Измаила, отеческая нежность Авраама естественно должна была сосредоточиться и действительно сосредоточилась в Исааке. А премудрость Божия, которая так ясно и так часто открывала себя отцу верующих для того, что была уверена, что Авраам заповедует сынам своим и дому своему ходить путём Иеговы и быть добрыми и справедливыми (XVIII. 19.) оправдывались от чад своих. Первое попечение Авраама было образовать сердце сына своего в дух той веры и повиновения (27) Богу, каким владел сам – это были первые уроки, слышанные и к сердцу принятые Исааком. Каково было выйти из дома Авраам, из его училища Благочестия, не выслушав, так сказать, полного курса престарелого опытного наставника, показал на себе Измаил, который, хотя в начале пользовался теми же наставлениями, какими и Исаак, но, оставив дом отеческий слишком ещё рано для того, чтобы самому по себе действовать, сообразно внутренним правилам, переработать её потом в дикого осла, как нарёк его Ангел Иеговы. Между тем, кроткий, проникнутый глубоким благочестием, всегда преданный Богу Исаак всеми своими добродетелями (нрзб.1сл.) наставлениям отеческим. Он можно сказать (нрзб.1сл.) ему то множество непосредственных откровений Божества, коими богата история (27об) Авраама, коему в младенчестве не доставало также наследника, и вот почему их мало видим в истории Исаака.

Некоторые заключения говорят, что исшествие Авраама было простым переходом, какие обыкновенно делают кочевые народы. Основывают это на том, что Фарра прежде всех откровений бывших Аврааму двинулся в Харран. Это не справедливо, потому что в главе XV.7., и особенно в книге деяний Апостольских ясно говорится, что откровение было Аврааму в Уре. Следовательно, Фарра пошёл за Авраамом. Что Сарра была сестра Аврааму, это видно из собственных слов его XX.12.

Как в такие преклонные лета Сарра могла так нравиться Царям Египетскому и Герарскому? Долгожитие Патриархов, умеренность их, но особенно бесчадие Сарры в те лета, в какие её отнял, было, Царь Египетский, делали её женщиной красивою, особенно в сравнении с египтянами, которые не могли похвастаться благообразием, тогда как жители Халдеи (28) и особенно женщины были очень красивы. Что же касается до Авимелеха, то он хотел взять Сарру по политическим видам – он хотел теснее соединиться с Авраамом – человеком богатым и сильным. Это видно из того, что он вскоре сам лично заключил с ним союз.

Точно ли прошло 400 лет от заключения Авраамом Завета с Богом до исшествия евреев из Египта? В послании к Галатам сказано 430 лет 3.17. А в книге Исход XII.20. эти лета относятся к требованию иудеев в Египте, а как Патриархи 200 лет странствовали, то выйдет 600 лет, как это согласить? 430 лет время всеобще принимаемое, так должно разделить: 200 лет для странствования Патриархов, а остальное продолжение времени для пребывания евреев в Египте. Это тем более можно принять, что во многих (нрзб.1сл.) еврейских (28об) списках это число относится к странствованию их на земле Ханаанской. В показанном месте Исхода – обитания же сынов Израилевых ещё обитали в земле Египетской и в земли Ханаани сии и отцев их лет четыреста и тридесять, хотя в еврейском и нет этих слов: в земли Ханнани сии и отцы их и хотя говорили: что здесь не к чему было Моисею говорить и об этом; но Моисей хочет этим указать, что время исполниться обетованию – данному Аврааму – потомство его наследует Землю в четвёртом (нрзб.1сл.)

Распределению событий жизни Авраама появлениям; как в учебниках облегачает соображение, но и то неточно, так первое (нрзб.1сл.) неявлению, четвёртое, так сказать, было двукратное.

­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­­(29)





Дата публикования: 2015-03-29; Прочитано: 613 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...