Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Маленькие трагедии» философская проблематика и жанр



Пушкин занимает особое место в культуре России. Он создал художественные ценности мирового уровня, стал символом русской литературы. Каждое новое поколение, каждая эпоха утверждают своё понимание поэта, видя в нём современника, думая о символическом Пушкине. Пушкина изучают, о нём спорят, его боготворят и отвергают. Он давно уже вышел за переделы литературы, сделавшись фактом русского общественного сознания. Творчество Пушкина – это стремительное движение, развитие, тесно связанное с его судьбой, с общественно-идеологической и литературной жизнью России в первой трети 19 века. Пушкина не имеет двух биографий - биографии обычной, житейской и биографии писательской. Он являет собой пример единства человека и поэта. Жизнь и поэзия сливались у него в единое целое. Факты жизни становились фактами творчества. В болдинскую осень 1830,, когда в Москве была эпидемия холеры, Пушкин вновь, после пятилетнего перерыва, обратился к драматургии. Из задуманного драматического цикла десяти трагедий поэт завершил только четыре – «Моцарт и Сальери», «Скупой рыцарь», «Каменный гость», «Пир во время чумы». Слово «Маленькие» указывает на их объём по сравнению с классическим жанром трагедии, состоявшей обычно из пяти актов. Все трагедии-переработки уже известных произведений или сюжетов. Их объединяет попытка показать в разных аспектах ценность нравственных законов, их непреложность. П. показывает несколько вариантов отхода людей от нравственных законов и приходит к выводу, что любой отход от них приводит к деградации личности и человек лишается смысла своего бытия. Пушкин начинает действие в самый кульминационный момент, когда противостояние героев или героя и мира доведены до предела, напряжении доведено до кульминационной точки и ставит персонажей перед лицом смерти либо кончается гибелью одного из них. Предотвращение смерти не устраняет противоречий героев с бытиём или др. персонажами. Разрешение проблемы, в которой мир невозможен, просто откладывается. Изображение – от нравственной готовности к действию, до совершения этого действия. В центре внимание – анализ и мотивировка, благодаря этому сюжет строится как стремительная цепь из событий Пушкин на одну часть весов кладет нравственный закон, а на другую попеременно человеческие соблазны. В скупом рыцаре это – власть, золото и деньги для барона - лишь олицетворение власти над людьми. Ему достаточно не самой власти, а осознание собственной силы и возможности. Нравственные ценности замещаются у него жаждой власти, она же - жажда денег. Барон Филипп деградирует. Последние мысли барона перед смертью - о ключах (от квартиры где деньги лежат).В «М. и С» это слава. Для С. главное не творчество, а то, что творчество дает: успех и славу. Творчество С. основано на соблазне, одни безнравственные поступки порождают другие и жажда славы зарождает в С. зависимость от мнения толпы, лишает его свободы, без кот. невозможно никакое творчество. Своим существованием Моцарт опровергает систему ценностей Сальери и для него само собой разумеющимся представляется выход отравить Моцарта. Как и полагается в трагедии, конфликты приобретают в пушкинских пьесах роковой, независимый от героев характер. Низменные чувства перерастают в страсти, которые существуют как бы над героями и подчиняют себе их настолько, что те не могут противиться им. Так, Дон Гуан - жертва не столько личной страсти, сколько стоящим над ним влечением, которое заводит его на новые подвиги, но как только он влюбляется по-настоящему – он погибает. Над персонажами «Пира» стоит смерть. Одна из центр. идей П. - идея о том, что гений и злодейство несовместимы. Злодейство - результат ложного пути и т.д., и т.п. Маленькие трагедии - философский манифест Пушкина, отражающий его представлений о творчестве и о смысле жизни. Скупой рыцарь. В центре трагедии – столкновение двух форм рыцарства. Барон - в эпоху которого ценилась власть, и его сын, Альбер, живущий в мире культа рыцарских турниров и прекрасных дам. Путём достижения и того и другого являются деньги, наследство. Решение – только турнир. Альбер не прочь заколоть сына, чтобы отстоять, а сын считает, что не дав денег, отец лишает его удовольствий молодости, он не согласен убивать отца исподтишка по совету ростовщика Соломона, но вот бросить отцу вызов – другое дело. В первой сцене – «правда» Альбера, во второй – «правда» Барона. В третьей – конфликт разрешается смертью Барона. Однако, идея этого противостояния вечна. Моцарт и Сальери. Конфликт избранника и жреца. Сальери отдал себя в услужение музыке, забыв о жизни, Моцарт же наслаждается жизнью, однако создаёт произведения искусства, не особенно задумываясь о служении культу искусства. По мнению Сальери это недопустимо, он не только полон зависти, но и негодования, однако он понимает ценность таланта («Ты, Моцарт, не достоин сам себя!»). В итоге он отравляет Моцарта. Реальный, вещественный яд символизирует яд мысли. Позже Сальери осознает злодейство. Каменный Гость. Подражание Моцарту и Мольеру в легенде о «Дон Жуане». История Дон Жуана известна всем, любовь он ценит только в её остроте, любовные приключения для него мимолётны. Достигнув сердца Лауры, Дон Жуан уже устремляется к новой Авантюре – вдове Донне Анне, и снова завоёвывает её. С такой же шутливостью, с какой он покоряет женщин, Жуан обращается к памятнику мужа Анны, приглашая его посмотреть на свой проигрыш. Статуя оживает. «Пир во время Чумы». Чтобы забыться и не сойти с ума от происходящей в городе чумы, персонажи бросают вызов гибели и погружаются в безумный и весёлый пир. Они знают о своей обречённости, их веселье – веселье обречённых. Каждый по своему проводит это время, молодой человек, призывая всех к вакханалии, Мери поёт тоскливую песню о том, что былое ушло, мир изменился, повсюду смерть. Луиза в печали, а Вальсингам славит Отчаяние и Чуму. Вмешивается религия – появляется священник, и хотя выздоровление души ещё не случилось, излечение призойдёт.

16. «Повести Белкина» Пушкина как художественное целое.

Повести Белкина – первые законченные прозаические произведения Пушкина, состоящие из пяти: “Выстрел”, Станционный смотритель, Метель, Гробовщик, Барышня-крестьянка. Соединяет их предисловие, написанное самим Пушкиным, где он взял на себя роль публикатора, а авторство он приписал провинциальному помещику Белкину, Белкин же в свою очередь уточнил, что истории были рассказаны разными людьми. Смотритель – титулярный советчик, Выстрел – военный, Гробовщик – приказчик, Метель, Барышнякрестьянка – девицей. И исходя из этого меняется и стиль и язык написания. Так например Барышня-крестьяна рассказанная девицею напоминает французский роман с переодеванием. Таким образом отказываясь от авторства Пушкин не только создает многоступенчатую стилевую структуру – 2 противопоставленных друг другу стиля – романтизм и пародия на него, но и создает ощущение реальности этих событий. В связи с объединением повестей в цикл определяется и их жанровое своеобразие – скорее всего 5 новелл, отличие от западной в том, что в пушкинских новеллах преобладает народно-этическая тенденция. Скрываясь за цепочкой простодушных рассказчиков – большая свобода повествования, возможность выразить свое мнение.

Так как ПБ рассказаны как простые занимательные истории об обычных людях простого звания, а рассказчик – маленький человек, то они изображают в купе низовую, простую Россию с реальными заботами. Тема всех повестей – счастье человека в народном понимании. В ПБ показано, как обычные люди через несправедливость и препятствия стремятся обрести свое cчастье.

Так в “Выстреле” Сильвио дабы отомстить графу за то, что тот имел все – все жизнь потратил на ожидание мсести и получения счастья, но пощадил врага и загнал 2 пулю в картину – поставил точку.

“Метель” – как желание счастья и чувство долга – своим неизвестным супругам – получает награду.

Гробовщик – Адриана Прохорова обижает то, что его отрицает от обычного человеческого общества из-за его профессии и он ищет утешения у своих клиентов и узнав, что это был сон – сильно обрадовался.

“Барышня-крестьянка” – о преодолении вражды между отцами и возможность счастья между детьми.

“Станционный смотритель” – это и вершина и центр цикла, здесь сентиментализм сменяется реализмом – так постовая станция и описание жизни станционного смотрителя со всеми радостями и горестями. 2 темы – блудной дочери и маленького человека – Самсона Вырина, не желавшего мириться с судьбой и не добившись – страдания, описания его внешности и пьянства – и смерти. История Дуни тоже идет логически – “возвращение блудной дочери и прощение и раскаяние на могиле. Но есть некоторые особенности, так Метель, Барышня-крестьянка написаны пародией на романтические романы, Гробовщик почти что полон романтической таинственности и мистификации – в конце рассыпается, так как это всего лишь сон пьяного гробовщика, который ровным счетом ничего не изменил в его жизни и он опять требует своего чаю и бранит горничную.

А в Выстреле подлинно романтический герой уходит в прошлое, ставит точку и погибает в сражении. Поэтому можно сказать, что ПБ – переход к реализму.

17. «Капитанская дочка» Пушкина: особенности повествования, связь истории и частной жизни, характеры.

Гринев Петр – сын Гринева-старшего. Савельич – его дядька. Семья Мироновых – семья капитана белгородской крепости. Мария Миронова, Швабрин, Пугачев. “Капитанская дочка” была опубликована в “Современнике” еще при жизни Пушкина и лишь одна глава из-за цензуры не была напечатана. “Пропущенная глава”

В своем произведении автор показывает нам масштабность массового восстания, развернувшегося еще и до самого Пугачева – это видно по изуродованным казакам, которых пытали и поволжских крестьян – показывает широту социальной базы движения. При этом особенность в том, что при всей массовости народ – не безликая масса. Здесь участники показаны в различных проявлениях их создания. Крестьяне показаны как люди, хорошо понимавшие цель пугачевского восстания и последствия для них. И поэтому так ярко здесь проступает образ Савельича – не только не бросивший хозяина, но и не боясь гнева Пугачева требовал барское имущество. Первая особенность изображения массы в лицах – и именно лица определяли всю массу. К этой же особенности относится изображение масс дворян через Швабрина и Гринева – так как основным мерилом здесь выступает честь – именно ей поступился Швабрин и стал предателем, и именно защищаю и свою, и честь Мари Гринев стал близок к Пугачеву.

Вторая особенность – изображение исторической фигуры – Пугачева. Многие изображали его злодеем, но Пушкин изобразил его не только вождем восстания с умом, храбростью, героизмом, но и гуманного “батьку” с любовью к народу. Узнав, что Швабрин “обижает сироту” был взбешен. Для Пушкина Пугачев – выражение национального характера русского народу и вместе с тем его политическая незрелость и слабость движения. Повествование и описание построено так, что несмотря на то, что мы не можем точно уловить образ Пугачева, то он простой казак, помогший путникам в метель, то он лжецарь вешающий офицеров, однако читатель проникается к нему уважением и симпатией.

Третья особенность – КД положила начало русскому историческому роману тем, что сочетало в себе исторические факты и вымышленные истории. При этом у Пушкина это все очень переплетено – и исторический конфликт держится на повествовании о жизни людей. Поэтому особенности связи истории и частной жизни в том, что Пушкин пересказывает историю на примере обычного семейства (Миронова, Гриневы). История как бы сама врывается в частную, линчую жизнь, вызывая драматические коллизии в этих жизнях. Поэтому история раскрывается “домашним образом” и в центре обычные люди, ничем не выдающиеся.

18. Незаконченные прозаические замыслы Пушкина.

19. «Пиковая дама»: Конфликт и сюжет, повествование, жанр.

Это реалистическое произведение описывает как город с его социальными раз*** - облик разных социально-исторических культур:

18 век – воплощенный в образе старой графини, ее воспоминаний, времени упадка русской аристократии, прожигающих жизнь, развитие буржуазных отношений и власти денег. И представитель разночинной интеллигенции Герман. Он остро чувствует свою социальную ущербность и вместе с тем свое внутреннее превосходство – так как он не является беспечным прожигателем жизни. Для его деньги – не развлечения, а путь наверх, средство выдвижения из неизвестности. Он честолюбив – недаром у него профильб Наполена,а душа Мефистофеля. Тема Мефистофеля – тема губительного золота, губления души. Тема вторженеия буржуазно-капиталистических отношений в дворянско-крепостническую действительность. Здесь картины быта столичного дворянского общества. 3 конфликта: социальный, мобильный и магический (карточный). С 3им связаны мистификация с цифрами. Моменты психологического романа – так как показаны моменты падения души Германа, когда он жалеет не старуху, а то, что она умерла, не раскрыв тайны. И если сначала для него все было лишь игра, то потом игра захватила его (ему везде виделись цифры) и погубила.

20. Жанровое своеобразие «Евгения Онегина»

21. Композиция «Евгения Онегина»

22. Способы раскрытия характеров в «Евгении Онегине»





Дата публикования: 2015-01-26; Прочитано: 2541 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...