Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Улисс Джойса как энциклопедия модернизма». И 21. Творческий замысел и его реализация в романе «Улисс»



Кратко:

отсутствие причинно-следственных связей

множество отсылок к претедентным текстам

неоднородность стилей

проблема сюжета (и большая!)

настоящее и бесконечное прошлое (нарушение хронотопа и пространства)

нарушение композиции

характеры не прописаны

Улисс — модель мироздания, в котором не ничего не происходит, и средствами субъективной
динамики создаёт объективное, но реально ли это?..

Слишком много деталей и отсылок для классического дискурса, всё это размывает смысл

Линии героев замкнуты в круг, из него не выбраться


Улисс писался Джойсом семь лет; с марта 1914 по октябрь 1921. Улисс прямо продолжает Портрет
художника в юности во всём, что касается Стивена. (там внизу странное имя Стивен Дидалус — так вот: в
моём переводе было Стивен Дедал, где написано это имя — я писала или правила)

Почему это все происходит: и скандальная слава, и этот титул самого знаменитого романа 20-го века?
Прежде всего потому, что эта книга Джойса - один из немногих примеров литературы, доныне
существующих, когда автору точно удается сделать все то, что он хочет, и то, что он задумал. Если мы будем
пытаться смотреть на эту книгу с традиционной точки зрения, с традиционной позиции, попытаемся
рассказывать об этой книге как обычно: в этом романе автор рассказывает..., то дальше мы запнемся, потому
что в двух словах сказать о том, что он в этой книге рассказывает, это надо пересказать ее слово в слово, или
сказать, что она рассказывает о том, как один человек пошел по Дублину, потом второй человек пошел по
Дублину, а потом его жена проснулась и тоже пошла по Дублину, или один человек пришел ночью в бордель,
другой, человек пришел ночью в бордель, и они познакомились. И все! То есть, если рассказывать сюжетную
линию произведения традиционно - то вот она вся. Но, это произведение построено на принципиально иной
основе. В качестве этого стержня, вокруг которого все организуется в этом романе выступает не событие не

история какая-то, а Время.

Время действия этого романа — сутки, и главы, если так это можно сказать, организованны вокруг какой-
то точки во времени. Эти сутки точно датированы - это 16 июня 1904 года. Эти сутки разбиты на временные
кусочки: 8 часов утра. 10. 11. 12, 2 часа дня, 3, 4, 5, полночь, час ночи. 2 часа, 3 часа ночи. И в этих главах
Джонс рассказывает, что происходит с каждым героем в тот. или иной временной отрезок.

Планы создания произведения об обманутом муже — дублинском буржуа Хантере (им становится Леопольд Блум) соединяется у Джойса в замыслом написать продолжение романа о художнике Стивене Дедале.

Первый эпизод — это 8 часов утра из жизни Стивена Дедалуса, того Стивена Дедалуса, которого он создал
в "Портрете". "Портрет" становится как бы предысторией к жизни так же, как он был подготовкой к
написанию текста. Второй эпизод — это 10 часов утра из жизни Стивена-Дедалуса. Третий — это 11 часов утра
из жизни Стивена Дедалуса. Четвертый эпизод - это 8 часов утра из жизни другого героя. Леопольда Блума.
Пятый эпизод — это 10 часов утра из жизни Леопольда Блума. Шестой — это 11 часов утра из жизни Леопольда
Блума. Далее все идет таким же образом до поздней ночи, когда они встречаются. Где-то там еще влезает
линия Молли, жены Леопольда. То есть каждый раз это как бы точка во времени.

Этот день 16 июня был особенным для Джойса - это был день первого свидания Джойса с его будущей
женой, и это первое свидание не состоялось, потому что они >кдали друг друга в разных местах.

Большая часть повествования как раз и состоит в том, что Стивен Дедал и Леопольд Блум живут в одном
и том же городе Дублине, движутся по одним и тем же, или близким улицам, но навстречу друг другу. Их
встреча все же состоялась в самом конце дня, в самом конце повествования. И Джойс вложил в один из
объектов своего повествования свой личный опыт. Случай и великий смысл. Люди встречаются, влюбляются,
женятся, разводятся, но обязательно встречаются. Но есть мнение что за этой случайностью стоит какая-то
Высокая Закономерность. Вся
ситуация со Стивеном н Леопольдом построена вокруг этого - произойдет эта
встреча или не произойдет, случайная или не случайная, есть тут смысл или нет тут смысла. За всем этим,
несмотря на то, что это связано с конкретной житейской ситуацией, за всем этим стоит огромный
филосо ский воп ос: Есть ли смысл во всем что с нами п оисхо ит или же все это частно и случайноэ
Как

частный пример — конкретная дата, указанная в "произведении, мы можем воспринять ее как 16 июня 1904
года, как какое-то число июня 1904 года, как середина лета 1904 года, или как какое-то число начала века, а
можем залезть в биографию писателя и связать это с конкретными событиями. А прочтя ее (дату), как
кусочек биографии, мы можем понять эту коллизию Случайностей и Закономерностей. И уже сам текст мы





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1744 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...