Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
позитивистская, культура ХХ в., верхней - постмодернизм, т.е. 1950 - 1960-е гг.(более широкая т.зр.)
понятие М. тесно связано не только с искусством, но и с наукой и философией (психоанализ, теория относительности, квантовая механика, аналитическая философия, структурную лингвистику).Значения термина:1. (широкое) обозначение нереалистических течений в лит-ре (исс-ве), возникших накануне\после 1й мир.войны: кубизм, футуризм, имажинизм,…(в 10е гг)= относятся больше к авангарду=эпатаж.
Сюрреализм, абстракционизм,дадаизм,…(20-30е гг). Типичными искусствами М. являются символизм,экспрессионизм и акмеизм. В целом, совокупность явлений в данный период развития культуры.2. (узкое) стремление художника от традиционного исс-ва к обновленному. (еще более узкое) только англо-американск. Лит-ра нач века. (англия=родина М.)
Черты=> поэтика:
Создание собственной реальности. Первичным явл-ся сознание. понятие реальности растворялось валлюзиях, реминисценциях, в зеркальных отображениях одного в другом - и фундаментальным становилось понятие текста, который,обрастая цитатами, аллюзиями и реминисценциями, превращался винтертекст.Важен субъект, А=носитель суб.мнения, ослаблено фабульное начало. Основа на мифологических схемах.Интуитивное постижение человека «изнутри». возводится в ранг сверхценности красота редуцированного сознания, как у Фолкнера в "Шуме и ярости" (Бенджи Компсон).Реальный мир как царство хаоса, бессмысленное существование человека и его безысходные страдания. М. изображает мир без будущего,апокалиптический мир. Это мир в преддверии фашизма итоталитарного сознания, атомной бомбы и массового терроризма. Гармонию можно найти в кризисных ситуациях, когда человек, забыв о связывающих его абсурдных правилах и установлениях общества, вновь становится самим собой. ТЕНДЕНЦИИ: Формо твор-во. Неприятие традиционного (реализма). Экспериментальность. Эпатажность.Основные мотивы – отчуждение, абсурд бытия, недостижимость гармонии. ПРИЕМ - поток сознания. Монтаж. Соединение различных видов исс-ва.
Культ-ист корни:
Исторические события: нестабильность\переходность эпохи, кризис экономики, войны, рев-ии.
М. отталкивался прежде всего от «реалистического», позитивистского мировосприятия ХIХ в. Предтеча модернизма – декаданс.Философские предпосылки:
Сартр, Камю, Хайдеггер (Экзистенциализм) – заброшенность человека в мире, его одиночество и тяжкое бремя ответственности за своё существование.
Фрейд - открытие сферы подсознательного и бессознательного в человеке: поступки людей иррациональны.
Шопенгауэр – непознаваемость мира. Бессильность рацио.МИР КАК ВОЛЯ И ПРЕДСТАВЛЕНИЕ
Ницше- бог умер. ТАК ГОВОРИЛ ЗАРАТУСТРА
Бергсон – текучесть времени – разум не может познать эту длительность. Д.б. расчленение интеллектом. Интуиция (!).
***
в романе Ж.-П. Сартра «Тошнота» главный герой Рокантен неожиданно ощущает неприятность, отвратительность всех окружающих его вещей, они как бы перестают быть сами собой, превращаясь в восприятии героя в размягчённую, омерзительную массу.
Экзистенциальное отчуждение от мира. Само понятие введено в 19в Гегелем. для Маркса – источник отчуждения - в экономической структуре общ-ва. Модернизмом понимается как неизбежный феномен любой соц. организации. Непреодолимо.
1.манифест модернизма - вулф современная худ проза 2.нужно свести автора в тексте к минимуму 3. драматизация текста=ультраобъекстивность (отсутствие А)4. часто нет логческих цепочек сюж 5.размытость хар-ра 6.отсутствие морального напряжения 7.запретные темы 8. путь авт сознаниея - от субъекта к миру внешн =раньше наоборот.
Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 1138 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!