Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Светская повесть» Одоевского. « Княжна Зизи», « Княжна Мими»



Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833) ), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Князь Александр Иванович Одоевский – известный русский писатель и общественный деятель. Человек самого разностороннего и глубокого образования, вдумчивый и восприимчивый мыслитель, талантливый и оригинальный писатель, Одоевский чутко отзывался на все явления современной ему научной и общественной жизни. Главное место среди сочинений Одоевского принадлежит "Русским ночам" - философской беседе между несколькими молодыми людьми, в которую вплетены, для иллюстрации высказываемых ими положений, рассказы и повести, отражающие в себе задушевные мысли, надежды, симпатии и антипатии автора. Среди повестей и рассказов, не вошедших в "Русские ночи", выделяются: большая повесть "Саламандра" - полуисторический, полуфантастический сюжет которой навеян на автора изучением истории алхимии и исследованиями Грота о финских легендах и поверьях, - и серия полных злой иронии рассказов из светской жизни, таких как "Княжна Мими", "Княжна Зизи". Обе повести являются зеркальным отражением порочных нравов, царящих в Светском обществе, а так же поднимают ряд насущных для того времени вопросов, таких, как так называемый «Женский вопрос». Суть его изобличена ещё в эпиграфе «Княжны Зизи». «Иногда в домашнем кругу нужно больше героизма, нежели на самом блистательном поприще жизни. Домашний круг — для женщины поле чести и святых подвигов.». Обе повести являются иак же зеркальным отражением друг друга, в чём-то они похожи, но в чём-то каринально различны. Вслед за озлобленной сплетницей Мими Одоевский изобразил другую старую деву — «любящую и самоотверженную натуру». По справедливому мнению Р. В. Иезуитовой, большой заслугой Одоевского-писателя была высказанная в «Княжне Зизи» мысль о том, что «внутри самого общества есть личности, внутренний мир которых не до конца подчиняется обстоятельствам; герои, способные идти наперекор светской этике». А в «Мими» автор задается вопросом - почему находятся люди, все призвание, все наслаждение которых сеять бедствие, возбуждать в душах высоких отвращение к человечеству. В обоих произведениях – жизнь молодых барышень того времени, растущих под полным контролем матерей, в соответствии с главными идеалами общества – во что бы –то не стало выйти замуж. Та, кому не удается это сделать, непринята обществом. Даже 30 летняя черствая Мими страдает от этого. Возможно, эта озлобленность и толкает её на откровенно нелицеприятные шаги, которые она предпринимает против более успешной баронессы Дауерталь. Зизи же, напротив, жертвует собой ради блага безалаберной сестры Лидии. Она ведёт хозяйство, за всем следит, не в пример Лидии, которая только и думает что о балах. И тем не менее, к княжне Зизи в обществе относятся с предубеждением. Вот и скажите после этого, какие пороки преследуют общество, если от этого погибают и виноватые, и невинные. Светская повесть Бестужева. «Испытание», «Фрегат Надежда». Наиболее распространенным жанром в 1830-е годы стала так называемая "светская повесть", возникшая в процессе становления романтической прозы. Жизнь светского общества, изображение пагубного воздействия его предрассудков на личность незаурядного героя, зависимость частной жизничеловека от господствующего уклада общественной жизни нашли своё воплощение в повестях и рассказах В.Ф.Одоевского, О.М.Сомова, А.А.Бестужева(Марлинского), Н.Ф.Павлова, Н.А.Полевого, В.А.Соллогуба, И.И.Панаева и других. В основе светской повести, как правило, лежала любовно-психологическая драма, конфликт между "светом" и героями, осмелившимися нарушить его "законы". Это и определяло во многом их сюжетное развитие, взаимоотношения персонажей, особенности построения характеров, а также эмоциональный тон повествования. На деле, жанр вошёл в обиход как новое явление, сменившее экзотику «кавказских» и «фантастических» повестей изображением жизни «как она есть», в «обыкновенности» ее светских будней, но сохранившее при этом такие особенности, как «яркое событие», положенное в основу рассказа, и одушевляющее рассказ «сильное чувство». Мода на светскую повесть, в особенности на повести Марлинского ( «Испытание» (1830), «Страшное гаданье» (1831), «Фрегат „Надежда”» (1833), схематизм сюжетов, однотипность героев и конфликтов способствовали появлению многочисленных эпигонских произведений. Поток их, впрочем, быстро иссяк: к началу 1840-х гг. жанр теряет актуальность, уступает место как разнообразным «физиологиям», так и психологической, нравоописательной, философской повестям. Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием, Бестужев выказал себя сентименталистом и романтиком. Они отличаются богатством фабулы, разнообразием старательно выписанных подробностей, патриотическим одушевлением и благомыслящим морализмом. Здесь он был еще далек от действительности ("Гедеон", "Изменник", "Роман и Ольга", "Ревельский турнир", "Замок Нейгаузен", "Замок Эйзен"), но значительно приблизился к ней, когда настали для него годы творческой зрелости, ускоренные обрушившейся на него катастрофой. Бестужев один из первых в русской литературе стал описывать русскую природу, русское общество, жизнь обыкновенных русских людей. Александр Бестужев был автором лирических и сатирических стихов, поэтических посланий, эпиграмм, рецензий, полемических писем, эссе на литературные темы. В 1823-1825 годах Бестужев и Рылеев издавали альманах "Полярная звезда", ставший литературным спутником декабристского движения. амечательной страницей творческой биографии Бестужева были агитационные песни, созданные им в соавторстве с Рылеевым. Написанные в духе народных сатирических песен, они предназначались для политической пропаганды, резко обличали социальную несправедливость, звали к революционным действиям. Бестужев был членом Северного тайного общества и его Верховной думы, занимал радикальные, республиканские позиции. 14 декабря Бестужев вывел на Сенатскую площадь Московский полк - это послужило началом восстания. Заключенный после разгрома восстания в каземат Петропавловской крепости, Бестужев написал на имя Николая I записку "Об историческом ходе свободомыслия в России", в которой с исключительной смелостью и прямотой обосновывал причины возникновения дворянского революционного движения и излагал его задачи. Он был приговорен к двадцати годам каторжных работ, замененных ссылкой в Сибирь, позднее переведен в действующую Кавказскую армию. Погиб в бою с горцами. История «Испытания» повествует о дуэли, чуть не разгоревшееся между двумя рузьями – гусарами – Валерианом Стрелинским и Греминым. Дело в том, что Грёмин попросил Стрелинского проверить чувства его возлюбленной Алины, и во время этой прпроверки, сам того не подозревая, сводит свою любовь и своего друга. Решению сложной ситуации способствует сестра Валериана, Ольга, давно люблённая в Грёмина. Призвав на помощь Бога, она выходит на разговор с Грёминым и разубеждает его в необходимости дуэли. Ольга становиться женой Гремина, а Алина согласна покинть свет ради Стрелинского.Вторая история трагична. Капитану Правдину приходится выбирать между возлюбленной Верой и долгом остаться на судне. Несмотрия на протесты друга Какорина, он выбирает ночь любви. Но фрегат возвращает капитана себе, в результате чего Правин гибнет. За ним гибнет и Вера. Только вот свету нет дела до их маленькой трагедии, которая остаётся лишь поводом для судачеств. Фантастическая повесть. Бестужев «Замок Эйзен», «Страшное гадание» и Погорельский «Лафертовская маковница». По замечанию Ю.В.Манна, «русский романтизм знает многие из тех форм фантастики, которые выработали западноевропейские литературы: балладную фантастику, сказочную, фантастику «ночных повестей», «ночной стороны» человеческого существования и т.д. Писатели-романтики, для которых «особого рода источником мистических представлений является народное творчество в виде поверий и преданий», заимствуют и переосмысляют по-своему народную «фантастику», которая привлекает их колоритом таинственного, необъяснимого, невероятного. В частности, используют одну из важнейших составляющих народной картины мира - представление о двух мирах. Для каждого носителя народной культуры бесспорно и несомненно то, что кроме «мира этого», населенного обычными людьми, животными, предметами, существует «мир иной» - мир нечистой силы: домовых, леших, водяных, русалок и колдунов. Этот второй мир и его персонажи нередко враждебны человеку, однако люди не перестают идти на контакт с ними: к нечистой силе обращаются за помощью (заговоры), чтобы узнать будущее (гадание), с ней сталкиваются в обычной жизни, о чем потом и рассказывают (былички). Именно понятие двоемирия становится центральным для жанра, который вслед за балладой начинает активно использовать фольклорный материал, - жанра фантастической повести. В своем отношении к фольклорным источникам фантастическая повесть продолжает многие традиции балладного жанра. В балладном мире, открыто и принципиально связанном с миром фольклорного мышления, появление сверхъестественного оправдывалось такой общепризнанной в ту пору мотивировкой, как «сообразность с системою верования» народа, с его «господствующими мнениями». Вопрос о влиянии балладного творчества Жуковского на развитие русской романтической повести освещается многими учеными. Измайлов, например, склонен «считать началом романтического направления, и, в частности, той его ветви, которая легла в основу русской фантастической повести, балладу Жуковского «Людмила» (1808)». По его мнению, «ряд средневековых мистико-фантастических баллад Жуковского, написанных после «Людмилы», без сомнения, способствовал появлению фантастической повести, подготовив - что очень существенно - читательский интерес к этому «страшному» жанру». Троицкий замечает, что «фольклорные традиции эпических песен, воспринятые Жуковским, прежде всего в балладах, внесли в литературу (сначала в поэзию, а затем в прозу) еще одно характерное свойство, присущее эпическому мышлению, - тон объективного повествования или, как писал О.Сомов, «бесстрастие в рассказах и описаниях, потрясающих душу читателя или слушателя». Троицкий говорит о художественных открытиях Жуковского, оказавших «решающее влияние на русскую романтическую прозу»: «Это справедливо и по отношению к А.Марлинскому или А.Погорельскому»Антоний Погорельский, то есть писавший под этим псевдонимом Алексей Алексеевич Перовский, не принадлежит к писателям первого ряда. Самое известное его произведение - сказка для детей «Черная курица». На втором месте, пожалуй, стоит «Лафертовская маковница», неизменно входящая в антологии русской романтической прозы; сборник же, в который ее включил сам автор, - «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) переиздавался значительно реже, а уж роман Погорельского «Монастырка» (1833) и вовсе забыт читателем. Что касается оценки его места в истории литературы, то ещё Чернышевский заметил, что Погорельский не относится к кругу значимых писателей.Родился в 1787 году, был одним из десяти внебрачных детей графа Алексея Кирилловича Разумовского от Марьи Михайловны Соболевской (всем детям отец впоследствии выхлопотал дворянство), в 1807 году окончил МУ доктором философии и словесных наук, участвовал в войне 1812 года, в 1817 году переселился в Малороссию. Надо сказать, что все братья Перовские, получив хорошее образование, сделали карьеру и занимали высокие посты в разных областях. Сам Алексей Алексеевич неоднократно пользовался положением своего отца, правда, обычно для розыгрышей и проказ. Вообще он, судя по всему, был человеком с чувством юмора, которое наследовали и его племянники - будущие создатели Козьмы Пруткова - А.К.Толстой и братья Жемчужниковы. В 1825 году Перовский публикует в «Новостях литературы» повесть «Лафертовская маковница» и подписывает ее псевдонимом Антоний Погорельский (по названию свого малороссийского имения Погорельцы). «Лафертовская маковница» считается одним из наиболее ярких образцов жанра русской фантастической повести, ее часто называют «первой русской фантастической повестью». В исследовательской литературе, посвященной ей, сложилась своеобразная традиция: каждый, кто берется писать о повести, непременно приводит восторженный отзыв Пушкина о «бабушкином коте»(правда, этот образ - единственное, что отмечает поэт в повести).Краткое содержание этой истории, произошедшей «лет за пятнадцать перед сожжением Москвы», таково: у почтальона Онуфрича была престарелая тетка, известная под именем Лафертовской Маковницы: днем торговала она маковниками у Проломной заставы, а ночью занималась сомнительным промыслом - гадала и ворожила. Набожный Онуфрич не хотел знаться с теткой-колдуньей, но у него подрастала дочь Маша, а старуха могла бы дать ей приданое. Жена Онуфрича Ивановна отправилась вместе с Машей задабривать бабушку. Та обещала устроить судьбу Маши, но девушка должна прийти к ней ночью одна. Во время страшного и таинственного обряда Маша получает ключ от богатств старухи, но сами сокровища откроются ей после замужества. В ту же ночь старуха умерла, а вскоре к Маше посватался титулярный советник Мурлыкин, удивительно напоминавший бабушкиного черного кота. Маша чувствует что-то неладное, к тому же ей понравился молодой и пригожий Улиян. Старуха несколько раз является Маше и ее матери, но Маша не хочет поддаваться дьявольским козням и выбрасывает ключ в колодец. Сразу же следует и вознаграждение: Улиян оказывается сыном разбогатевшего друга Онуфрича, ко всеобщей радости играют свадьбу, и «в самое то время, когда венчали Машу, потолок в лафертовском доме провалился и весь дом разрушился».. Таков сюжет повести, впервые опубликованной в «Новостях литературы» в марте 1825 года, а позднее вошедшей в сборник «Двойник, или Мои вечера в Малороссии» (1828) и единодушно признанной лучшим творением Антония Погорельского.Маркович предлагает рассматривать «Лафертовскую маковницу» как результат влияния на Погорельского двух писателей. Подобно Гофману, автор «Лафертовской маковницы» «вводит бытовую историю в контекст грандиозной борьбы сверхъестественных вселенских сил, но эта борьба не составляет у него глубинную основу бытовых отношений и происшествий». Счастливый конец даже не сказочный: «В финале «Лафертовской маковницы» зло не просто побеждено: оно вдруг исчезает, как наваждение или сон. Возникающее ощущение доброго чуда и породившей его игры воображения не могло не вызвать ассоциаций с хорошо известным читателю 1820-х годов финалом «Светланы» (1808-1812)». По мнению Марковича, «влияние Жуковского, по-видимому, предшествовало интересу Погорельского к Гофману» Бестужев, Александр Александрович, - выдающийся писатель, известный под псевдонимом Марлинского. Происходил из старинного дворянского рода; Каждая новая повесть "Пушкина в прозе", как называли Марлинского, вызывала сенсацию; он был самым читаемым автором своей эпохи, и соперничать с ним в популярности мог только Пушкин. Сам же Бестужев отшучивался: "для Руси еще невозможны гении, то вот и разгадка моего успеха. Сознаюсь, что я считаю себя выше Загоскина и Булгарина, но и эта высь по плечу ребенку... Сегодня в моде Подолинский, завтра Марлинский, послезавтра какой-нибудь Небылинский, и вот почему меня мало радует ходячесть моя». С первых рассказов своих, с историческим, quasi-историческим и фантастическим содержанием,

Действие псевдоисторического рассказа Александра Бестужева (Марлинского) «Кровь за кровь» (другое название – «Замок Эйзен» (1825) происходит под Нарвой вблизи останков замка Эйзен, с которым у местного населения связано много воспоминаний. Властвовал в этом крепком замке жестокий барон Бруно фон Эйзен. Много черного сделал он в своем лифляндском краю, иногда набегал и на русские земли. Для него убить человека, что ковырнуть косточку в зубе. И вот решил он как-то раз жениться, и приглянулась ему девушка Луиза, с которой собирался обвенчаться племянник барона Регинальд. Барон женился на Луизе, а племянник угодил в подвал. Когда же Бруно отправлялся на очередной набег, древняя ворожея нарекла ему скорую смерть. Когда же рыцарь воротился назад целый и невредимый, он застал свою жену в объятиях отпущенного на свободу Регинальда. И сошлись они в рубище, но не Брунов день выдался в тот момент, осилил его племянник и зарубил на речном берегу. А когда через время Регинальд с Луизой решили бракосочетаться, во время церемонии ввалился в церковь воин в вороненых латах и на вороном коне. Это был призрак ненавистного Бруно, который здесь же умертвил несчастного Регинальда, а Луизу отвез на то самое место, где когда-то он сам был убит. Вырыл там могилу и схоронил свою жену заживу, положил ее рядом с собой.

Герой рассказа Александра Бестужева (Марлинского) «Страшное гадание» (1830) в святочную ночь, на пути в одно из княжеских имений в Тульской губернии, где устраивался бал, заблудившись в поле, оказался в небольшом селе и принял участие в страшном гадании на воловьей шкуре, целью которого был вызов чёрта. С одним из местных парней, дабы не выглядеть трусом, он отправился на кладбище, где и совершился обряд по всем канонам народного поверья. И не сразу понял наш герой, что чертом оказался проезжий человек, вознамерившийся подвезти гадателя к имению князя Львинского на бал. Там, на балу, герой встретил свою тайную любовь – молодую красавице по имени Полина. И дальнейшие события раскинули карты судьбы таким образом, что Полина оказалась в санях нашего героя с намерением сбежать за океан, лишь бы быть с любимым. Ее разгневанный муж после долгой погони был убит похитителем. Так что теплые и нежные чувства окропились человеческой кровью. Это и явилось достойной платой тому сатанинскому отродью – незнакомцу, который подвез героя рассказа к княжескому имению. А под утро, очнувшийся на кладбище на воловьей шкуре герой, теперь вряд ли сможет сказать, было ли это все сном или явью.

26. Романтизм гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки».

1) Признаки романтизма:

А) в самом названии: “Вечера” – время суток, как граница, время нечистой силы и всего магического. “близ Диканьки” – идея бегства, то есть Диканька – центр вселенной, а герои сбежали от него в близлежащую деревню

Б) Отражение стороны жизни Украины, ее национального характера, быта и нравов + фольклорные

В) двоемирие – борьба добра и зла – людей и нечистой силы. И диканька – центр, в котором эти 2 мира воюют за место

Г) отсутствие реалистического описания. Ни слова о крепостничестве и Екатерина вторая здесь милостиво дарит черевички => это романтизм

Д) 1 книга “Сорочинская ярмарка” определяет тон всего цикла => стремление народа творить добро, неприятия фальши, доверчивости, жизнерадостность – и любовь, как чистое, нравственное – источник счастья. Темные силы здесь слабы, они еще не делают зла (искренняя любовь с первого взгляда парубка Орхипова сына к молодой панночке, и очень расстроился, когда отец отказал - черевик) Нечистая сила проявляется только в необъяснимом страхе всех – когда рассказ про красную свитку и появление свиной рожи – как символа сатаны. Появление сатаны приводит все к смешения и уничижению героев, они становятся смешными. И кусок сатанинской одежды приводит черевика в нелепые ситуации. НО любовь победила! Параска и Грицко женяться. Но обрывается и реалистическая грусть: радость недолговечна

Е) само воздействие нечистой силы различно и поэтому все повести можно поделить на пары.

“Майская ночь” и “Ночь перед РОждеством”

Любовные повести, здесь демоническое усливается, одолеть их еще можно, но чертовщина уже опасна. МН – любовь Ганы и Левко, рассказ о страшной ведьме, сгубившей бедную панночку. И приход утопленницы к Левко. Он помог ей, и та женила его! – имеет силу. Здесь темная сила уже может вмешиваться в мир людей. НПР – нечистая сила здесь уже явственна, с ней не только говорят, на ней ездят! Ведьмы живут среди людей, а любовь Вакулы и Оксаны возможна только с их помощью + метель, которая сбивает всех с пути и всех путает => силы тьмы уже вносят хаос, но все же Вакула подчинил себе черта из силы любви.

“Страшная месть” и “Вечера накануне Ивана Купалы” – сказки-трагедии, здесь демоническое сильно, оно убивает. СМ – здесь колдун явился на свадьбу, Данила решает его убить. А ночью кладбище оживает и в мире людей пошли неполадки. Драка отца жены Данилы – Катерины и его. И тогда тоже показывает – нет больше солнца – хмуро все, и отец Катерины – колдун. Он вызывает ее душу, а тело многое не знает. Данило заковал его, а она выпустила. И это так чернит ее в глазах Данилы, что и жить ей незачем. Отец убивает Данило (нечистая сила погубила человека, хаос от нечисти уже явен). ВНИК – любовь между Пидоркой и бедным Петрусем, но против ее отец – и выдает за богатого. Мир шатается. И Петрусь соглашается на сделку с чертом и в ночь Купалы – срывает папоротник, и золота ему обещали много, но за это надо убить маленького брата ПИдорки – Ивася. И он убил. Получает 2 мешка золота, но душа пропала, одичал, потерял память. И в конце – куча пепла от него осталась, нечисть сожгла его.

“Пропавшая грамота” и “Заколдованное место”

Комические повести, здесь нечисть – мелкая. ЗМ – на котором не танцетс, и место которое прячется с кладом. При этом нечисть рядом, но старик не боится – ругает, его потчуют табаком, а когда украли шапку с зашитой грамотной, тоже ругается и не боится.

Лишь “Шпонька” выпадает из общего цикла, это уже переход к “Миргороду”. Это то, к чему приведет разгул нечисти и ломка мира людей.

27. Гоголевский цикл «Миргород».

Само название – символично, как образ мира, но самое главное в этом городе – лужа, то есть как центр миргородского бытия. В Миргороде совмещаются повести совершенно различные по стилю. Старосветские помещики – идиллия, Тарас Бульба – эпос, Вий – таинственная повесть-притча, Как поссорились – совершенно прозаическое, без движения и героики. И самое дорогое – дружба, которая разрушается мгновенно из-за пустяка.

Современное прошлое и абсолютное прошлое – хронологическая распахнутость – разное проявление духа. И идея того, что мир опять уходить в пошлость, обычность, погружается.

Здесь меняется система рассказа, появляется условный рассказчик (как голос всегда оказывается свидетель, всегда знаком со всеми героями, но тем не менее это безликий голос). В Мирогороде меняется принцип изображения – усиление принципа детализации, то есть предмет играл существенную роль и через него раскрывался герой, но никогда ведущую роль на себя не брал. В Миргороде предмет/вещь – это то, ради чего все может пухнуть, вещи ведут свою жизнь. Еда – существенный мотив. Вещь начинает существовать на равных с человеком, а потом и вытесняет человека, устроила гармонию между людьми, то есть мир обрушивается, дробится.

Описание пейзажа деревни, с гусями, поросями, заборами – статика.

“Старосветские помещики” – Толстогубы. Жизнь их – идиллия – дремлющие грезы, все у них с любовью, участием, спокойствием. Описание комнат огромно – вещи уже начинает преобладать (“собирала все, хотя сама на знала – на что оно потом употребится”). “Пение дверей” – вещи живые, каждая имеет свой голос. Хозяйство только в готовку – вернья, меда, пастилы, водка – “приготовлять на запас” – культ еды (“ужасно объедались”). Они ничего не делают, но постоянно едят. Здесь трагизм – вещь вытеснила человека. Когда хоронили жену Толстогубов не плакал, а увидев, что нет ее стула – зарыдал. Не смогли друг без друга.

“Как поссорились”

Ив Иванович – богат, толстый, жадный, хитрый, барский.

Ив Никифорович – худ, немногословен.

У Ив Ива – боязливый характер, а у Ив Ника напротив “огромные шаровары” (выщь заменяет черту характера). Много тесноты – улочка в которой 2 телеги вытаскивают за задние колеса. Поссорились из-за ружья и гусака. Ив Ив подпилил гусиный хлев Ив Ника и побежал в уездный суд, чтобы успеть заявить о будущем злодеянии Ив Ника. Мир настолько тесен, что Ив Ник застревает в дверях – вещи застилают людей.

Миргород не просто продолжение вечером – это новый этап развития автора. В изображении быта помещиков уже нет романтизма, красоты, здесь жизнь опутана паутиной мелочных интересов, тут царство корысти и пошлости.

1) изменение темы – все возвращается в пошлость.

2) В Миргороде Гоголь расстается со своим рассказчиком - здесь появляется новый повествователь, голос человека, который при всем присутствовал и всех знает.

3) Старосветские помещики

Распад патриархально-помещичьего быта. Изображает с иронией, с сарказмом – о бессмысленности пошлого существования. Тускло и однообразно протекают дни и не для них мира, кроме своего двора. ТЕСНО! Они не выходят за частокол. Важная деталь описания картин – как напоминание о другом мире, но они не помнят их содержания – “позабыли”. Отношение автора к ним – сложное, ирония + любовь. Но все же это страшное обнищание души – и даже любовь становится никчемной.

4) Реалистические и сатирические мотивы усиливаются и в “Как поссорились”. История глупой тяжбы двух миргородских обывателей и здесь уже не ироничная усмешка автора, а гнев – “скучно на свете господа” – с виду забавный анекдот превращается в ужасную действительность. При описании героев автор применяет жгучую иронию – ”Ив Ив – богомольный и хороший человек – а с нищими поговорит о еде да и уйдет” => лицемерие и жестокость. Впервые здесь мишенью чиновничество. Судья – рассказывающий о дрозде, секретарь пьяный и свинья стащившая жалобу. Тяжба в течении 10 лет – сатира на чиновничество.

5) Композиция построена таким образом, что и повести не только оттеняют друг друга, так как они различны и по стилю, и по времени, но и усиливают эффект каждой.

Поэзий героического эпоса в “Тарасе Бульбе”, пошлость старосветской идиллии, гибель философа Хомы Бруты, Вий, жалкое убожество Как Поссорились.

Стили разные – Как поссорились – сатирическая ирония, где Восторги – это осуждение. При этом рассказчик прикидывается простаком, единственный раз, где заговорил сам Гоголь – “скучно на этом свете, господа!” + вещизм, противоположный Тарас Бульба – где идеал – нет стен, есть свобода

28. Гротеск в «петербургских повестях» Гоголя.

3ий гоголевский цикл – реального изображения Петербурга – не как парадного города с торжеством и балами, архитектурой, а как город сумасшествия, гротеска и маленьких людей, город, где все парадоксально противоположно. Красота – грязь, и главным способом выражения гротеск, во всем! Состоит из 5 произведений: “Невский проспект”, “Нос”, “Портрет”, “Записки сумасшедшего”, “Шинель”. Разные по содержанию, но с единой проблематикой. Главным героем здесь выступает сам Петербург. В нем воплощены силы зла (это то, что получилось от разгула нечисти). Это мир парадоксов – здесь ненормальное – нормально, красота – отвратительна, где как в “Невском” – “все дымит обманом, кроме фонаря” и здесь нет житья бедному честному человеку, как в “Шинели”. Все его герои либо сходят с ума, либо погибают. И весь цикл – как вопль негодования против тех, кто опошлил, осквернил. При этом Гоголь использует прием сочетания фантастического и реально-бытового, причем граница очень тонкая и получается, что все уродства этого города так ужасны, что их изображение как гротеск и при этом только такое изображение дает возможность увидеть все уродство.

Особенно ярко гротеск проявляется в “Носе”. Причем фантастика подается с реальными чертами – встреча Ковалева в казанском соборе со своим носом, где нос стоит в мундире и живет своей жизнью. Но Ковалев не может его вернуть, потому что тот выше его по чину и их диалог – человека и его носа – реален. Такой можно услышать между двумя неравными чиновниками => фантастика нисколько не мешает, более того, она не так страшна как реальность, так как в этом мире все сдвинуто: человека заменил чин, красота и любовь продаются, чиновники и полицейские – взяточники. Поэтому история с носом – это еще ничего.

Ковалев и его нос, в этом конфликте побеждает нос, ведь у него звание выше. Положение человека унизительно, без носа он и по службе не пробьется, и всегда он причитает, что у него слишком много знакомых в высших кругах. + идея раздробленности.

В “Портрете” Чартков – частный, трудолюбивый художник с талантом. Но он попался на легкие деньги. Это повесть о трагедии художника с талантом, но погубленного пошлостью этого мира. + “Шинель”, где шинель – образ дьявола.

29. Своеобразие гоголевской сатиры в комедии «ревизор»

Драматическая система уникальна. ОН создает комедию в прозе. Меняет сам тип конфликта в комедии – здесь уже нет яркой любовной интриги, она скорее эпизодичная. Зато есть “страсть’ – к чинам, к деньгам, к наследству, то есть женщин и тему любви он усекает.

Комедийный Гоголевский мир однополярен. У него не добра и зла, все герои одинаковы. Он пытается воспроизвести жизнь такой, как есть, то есть вся сложность проступает в человеке – есть и плюбсы и минусы. Гоголь говорит о том, что комедия не исключает трагедии, то есть хэпи энд не обязателен. Его герой борется не с оппозицией, а с самим собой и в финале он и остается там же, где и был в начале. То есть интрига иллюзорна.

Ревизор с чего начинается, тем и заканчивается, то есть само действие возвращается. + фарс, + двоичность мира, + символическая структура города (состояние мира), + принцип “разрушения и стены” + обращается к людям зрителям – “Чему смеетесь, над собой смеетесь”.

В Ревизоре конфликтом является сама действительность, а интрига – подмена ревизора с Хлестаковым. Гоголь разорвал связь интриги и конфликта. Сцена вранья Хлестакова – когда в апогее он падает со стула – как низвержение. Ревизор – пародия на табель о рангах, Ревизор – трагедия рока, Хлестаков – как оружие рока, как возмездие за пороки. “Страх чина так велик, что маленький человек понимает, ему все позволено. А большой человек (город) – сам становится маленьким”.

Николай – как тот, кто заставляет оцепенеть – у Гоголя в конце немая, оцепенелая сцена – как в последний день Помпеи. У Николая – взгляд василиска и это тема – сквозная тема у Гоголя.

Унтерофицерщина – высекли ее в день, когда у императора именины. Это просто, как политическая оппозиция выступает. Финал открытый – здесь все не определено, оно приводит к тому, с чего началось. Повторяемость - знак распада, нет движения, изменения, эфолюции мира. Сама идея города – как понимание мира – используется по-другому. 2 взгляда: попытка пространственная, когда город вписан в природу, а другой – бытовизм, с культом еды (бублики пекут). И через эти 2 эпиграфа-2 взгляда – что-то помещено в мир, и другой – бытовые детали – в этом ракурсе идет повествование. И эти произведения – кругами, циклические. И этот круг – упакован, пространство бытовое и одновременно поэтическое. И одно и то же явление может нести полярное значение. Но есть и то, что это бытовое разрушает – “Как поссорились…” здесь уже граница – плетень. Иедя мира населенного вещами. Ружье – как камень преткновения и раздробления мира. Мир - свой для рассказчика - *** поэзии, и мир чужой – там хранится поэзия. А в последней повести – разбиывает поэтическое и во внешнем, чужом мире.

30. Замысел и жанр «Мертвых душ».

“Изображалась пошлость пошлого человека”

Изначально у Гоголя идея Сервантеса, идея Дон Кихота – идея странствавания. А потом он убирает эту линию. Другое в замысле – “Божественная комедия” Данте (тоже хочет сделать 3 части – ад, чистилище, рай). В первой части – ад всей России, 2 – чистилище, 3 – райское изображение. К раю так и не подошел, ад получился, а чистилище не удалось.

В аде – раздробленность, дьявольские мимикрии – нет ничего прекрасного, все в этом мире только однополярно – сплошной минус. Но по Гоголю душа может возродиться – только если упал на самое дно и он показывает низшую точку – Плюшкин. У него даже черт лица нет. Но и сам Чичиков не имеет точного описания. И то как он может менять выражение лица – признак черта. И именно эти должны были возродиться в третьей части.

Во втором томе Чичиков сталкивается с идеальным человеком – помещик ***. Он скромен, довольствуется только необходимым, ничего лишнего. Так как желание излишеств – первая ступень падения. И жилище его почти лишено убранства и обед без излишеств. Но он знает мир и знает землю, он умный хозяин, он как отец крестья – рожден помогать им жить и равиваться. Он живет не ради себя, своего мирка, а для крестьян => Гоголь – крепостник.

Но помещик предлагает Чичкову помощь, а Чичиков отказывается и падает еще ниже – сидит в тюрьме – как в чистилище. Но и здесь он падает – побег. И это и есть его предельная точка падения. Но он делает все – не против, не избегая госудаства, а всего лишь используя вехи, дыры в системе государства. Использует статичные образы: пейзаж, портрет, что ест – эта схема повторяется для каждого героя (монотонность – человек живет по уже указанной парадигме). Сделка Чичикова – Манилов. Последние посещения – и расчет, и вторгается случай. И Ноздрев – послан самой судьбой, но здесь ему ничего не удалось. А потом все гладко. А источником раскрытия Чичкова служат Коробочка и Ноздрев – именно ие, кого подбросила судьба, рок. И это привело к тому, что душа опять покинула. МД – человеческая кунсткамера. Но есть люди, не потерявшие души – это те крестьяне, которых описывает в реестрах Чичиков. Мир лишен идеалов,обычный, но это-то и стремно, человек забыл свою душу. Гоголь соединяет статитку и динамику, потому что движение либюо в хаос, либо по заколдованному кругу.

31. Эпический строй «Мертвых душ» с точки зрения форм эпоса.

Сначала замысел – всю Россию, а потом замысел изменяет – дает опредление поэмы. Родовая специфика – лироэпическая поэма Ипользует разные формы эпоса: роман, рассказ, повесть, новелла, притча – синтезирует.

Роман-путшеествие – дорога как развитие жизни, а Мертвые души – мир статичен, мир мертв

Авантюрный роман – раньше название “Похождения Чичикова”. Герой каждый раз попадал в авантюры и в финале в 11 главе – история героя, как череда авантюр. Система намеков, недоговорок.

Бытописный роман. Вещь – слепок души, описано с тщательностью.

Нравописательный роман – лирические отступления

Вставная повесть – Копейкин

Вставная притка – Мокий и Кифит

Сатирический роман.

Лирическая струя – песни, пословицы.

32. Символика живого и мертвого в «Мертвых душах» Гоголя.

Художественное пространство поэмы составляет 2 мира – который можно условно опредленить как “реальный” и “идеальный”.

Реаьлный автор описывает как картину российской жизни – при этом Гоголь стремится к максимальной широте, охвату. Мир этот уродлив, страшен – это мир перевернутых ценностей, духовные ориентиры там извращены – но живя внутри этого мира нельзя увидеть этой аморальности.

В этом мире Ноздрев, Манилов, прокурор – который прелестно вышивает по канве, Плюшкин – прореха на цивилизации – карикатуры современников.

33. «Выбранные места из переписки с друзьями» Гоголя как художественное явление.

Книга «Выбранные места» выходит в 1846 году.

В «Чтениях русских поэтов перед публикой» Гоголь говорит о том, что надобно изучить наших поэтов, на которых хоть и писалась критика, но больше там каждый критик высказывался о самом себе. Нужно, чтобы читали стихи такие чтецы, которые могут донести до слушателя то неуловимое, что хотел сказать поэт. «Чтение наших поэтов может принести много публичного добра».

«4 письма к разным лицам по поводу «М.Д.»: Гоголь говорит о критике своего произведения, что это очень хорошо, но только бы он хотел критику не от литераторов, а от людей, занятых делом самой жизни. Он просит читателей поучить его. Также он говорит о превратном восприятии лирических отступлений, особенно о том, где он говорит «какой русский не любит быстрой езды?» Ведь действительно - тоска глядеть на все эти пустынные поля русской земли. Он отрицает, что был самонадеян и хвастлив. В одном из писем Гоголь говорит, что бог наделил его желанием быть лучшим и он никогда не любил своих дурных качеств. Поэтому он все дурные качества свои передавал своим героям. Родились помещики. И вообще все М.Д. - это то, что было в душе Гоголя и что из неё вышло. Он вспоминает также, как нелегко ему было сжечь второй том, который стоил ему 5 лет напряжённого труда. Но «нужно прежде умереть, для того чтобы воскреснуть». Во втором томе не было показано дорог к прекрасному, поэтому автор посчитал его ненужным. «Дряхлею телом, но не духом. Поэтому напишу ещё второй том. Верю, что, если придёт урочное время, в несколько недель совершится то, над чем провел пять болезненных лет».

«О сущности русской поэзии». Гоголь обращается к Ломоносову, который случаем попал в поэты, но родил поэзию. За ним шёл Державин, Жуковский, Пушкин. Он говорит о том, что другие дела наступают сейчас для поэзии. Теперь ей придётся не вызывать бранолюбивый дух, а вызывать на высшую битву человека - на битву не за временную нашу свободу и привилегии, а за нашу душу. Три источника поэзии - песни, пословицы, церковные слова. Никто ещё, по словам Гоголя, не черпал из самой глубины именно этих трёх источников.

Во всей книге автор выступает и в защиту крепостного права и монархии. Он рассматривает российскую систему управления, видит в ней проявление законодательной мудрости.

34. Становление лирического стиля Лермонтова.

Жизнь его была короткая. А в творчестве – лишь 4 года. И за эти 4 года он создает все самое щначительное – Мцыри, Герой, Калашникова + 80 стихотворений.

Ранний Лермонтов – Поздний Лермонтов.

2 огромные разницы, впечатление, что когда Лермонтов взрослее он обретает глубинный взгляд на жизнь. Формирование Леромантова происходило не так, кК у других. Если у Пушкина их окружали уже сформировавшися, кто вел их в литературу. А у Лермонтова этого не было, у него вообе общение как такового нет. Бабушка его везет в Москву, приглашает всех – и Лермонтов поступает на словесное отделение (но он его не кончил). А с Зиновьевым он не смог установить интимных, теплых отношений – дистанция. В университете он был тих, не принимал никакого участия в играх – он вообще их презирал. И такое поведение было не только с учениками, но и на экзаменах тоже. А дело в том, что бабушка выписывала ему все книги, все журналы в оригиналах. И потому он был очень обучен. Одиночество его в период его формирования, формирование с книгами. Он этим жил, они были для него всем и он мерит себя ими: “нет я не Байрон, я другой”. Но сопоставляя он начинает понимать свою непохожесть свою особенность: “Я или Бог или никто”. => Каждый человек – непознанная стихия, и в какой-то момент она может так взбунтоваться, что погубит все живое. Стихийное начало в “Демоне”, Арбенине, Пучорине – это то, с чем даже сам человек не может совладать. Лермонтов постоянно живут в присутствии Бога и для него это такая же реальность и поэтому возможен диалог между сознаньем и Богом. И здесь – попытка понять, в чем сущность Бога. (добр или жесток). Попытка понять проходит через все творчество.

1ая “Молитва” – здесь Лермонтов размышляет о том, кем дано ему это творчество, этот дар. Осознание этого дара – как грешных песен не от Бога, надо с ним справиться, чтобы приблизиться к Богу.

“Нищий” Это стихотворение не о любви к женщине. Оно вырастает из конкретной ситуации. “Я со злом встречаюсь в мире”. Это образение к богу, где он говорит, что он разочарован – идея раздроблениядмены, добро превращается в зло. То есть Лермонтов не находит успокоения в Боге. Мир живет не по заповедям.

“Благодарность” – это стихотворение к Богу. Прием нагнентия: перечисление человеческих пороков. “За все, за все тебя благодарю”, то есть мир пнастолько упал, и благодарность становится вызовом к Богу.

2ая Молитва – выдерживает весь вид молитвы, но дальше мы видим странное – он молит не о себе. 2 судьбы: внутренняя моя опустошенная, странник, который для себя не видит перспектив и душа ангельская, черная. => идеальное представление о гармонии души. В самой молитве конфликт невосприятия мира.

3я молитва – снисхождение благодати возможно “в минуту жизни трудную”. Просветление ему достигнуто. Есть моменты, когда его лирическому герою дается возможность познать одухотвориться и чувствоать – а внутреннее счастье, единство с миром. Но в этом мире нет человека, только природа. И поэтому стихотворение “нива” восприняли как неудачную пейзажную зарисовку. Но у него здесь миг = вечность. Все время у него спрессовано в 1 миге – все время устрачивает свое значение перед Богом – возникает второй ракурс/

“Выхожу один я на дорогу”. Лирический герой описывает то, что можно видеть только если смотреть из космоса и с земли. То есть эти 2 взгляда – одновременно 2 состояния, и время у него либо спрессовано или несется, либо выпадает, то есть есть моменты, когда человек может существовать в ином пространстве.

Периоды:

До 32го года – ранний период (“лирический дневник”) Много переводных произведений, но с собственной поэтической рефлексией. Возникают отрывки, монологи, дневниковая запись. Принцип ассоциатиной связи разных тематических моментов Возникает предметная картинка. Которая ведет за собой размышление.

С 32го года – второй этап. Ролевая лирика, лиро-эпические формы баллады.

“Тростник” – здесь возникет чужой голос, сознание – персонаж. У него именно сейчс начинается появляется новое стороннее от автора, персонаж – дистанция. Начинается видоизменяться жанр баллады – начинают возникать тенденция смволизации (появляются символы).

37ой г – зрелый период. Эмоциональность возникает из-за того, что идет смешение жанров. “смерть поэта” (постоянно играет разными жанрами, регистрами, как эмоции бурлят в человеке), “Как часто пестрою толпою окружен” – и здесь опять “нет человека, только небытие”. Он в лиро-эпике разрывает стиль, который диктует стиль.

35. Жанровое своеобразие зрелой лирики Лермонтова.

Лирика М.Ю. Лермонтова (1)


Жизнь М.Ю. Лермонтова была "мгновенна и ослепительна, как проблеск молнии на грозовом небе". Как мало жил, но как много успел! Сколько чудных творений оставил великий поэт нам в наследие. Мы и сейчас восхищаемся его талантом, его "свободным и смелым даром", его силой и энергией.
Лермонтов был молод, но глубоко понимал смысл жизни, смысл поэзии, горячо любил Родину и русский народ. Кажется: ну что мог он познать за свою короткую жизнь? Однако познал, и не мало. Уже юношеские его тетради полны размышлений о жизни, о смерти, о вечности, о добре и зле, о смысле бытия, о любви, о будущем и прошлом.
Редеют бледные туманы Над бездной смерти роковой И вновь стоят передо мной Веков протекших "великаны"...
Бог воистину дал этому человеку необыкновенный дар: Его душа уже выросла и окрепла, когда сам он был еще простым юнцом, казалось бы ничего не смыслящим в жизни.
Но Лермонтов уже понимал, что поэзия несет его высокое предназначение, "...глаголом жги сердца людей," - призывал Пушкин. И молодой поэт страстно следовал этому призыву. Как и Пушкин,,на столь сложном пути, он встречает непонимание толпы, равнодупше и холодность света. Но вера в поэзию не покидает Лермонтова. "Из пламя и света рожденное слово" вызывает в нем не только "волнение", но и порыв души "навстречу" этому слову. И для самого поэта творчество, несмотря на его могущественность, становится спасительным освобождением от страданий, - путем к гармонии и успокоению.
Поэтому лермонтовский пророк, гонимый и презираемый толпою, знает счастье:
И вот в пустыне я живу, Как птицы, даром Божьей пищи, Завет предвечного храня Мне тварь покорна там земная, И звезды слушают меня, Лучами радостно играя.
Он, читающий "в очах людей... страницы злобы и порока", несмотря на жестокость и несправедливость толпы, не теряет веру в гармонию как основу мира, он спасается от отчаянья уединением, удовлетворившись общением с природой и разговором со звездами.
Лермонтов и сам не раз чувствовал себя "умирающим гладиатором", забавляющим равнодушную толпу. "Как часто пестрою толпою окружен", хотел бы он уйти от этой суеты и мешуры света. Но презрение к обществу и одиночество немилы поэту. Он не хочет разрывать всех связей с людьми, ибо понимает, что его долг, долг поэта, - донести своим творчеством истину до этих "бестрепетных", "бездушных" масок, заменить их окаменелые сердца на "угль, пылающий огнем".
Но скоро сей порыв чудесный Слабел в груди его младой, И утомленный и немой, Он забывал огонь небесный.
Но каждый раз, встречая стену непонимания, пыл молодого поэта угасал.
Теперь какое-то серое равнодушие заполнило его душу:
Уж не жажду от жизни ничего я, И не жаль мне прошлого ничуть...
Желанья!...что пользы напрасно и вечно желать?
Любить... но кого же?
В себя ли заглянешь? - там прошлого нет и следа...
И радость, и муки, и все там ничтожно...
И жизнь, как посмотришь с холодным вниманьем вокруг, - Такая пустая и глупая шутка...
Вот такое страшное разочарование постигло поэта: нет смысла жить, нет смысла творить...
Я ищу свободы и покоя! Я б хотел забыться и заснуть! Но Лермонтов не остается таким пассивным надолго. Его душа возмущена тем, что поэт утратил свое предназначение. Поэзия не имеет права прекращаться, она должна существовать. И я считаю, что вопрос, который Лермонтов с отчаяньем задает в последней строфе стихотворения "Поэт" (1838 г), по сути является риторическим, не требующим ответа:
Проснешься ль ты опять, осмеянный пророк?...
...Из золотых ножен вырвешь свой клинок, Покрытый ржавчиной презренья?
Эти слова, пронизанные отчаяньем и горестью за русского поэта, как бы переливаются в пушкинский призыв:
Восстань, пророк, и вождь, и внемли, Исполнись волею моей, И, обходя моря и земли, Глаголом жги сердца людей.
Лермонтов понимал значение поэзии, понимал насколько оно велико и потому его душа страстно летит навстречу "из пламя и света рожденному слову". Он не уходит в пустыню, он борется, ищет этой борьбы:
- Так жизнь скучна, когда боренья нет! - восклицает он, - Мне нужно действовать, я каждый день бессмертным сделать бы желал, как тень великого героя, и понять, я не могу, что значит отдыхать.
...И все боюсь, что не успею совершить чего-то! Но он успел! Его поэзия внесла огромный вклад в русскую литературу. Через всю жизнь проносим мы в душе его образ - Образ человека грустного, строгого, нежного, властного, вильного, благородного, язвительного, мечтательного, насмешливого и задумчивого, наделенного могучими страстями и проницательным умом. Поэта гениального и так рано погибшего, но оставшегося бессмертным и молодым..


36. Ранние поэмы Лермонтова.

37. Символический смысл «Демона».

Поэма Демон: поэт использовал библейскую легенду о духе зла, свергнутом с неба за свой бунт против верховной божественной власти, а также фольклор кавказских народов, что придает сюжету иносказательный характер. Но под фантастикой скрывается глубокий психологический, фантастический,
философский, социальный смысл. В поэме критики почувствовали огромную силу отрицания старого мира, всего отживающего феодально-авторитарного
миропонимания. Демон осудил <ничтожную землю>. Гордое утверждение личности, противопоставленной отрицаемому миропорядку, звучит в словах демона: <Я царь познанья и свободы>. Став на путь абсолютного отрицания, Демон отверг и положительные идеалы. В начале поэмы герой находится в одиночестве, с чувством опустошенности. Идеал достойного человека, прекрасной, свободной жизни находит он в Тамаре. Это попытка возрождения Демона, о кот. в поэме рассказывается в условных библейско-фольклорных образах. Но развязка трагична: он признал свои мечты <безумными > и проклял их. Автор показывает, что в развитии переживаний и событий благородный общественный идеал подменяется эгоистическим. Д. Не смог преодолеть в себе романтического индивидуализма. Это стало причиной гибели Тамары и поражения Демона. В судьбе Д. Проявились противоречия романтизма.

38. Сюжет и композиция «Мцыри».

Поэма Мцыри противоположный Демону характер. Он весь - порыв к свободной, яркой, полноценной, подлинно человеческой жизни. Его тоска не безнадежная, это страстная, зовущая к борьбе тоска по идеалу. Мцыри рос одиноким, одиноким оказался он и в борьбе за свободу. Он весь полон стремления жить среди <вольных людей>. Ему это не удалось, в борьбе с барсом он сам становиться зверем. На нем <печать свою тюрьма оставила>.
Но здесь нет внутреннего крушения, к которому приходит романтический
индивидуалист. Мцыри падает жертвой объективных обстоятельств, оказавшихся сильнее его. В герое поэмы воплощен пафос борьбы за идеал, Мцыри, по Белинскому, <любимый идеал> Лермонтова. Оба героя Мцыри и Демона связаны традициями рус. Романтизма.
Типично ром.поэма: единство человека с природой - Мцыри и гроза,
ром.любовь - встреча с грузинкой, борьба - поединок с барсом, свобода -
побег из монастыря, любовь к родине.

39. Конфликт и композиция драмы Лермонтова «Маскарад».

Драма Маскарад сочетает в себе элементы романтизма и реализма, полной
высокой патетики и бунтарского духа, гротескного изображения дворянского
общества. Сюжетная основа - конфликт между героем и средой. Евгений Арбенин <странный человек>, богато одаренная натура, умный, с могучей волей. Но среда и эпоха обрекают его на пустое и ничтожное существование. В его образе - черты дворянской интеллигенции: разочарование, пессимизм,
бездеятельность, рефлексия. Арбенин - попытка Лермонтова дать в
реально-бытовой обстановке тот характер, кот. аллегорически воплощен в
Демоне. Подобно Демону герой в любви ищет возрождения, возвращения к
положительным ценностям жизни. Но светское общество, слухи, интриги,
вызывает в нем необоснованную ревность. Он отравляет Нину, сам сходит с ума.
Арбенин так и не сумел преодолеть в себе ни эгоистического индивидуализма,
ни безверия в положительные начала жизни.
В драме резко критически даны зарисовки ряда характеров, типичных для
высшего дворянского общества: Звездич, Шприх.
Некоторые черты Арбенина сближают его с Чацким: антагонизм с дворянским
обществом, отношение к чинам, критическое отношение к житейской морали.

40. Роман Лермонтова «Княгиня Лиговская» и становление психологизма в прозе.

41. Способы психологического изображения в «Герое нашего времени».

42. Композиция «Героя нашего времени».





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2174 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.026 с)...