Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Церковная реформа. Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства



Русская православная церковь занимает значительное место в истории русского государства. Православие определило этничес­кое самосознание русского народа в период борьбы с монголо-та­тарским игом, что вместе с общерусской церковной организацией и наряду с социально-экономическими факторами способствовало политическому объединению земель и созданию единого Москов­ского государства.

В XVI-XVII вв. церковь, опираясь на государство, подавила многочисленные ереси, проникшие в высшие слои административ ного аппарата и имевшие достаточно широкую социальную базу. В исторической науке эта борьба рассматривалась как подавление свободомыслия, течений общественной мысли, аналогичных запад­ной реформации. Церковная история трактует разгром ересей как защиту веры, православной самобытности русского народа и рос­сийской государственности, причем размах и жестокость борьбы с ересями в России превосходили деятельность инквизиции или протестантских церквей.

Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитым и эффективным хозяйством, были культурны­ми центрами. Монастыри строились часто в стратегически важных местах и имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников. Эти обстоятельства создали материальную базу для авторитета церкви (своего рода государства в государстве), который тем не менее не использовал­ся в противостоянии светской власти.

Освященный Собор, как орган церковного управления, прини­мал активное участие в работе Земских Соборов. В годы смуты патриаршество (учреждено с 1589 г.), несмотря на некоторые ко­лебания, сыграло большую роль в борьбе с самозванцами и польско-шведской интервенцией (трагическая судьба патриарха Гермоге-на, гибель монахов при защите православных святынь, материаль­ная поддержка ополчения и т.п.). Патриарх Филарет фактически управлял Россией, являясь соправителем царя Михаила Романо­вича, укреплял самодержавие и новую династию, с одной сторо­ны, и роль церкви, с другой.

В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях между церковью и государством. Ее причины исследователями оцениваются по-разному. В исторической литературе преобладает точка зрения, согласно которой процесс становления абсолютиз­ма вел с неизбежностью к лишению церкви ее феодальных при­вилегий и подчинению государству. Поводом для этого стала по­пытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светс­кой. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха, считая Никона последовательным идеологом «симфонии власти»1. Инициативу в отказе от этой теории они усматривают в деятель­ности царской администрации и влиянии протестантских идей.

Важным фактом русской истории XVII в. был церковный раскол, явившийся результатом церковной реформы патриарха Никона.

В понимании Раскола в литературе существуют две основные традиции. Одни ученые - А.П. Щапов, Н.А. Аристов, В.Б. Анд­реев, Н.И. Костомаров - склонны видеть в нем социально-полити­ческое движение в религиозной форме.

Другие исследователи усматривают в Расколе и старообряд­честве прежде всего религиозно-церковное явление. Среди ис­ториков такое понимание Раскола характерно для СМ. Соло­вьева, В.О. Ключевского, Е.Е. Голубинского, А.В. Карташева, среди русских мыслителей - для В.С. Соловьева, В.В. Розанова, Н.А. Бердяева, протоиерея Георгия Флоровского. Современные исследователи А.П. Богданов, В.И. Буганов, СВ. Бушуев не от­рицают социально-политических устремлений, но считают их не главными и определяющими, а подчиненными в теме Раскола.

Причины проведения церковной реформы.

- Церковная реформа диктовалась необходимостью укрепить дисциплину, порядок, нравственные устои духовенства.

- Требовалось введение одинаковой церковной обрядности во всем православном мире.

- Распространение книгопечатания открывало возможность унификации церковных книг.

В конце 40-х годов XVII в. в Москве сложился Кружок ревни­телей древнего благочестия. В него вошли видные церковные дея­тели: царский духовник Стефан Вонифатьев, настоятель Казанс­кого собора на Красной площади Иоанн, царский постельничий Ф. Ртищев, выдающиеся деятели церкви нижегородцы Никон и Аввакум и др.

Сын мордовского крестьянина Никон (в миру Никита Минов) сделал стремительную карьеру. Приняв монашеский постриг на Соловецких островах, Никон вскоре стал игуменом (главой) Ко-жеозерского монастыря (район Каргополя). Никона связывали знакомство и дружба с царем Алексеем Михайловичем, чьей под­держкой он долго пользовался. Никон становится архимандритом московского Новоспасского монастыря - родовой усыпальницы Романовых. После короткого пребывания митрополитом Новгород­ским (как раз во время новгородского восстания 1650 г.) Никон в 1652 г. избирается московским патриархом.

Именно патриарх Никон начал реформу по унификации обря­дов и установлению единообразия церковной службы. За образец были взяты греческие правила и обряды.

Наиболее существенными из нововведений, принятыми патри­архом Никоном и церковным собором в 1654 г., были замена кре­щения двумя пальцами троеперстием, произнесение славословия Богу «алилуйя» не дважды, а трижды, движение вокруг аналоя в Церкви не по ходу Солнца, а против него.

Потом патриарх обрушился на иконописцев, начавших исполь­зовать западноевропейские приемы живописи. Кроме того, по при­меру восточного духовенства в церквах начали читать проповеди собственного сочинения. Здесь тон задавал сам патриарх.

Русские рукописные и печатные богослужебные книги велели везти на просмотр в Москву. Если там находили расхождение с гре­ческими, то книги уничтожали, взамен печатали и рассылали новые. И хотя все изменения были чисто внешними и не затрагивали пра­вославного вероучения, они воспринимались как посягательство на саму веру, ибо нарушали традиции (веру отцов и их предков).

Никон боролся с новшествами, но именно его реформы часть московского народа восприняла как новшества, посягавшие на веру. Церковь раскололась на никонианцев (церковная иерархия и боль­шая часть верующих, привыкших подчиняться) и старообрядцев.

Активным противником Никона и одним из основоположников старообрядческого движения становится протопоп Аввакум - одна из наиболее ярких личностей в русской истории. Человек огромной силы духа, в полной мере проявившейся во время его гонений, он с детства приучался к аскетизму и умерщвлению плоти. Отвраще­ние от мира и стремление к святости он считал настолько естествен­ным для человека, что не смог ужиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских потех и отступлений от обычаев церкви. Многие считали его святым и чудотворцем. Он участвовал вместе с Никоном в исправлении богослужебных книг, но вскоре был отстранен из-за незнания греческого языка.

Приверженцы старой веры - старообрядцы - спасали и прята­ли «неправильные» богослужебные книги. Светские и духовные власти преследовали их. От гонений ревнители старой веры бежа­ли в леса, объединялись в общины, основывали в глуши скиты. Не признававший никонианства Соловецкий монастырь сидел в осаде с 1668 по 1676 г., пока воевода Мещеряков не взял его и не повесил всех мятежников (из 600 человек в живых осталось 50).

Вожди старообрядцев протопопы Аввакум и Даниил писали че­лобитные царю, но видя, что Алексей не защищает «старину», объя­вили скорый приход конца света, потому что в Россию явился Ан­тихрист. Царь и патриарх - «два рога его». Спасутся лишь мучени­ки - защитники старой веры. Родилась проповедь «очищения огнем». Раскольники запирались в церквах и сжигали себя заживо.

Старообрядцы не расходились с Православной церковью ни в одном догмате (основном положении вероучения), а лишь в не­которых обрядах, которые отменил Никон, поэтому они были не еретиками, а только раскольниками.

В расколе соединились самые разные социальные силы, выс­тупавшие за сохранение в неприкосновенности традиций русской культуры. Тут были князья и бояре, такие, как боярыня Ф.П. Мо­розова и княгиня Е.П. Урусова, монахи и. белое духовенство, от­казывавшиеся от исполнения новых обрядов. Но особенно много было рядовых людей: горожан, стрельцов, крестьян, видевших в сохранении старых обрядов способ борьбы за древние народные идеалы «правды» и «воли». Наиболее радикальным шагом старо­обрядцев было принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя. Это означало полный разрыв старообрядцев с су­ществующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала «правды» внутри своих общин.

Священный собор 1666-1667 гг. предал раскольников прокля­тию за непокорность. Ревнители старой веры перестали признавать отлучившую их церковь. Раскол не преодолен и по сей день.

Предводители старообрядчества Аввакум и его единомышлен­ники были сосланы в Пустоозерск, в низовье Печоры, и провели 14 лет в земляной тюрьме, после чего были сожжены заживо. С тех пор старообрядцы часто подвергали себя «огненному креще­нию» - самосожжению.

Трагически сложилась и судьба главного врага старообрядцев пат­риарха Никона. Добившись титула «великого государя», святейший патриарх явно переоценил свои силы. В 1658 г. он демонстративно покинул столицу, заявив, что не хочет быть патриархом в Москве, а останется патриархом Руси. В 1666 г. церковный собор с участием александрийского и антиохийского патриархов, которые имели пол­номочия от двух других православных патриархов - константинополь­ского и иерусалимского, сместил Никона с поста патриарха. Местом его ссылки стал знаменитый Ферапонтов монастырь под Вологдой. Уже после смерти Алексея Михайловича Никон возвратился из ссылки и умер (1681) неподалеку от Ярославля. Он похоронен в Воскресенском Ново-Иерусалимском монастыре под Москвой (г. Истра).

Таким образом, церковная реформа и раскол явились крупным социальным и духовным переворотом, который не только отразил тенденции к централизации и определенной унификации церков­ной жизни, но и повлек за собой существенные социокультурные последствия. Он всколыхнул сознание миллионов людей, заставив их усомниться в легитимности существующего миропорядка, по­родил раскол между официальной светской и духовной властью и значительной частью общества. Нарушив некоторые традиционные Устои духовной жизни, раскол дал толчок общественной мысли и подготовил почву для грядущих преобразований.

Кроме того, церковный раскол, ослабивший церковь в XVII в., послужил предпосылкой для последующего подчинения церкви го-сударственной власти, превращения ее в идеологический придаток абсолютизма.

Билет № 19 Внешняя политика Петра I. Изменение геополитического положения России в первой четверти XVIII в.





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 327 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...