Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Блочный метод



Основу блочного метода смешанного программирования, называемого также варшавским, составляют следующие положения:

• Классическое программированное обучение, образо­ванное концепциями Скиннера и Кроудера, может исполь­зоваться в образовании исключительно как дополнитель­ный метод, один из многих, но не единственный. Оно особенно эффективно для ознакомления учащихся с пас­сивными знаниями, овладение которыми требует от них главным образом запоминания. Кроме того, им можно пользоваться при закреплении знаний, а также при кон­троле и оценке степени овладения ими.

• Тексты, программируемые с помощью линейного, разветвленного и шеффилдского методов, могут оказаться полезными для борьбы с отставанием учащихся в учебе, для устранения пробелов, возникших в изучаемом ими материале.

• Классические программы, построенные главным обра­зом согласно бихевиористской схеме С — Р (стимул — реакция), не позволяют развивать самостоятельное, крити­ческое мышление учащихся даже в области тех дисциплин, которые, как, например, математика и грамматика, особен­но пригодны для программирования.

Справедливость перечисленных выше положений была проверена в ходе эмпирических исследований, результаты которых частично опубликованы.

Из третьего положения, содержание которого касается проблемы, имеющей фундаментальное значение для школы, следует вывод, определяющий и наше отношение к классическим программированным текстам: этим текстам следует придать такую форму, чтобы, пользуясь ими, мож­но было в максимальной мере формировать и развивать самостоятельное мышление учащихся. В связи с этим нужно предпринять попытку замены классических про­грамм программой более гибкой и всесторонней, учитываю­щей разнообразие действий, определяющих процесс уче­ния, программой, которая бы обеспечила учащимся выпол­нение разнообразных интеллектуальных операций и опера­тивное использование приобретаемых знаний при решении определенных задач.

Схема блочного программирования:

Основным компонентом этой программы является так называемый проблемный блок (П), который требует от учащегося интенсивной интеллектуальной работы, напри­мер решения задачи с неполными данными, формулировки или проверки гипотезы, планирования эксперимента и т. п. В процессе такой работы учащийся должен выполнять различные умственные действия: обобщение, доказатель­ство, объяснение (перевод) и проверку,— постоянно обо­гащая объем имеющихся знаний. Остальные компоненты блочной программы представлены блоками: информацион­ным (И), тестово-информационным (ТИ), тестово-про­блемным (ТП), коррекционно-информативным (КИ), коррекционно-проблемным (КП).

Согласно названию, блок И содержит определенный автором программы объем информации, причем эта ин­формация может быть представлена как в программиро­ванной форме (линейной или разветвленной), так и в традиционной. Важно, чтобы информация была тщательно упорядочена в соответствии с определенным критерием, например с критерием причинно-следственных связей, и представлена в четко определенной системе понятий (cj. Для этой цели пригоден матричный анализ.

Задача блока ТИ состоит в том, чтобы проверить сте­пень овладения учащимся всеми областями понятий, которые используются в блоке И, и направить его в соот­ветствии с полученными результатами к блоку П или к блоку КИ. К блоку П учащийся переходит только тогда, когда хорошо овладеет материалом, помещенны м в блоке И. Если он не овладел тем или другим понятием из С„ С2, С3, С4,..., С„, то ему следует перейти к соответствующему корректирующему блоку, в рамках которого он пополнит свои знания в областях, которые этого тре­буют и которые были выявлены в результате теста в блоке ТИ.

Например, если учащийся не овладел только одним из понятий, содержащихся в блоке И, например С2, то в блоке КИ он будет иметь дело с корректировочным ва­риантом, относящимся исключительно к С2. В случае же недостаточного овладения понятиями Сх и С3, представ­ленными в блоке Я, он будет направлен через блок ТИ к корректирующим вариантам С, и С3 в блоке КИ и т. п.

Таким образом, к блоку П одни учащиеся приходят быстрее, а другие — медленнее, одни идут к нему прямым путем, другие вынуждены сойти с прямой дороги на боко­вые пути корректирующих ветвей. Структура этих развет­влений должна быть отработана таким образом, чтобы можно было исключить возможность очередной ошибки учащегося. Другими словами, учащийся, который покидает блок КИ, должен хорошо овладеть содержанием области (или областей) понятий, которым он не овладел в блоке И. Практика показывает, что путем тщательной эмпирической проверки программы можно достигнуть этой цели в от­ношении большинства учащихся. Тот же, кто не сумел справиться с материалом, должен обратиться за помощью к преподавателю.

Аналогичным образом обстоит дело с изучением мате­риала, содержащегося в блоке П и КП, однако в этом случае к блоку КП через блок ТП направляются лишь те учащиеся, которые не сумели разрешить проблему, постав­ленную в блоке П. Они также могут обратиться за по­мощью к учителю, если, несмотря на наводящие указания, заключенные в блоке КП, они не могут справиться с проб­лемой. Тот же, кто разрешил проблему, непосредственно переходит ко второй единице программы, исходным пунк­том которой обычно является блок И2.

Рассмотренные блоки являются как бы кирпичиками, которыми автор программы может свободно манипулиро­вать, создавая из них программы с различной структурой. В некоторых ситуациях исходным пунктом данной едини­цы программы может быть и не блок И, а, например, блок П или ТИ. В качестве фактора, определяющего ту или другую структуру программы, выступает поставлен­ная дидактическая задача.

В зависимости от дидактической задачи могут быть выделены программы:

• информационные, предназначенные для передачи учащимся новой информации;

• экзаменаторы, служащие для проверки знаний уча­щихся, а точнее — для контроля и оценки знаний, которы­ми они овладели;

• репетиторы, предназначенные для повторения с целью закрепления знаний;

• тренировочные или тренажеры, используе­мые для формирования у учащихся необходимых практи­ческих умений, как, например, печатания на машинке, алгоритмизации поиска повреждений в технических уст­ройствах, обслуживания машин и т. п.

Программированное обучение может осуществляться с помощью специальных учебников или компьютера. В настоящее время используются именно персональные компьютеры. Они полифункцио­нальны, универсальны, т.е. одновременно выдают определенную информацию, проверяют, усвоили ли ее учащиеся и в какой мере, формируют соответствую­щие теоретические и практические умения и т. д. Персональный компьютер адаптивен, поскольку может приспосабливать темп обучения к индивидуальным особенностям учащихся, анализировать каждый ответ и на этой основе устанавливать очередные порции учебного материала, регистрировать ответы, увеличивать или умень­шать — в зависимости от уровня трудности задаваемых вопросов — время, необходимое для подготовки ответа учеником, словом, выполнять функции идеального репети­тора.

Что целесообразнее использовать в учебном процессе: компьютер или программированный учебник? Эту пробле­му пока не удалось разрешить однозначно на основе проведенных эмпирических исследований. Программиро­ванные учебники значительно дешевле, но не так успешно предупреждают «списывание» учениками правильных отве­тов, как это делают компьютеры. Учебники и компьютеры являются только средствами, служащими представлению программирован­ных текстов. Их дидактическая полезность зависит от того, что образует существо программирован­ного обучения, от программы. Поэтому ядром исследова­ний по программированному обучению является работа, которая должна привести к созданию программ, оптималь­ных для данного учебного предмета и для определенных групп учащихся.

ОБЩАЯ ОЦЕНКА ПРОГРАММИРОВАННОГО ОБУЧЕНИЯ

Много надежд связывалось с программированным обуче­нием в период его разработки как Б. Ф. Скиннером и его ближайшими сотрудниками, так и другими исследователя­ми, причем не только американскими. Существовало даже мнение, что «новая технология учения» представляет собой в дидактике переворот типа коперниканского, что она революционизирует не только традиционную организа­цию, но и методы дидактической работы на различных уровнях обучения и в преподавании разных учебных пред­метов.

Однако такой взгляд не получил эмпирического под­тверждения со стороны исследований в области програм­мированного обучения, которых, как мы об этом упомина­ли в начале данной главы, было очень много. В связи с этим можно сформулировать следующие выводы.

Во-первых, программированное обучение не является универсальным методом, который можно с успехом ис­пользовать вместо общепринятых методов и с помощью которого удается решить все дидактические задачи. Как сказал профессор М. А. Прокофьев: «Период увлеченности программированным обучением уже за нами. После первых восторгов мы отвели этому методу место, отвечающее его действительной ценности. Будет он попросту одним из элементов научной организа­ции учебного процесса. Его достоинства бесспорны: он вынуждает учителей к более строгой проработке и дозиро­ванию материала уроков, а учащимся позволяет самим контролировать правильность понимания».

Дополняя приведенное утверждение, следует отме­тить, что программированное обучение имеет право на существование в нашем образовании в качестве вспомо­гательного метода, причем наиболее эффективно его ис­пользование при решении следующих дидактических задач:

• ознакомление учащихся со знаниями, пассивного характера, т. е. с информацией, требующей главным обра­зом запоминания;

• закрепление пассивных знаний;

• контроль и оценка уровня овладения этими знания­ми учащимися при значительной доле самоконтроля и самооценки;

• преодоление разнообразных видов отставания в уче­бе путем ликвидации недостатков и пробелов в знаниях учащихся.

Кроме того, некоторые методы дидактического про­граммирования с успехом можно использовать при де­тальном анализе содержания обучения, например содержа­ния школьных учебников.

Во-вторых, автоматизация обучения, вызванная введе­нием в школьное обучение программированных учебников и машин, не превращает «конвенционального» преподава­теля в фигуру второплановую, как это представляли максималисты. Оказалось, что на всех ступенях обучения программированное обучение без участия преподавателя не приносит хороших результатов. Полноценным «дидак­тическим средством» оно становится только в руках препо­давателя, причем это должен быть преподаватель, хорошо подготовленный к использованию этого метода в различ­ных дидактических ситуациях.

В-третьих, результаты проведенных исследований так­же не подтвердили максималистского взгляда, согласно которому программированным обучением можно будет охватить в полном объеме все учебные предметы и все типы учебных заведений, начиная от детского сада и кончая вузом. В настоящее время очень отчетливо намети­лась точка зрения, что даже в отношении предметов, «удобных» для программирования, какими, например, яв­ляются грамматика, физика, география, математика, реализация некоторых тем с помощью этого метода не дает ожидаемых результатов. В данном случае мы наблю­даем стремление к гармоничному объединению програм­мированных и конвенциональных текстов в содержательно и логически единое целое. Одно из проявлений именно такой тенденции — концепция блочной программы, описа­ние которой было помещено в разделе «Принципы и виды программированного обучения». В этой концепции выдви­нуто также требование насыщения программированных текстов элементами проблемности отсутствие которых неоднократно являлось причиной острой критики «клас­сических» программ, особенно скиннеровских.

Таким образом, программированное обучение появи­лось в школьной практике и теории образования как точка пересечения трех главных тенденций эпохи ускорен­ного развития, называемой эпохой научно-технической революции. Эти три тенденции можно сформулировать следующим образом: связь науки с практикой, автомати­зация некоторых действий, выполняемых прежде челове­ком, возрастание роли управления в современной орга­низации разных аспектов жизни. Эти тенденции современ­ной цивилизации, перенесенные в просвещение, привели в итоге к программированному обучению. В таком понима­нии оно является исторической закономерностью развития образования в период научно-технической революции. Не следует переоценивать программированного обучения, но не следует его и принижать. Этот метод является жиз­ненным и динамично развиваемым.

Примером развития программированного обучения может служить, в частности, разработанная в середине 60-х годов нашего столетия концепция так называемых управляющих программ (Leitprogramme). Согласно этой концепции, программированный текст в соответствии с названием выполняет управляющие функции. Он отсы­лает учащегося к учебникам, энциклопедиям и другим источникам информации; поручает ему проведение бесед, наблюдений и экспериментов; по результатам контроля и оценки эффективности обучения он устанавливает не­обходимость повторения материала; указывает способы использования приобретенных знаний на практике и т. д.

Управляющие программы являются, таким образом, для учащегося своеобразным путеводителем на дороге, веду­щей к приобретению знаний не только с помощью учения по программированному учебнику, как это обычно про­исходит в случае текстов, программированных классиче­скими методами, но и с помощью других источников информации. Имея вид линейных или разветвленных про­грамм, они служат формированию у учащихся интереса к учебе, приучая их к контролю и оценке хода и резуль­татов учения, а также позволяя устранить возникающие в ходе этого процесса пробелы в знаниях.





Дата публикования: 2015-02-28; Прочитано: 925 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...