Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

БИЛЕТ №12 Завершение объединения русских земель вокруг Москвы в XV-нач. XVI вв. Судебник 1497г. Особенности русского централизованного государства



Конец XV в. многие историки определяют как переход от сред­невековья к Новому времени. В 1453 г. турками-османами была завоевана Византийская империя. В 1492 г. Колумб открыл Аме­рику. Были совершены многие географические открытия. В стра­нах Западной Европы в это время наблюдается скачок в развитии производительных сил. Появляется книгопечатание (1456 г., И. Гутенберг). Это время в мировой истории получило название эпо­хи Возрождения.

Конец XV столетия - это время завершения образования наци­ональных государств на территории Западной Европы. Процесс смены раздробленности единым государством - закономерный итог исторического развития.

Объединение княжеств и земель в наиболее развитых странах Западной Европы проходило в связи с ростом материального про­изводства, обусловленного развитием товарно-денежных отноше­ний, разрушением натурального хозяйства как основы экономи­ки, началом формирования капиталистических отношений.

Однако при наличии соответствующих социально-экономичес­ких причин и политических условий объединение может или во­обще не произойти, или сильно задержаться в силу субъективных или объективных причин (например, Германия и Италия были объединены только в XIX столетии).

Процесс завершения образования Российского государства хро­нологически совпадает с образованием западно-европейских стран и приходится на время правления Ивана III (1462-1505) и Васи­лия III (1505-1533).

После смерти Василия II Темного московский престол занял его старший сын Иван Васильевич, ставший соправителем отца еще при его жизни. Именно на долю Ивана III выпало завершение Двухвекового процесса объединения русских земель и свержения золотоордынского ига. Отличаясь большим умом и силой воли, этот великий московский государь:

- закончил собирание земель под властью Москвы;

- заложил основы российского самодержавия;

- укрепил государственный аппарат;

- повысил международный престиж Москвы.

Иван III явился фактическим создателем Московского государ­ства. В годы его правления к Москве были присоединены великое княжество Ярославское (1463), Пермский край (1472), великое княжество Ростовское (1474), Новгород и его владения (1478), ве­ликое княжество Тверское (1485), Вятская земля (1489). Великие и удельные князья отказались от верховных прав в своих владе­ниях и переходили под политическое покровительство московского князя. В 1490-1500 гг. политическое верховенство московского князя признали князья Вяземские, Белевские, Новосильские, Одоевские, Воронежские и Мезецкие.

Выступая защитником православной веры и возглавляя движе­ние за создание великорусской народности, Иван III провел с Лит­вой ряд успешных войн, отторгнув от нее верховские и черниго-во-северские княжества. По условиям перемирия с великим кня­зем Литовским Александром (1503 г.) к Москве отошли 19 горо­дов и 70 волостей.

Если до середины XV века Московское княжество было лишь одним из нескольких княжеств Северной Руси, то «теперь оно ос­талось здесь единственным и потому стало национальным: его гра­ницы совпали с пределами великорусской народности» (В.О. Клю­чевский). При этом Иван III стремился взять под свое покровитель­ство население Южной и Западной Руси. Он неоднократно заяв­лял литовским представителям, что считает своей вотчиной Киев, Смоленск, Полоцк, Витебск и многие другие города, входившие в то время в состав Литовского государства.

Как независимый государь Иван III стал держать себя по от­ношению к татарам. В 1476 г. он отказался платить им ежегод­ную дань и вступил в союз с Крымским ханом, противником Золотой Орды. «Стояние на Угре» (1480) положило конец мон­голо-татарскому игу. Русское государство обрело формальный суверенитет.

В 1472 г. состоялся брак Ивана III с племянницей последнего византийского императора Зоей (Софьей) Палеолог, возвысивший значение монархической власти в России. «Великий князь москов­ский становится как бы преемником византийского императора, почитавшегося главою православного Востока» (С.Г. Пушкарёв). При московском дворе заводился пышный, строгий и сложный церемониал по Византийскому образцу. С конца XV в. на печатях Ивана III изображался не только московский герб с Георгием По­бедоносцем, но и герб Византии с двухглавым орлом.

Изменение общественно-политического статуса великого кня­зя Московского отразилось и на его титуловании, теперь его на­зывали: «Иоанн, божьей милостью государь всея Руси и великий князь Владимирский и Московский и Новгородский и Псковский и Тверской... и иных». В международных отношениях Иван III стал именовать себя царем, как раньше звали только византийского императора и татарского хана. В новом титуле нашла выражение не только мысль о московском государе как национальном влас­тителе всей Русской земли, но также и идея божественного про­исхождения его власти (в дополнение к прежнему источнику вла­сти от отца и деда).

В 1493 г. Иван III формально принял титул «государя всея Руси», открыто претендуя на земли Литовской Руси. Титулы, принятые Иваном III,- «царь» и «самодержец» - подчеркивали самостоятельность, независимость государя всея Руси.

В это время появляется множество легенд, которые должны были обосновать законное первенство московских государей над всеми русскими князьями и королями Польши и Литвы, захва­тившими значительную часть русских земель. В одной из них, «Сказания о князях Владимирских», доказывается связь рода Рюрика, к которому принадлежал Иван III, с родом древнего рим­ского императора Августа, чья власть имела божественный харак­тер. Утверждению той же идеи способствовала политическая тео­рия, провозглашавшая Москву «третьим Римом», по которой вся история христианства сводилась к истории трех «Римов» - пер­вого, погубленного католичеством, второго - Константинополя, за­воеванного турками-османами, и третьего - Москвы, объявлявшей­ся недоступной для ереси твердыней православия. Тем самым за­дача создания централизованного Московского государства стано­вилась всемирно-исторической, представлялась как спасение все­го человечества, искупительная миссия христианства.

По мнению И.Н. Ионова, если в X в. христианство стало ду­ховной основой объединения восточнославянских племен в единое древнерусское государство, то в XV в. оно вновь сыграло ключе­вую роль в создании централизованного Московского государства, упрочении самодержавной власти московских царей.

Наконец, в конце XV века о существовании Московского госу­дарства (Московии) стало известно в странах Западной Европы. При Иване III были установлены дипломатические отношения с Германией, Венецией, Данией, Венгрией и Турцией.

Новое значение великого князя Московского отразилось и на государственном праве. Иван III передал по наследству своему старшему сыну Василию целый ряд политических преимуществ: *1) до сих пор все князья сонаследники совместно по участкам владели городом Москвой; Иоанн III предоставил финансовое уп­равление всей столицей, сбор доходов с нее одному великому князю, равно как ему же принадлежал и суд по важнейшим уголов­ным делам во всем городе Москве и в подмосковных селах, доставшихся в удел его младшим братьям; 2) до сих пор все князья, великий и удельные, били свою монету; по духовной Иоанна III право чеканить монету предоставлено было одному великому князю Московскому; 3) до сих пор удельные князья могли располагать своими вотчинами в завещаниях по личному усмотрению; по ду­ховной Иоанна III, удельный князь, умирая бессыновьим, не мог никому завещать свой удел, который в таком случае переходил к великому князю; 4) по договорным грамотам со своими удельны­ми братьями Иоанн III присвоил одному себе право вести сноше­ния с иноземными государствами» (В.О. Ключевский). Обладая таким количеством политических прав, Василий III (1505-1533) являлся, по мнению В.О. Ключевского, «первым государем в на­стоящем политическом смысле этого слова».

Присоединив к Москве Псков (1510), великое княжество Рязан­ское (1517), княжества Стародубское и Новгород-Северское (1517-1523) и Смоленск (1514), Василий фактически завершил объеди­нение Великороссии и превратил Московское княжество в нацио­нальное государство.

Князья в присоединенных землях становились боярами москов­ского государя («обояривание князей»). Эти княжества теперь назывались уездами, управлялись наместниками из Москвы. Наместники назывались также «боярами-кормленщиками», так как за управление уездами получали корм - часть налога, вели­чина которого определялась прежней платой за службу в войсках. Местничество - это право на занятие той или иной должности в государстве в зависимости от знатности и служебного положе­ния предков, их заслуг перед Московским великим князем.

Раздробленность постепенно сменялась централизацией. Начал складываться аппарат управления.

Боярская дума состояла из 5-12 бояр и не более 12 окольничих (бояре и окольничьи - два высших чина в государстве). Кроме московских бояр, с середины XV в. в думе заседали и местные кня­зья из присоединенных земель, признавших старшинство Москвы. Боярская дума имела совещательные функции о «делах земли»./

Будущая приказная система выросла из двух общегосударствен­ных ведомств: Дворца и Казны. Дворец управлял землями вели­кого князя, Казна ведала финансами, государственной печатью, архивом.

В 1497 г. был принят новый свод законов единого государ­ства - Судебник Ивана III. Судебник включал 68 статей и отра­жал усиление роли центральной власти в государственном уст­ройстве и судопроизводстве страны. Статья 57 ограничивала право крестьянского перехода от одного феодала к другому оп­ределенным сроком для всей страны: неделей до и неделей после осеннего Юрьева дня (26 ноября). За уход крестьянин дол­жен был уплатить «пожилое» - плату за годы, прожитые на старом месте. Ограничение крестьянского перехода было первым шагом к установлению крепостного права в стране. Однако до конца XVI в. крестьяне сохраняли право перехода от одного землевладельца к другому.

В целом, в отличие от передовых стран Западной Европы, об­разование единого государства в России происходило при полном господстве традиционного способа хозяйства России - на феодаль­ной основе. Это позволяет понять, почему в Европе начало фор­мироваться буржуазное, демократическое, гражданское общество, а в России долго будут господствовать: крепостное право, сослов­ность, неравноправие граждан перед законом.

Таким образом, завершился процесс объединения северо-восточ­ной и северо-западной Руси в одно государство. Образовалась круп­нейшая в Европе держава, которая с конца XV в. стала называться Россией.

БИЛЕТ №15 Причины, основные события, итоги и последствия Смутного времени (кон. XVI -

нач. XVII вв.)





Дата публикования: 2015-01-25; Прочитано: 648 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...