Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Творческий путь Дж. Джойса («Дублинцы», «Портрет художника в юности», «Улисс», «Поминки по Финнегану»)



Джеймс Джойс (1882-1941) хотел создать такое писательское слово, которое сотворяло бы себя у нас на глазах и само себя комментировало. Он считал, что его прозу надо постигать как мироздание вообще. Он претендовал на создание универсума.

Идейная сторона произведений Джойса:

Особенности произведений:

Автобиографизм произведений, слом традиционных жанровых структур (отказ от жанра описания, портретных характеристик, последовательности в развитии сюжета, образа Автора); использование приема «потока сознания», модернистское «запретных тем нет», вовлечение мифа, прием монтажа.

«Дублинцы» (1914) сборник рассказов: «Моим намерением было написать главу из духовной истории моей страны, и я выбрал местом действия этой главы Дублин, поскольку с моей точки зрения, именно этот город является центром паралича». Рассказы сборника классифицированы автором: в рассказах изображены люди в детстве («Сестры», «Встреча» «Аравия») – передают детское восприятие мира; люди в юности («Эвелин», «После гонок», «Два рыцаря»); люди в зрелом возрасте («Пансион», «Облачко», «Личины», «Несчастный случай»); люди в «общественной жизни» («В день плюща», «Милость Божия», «Мертвые»). Теория епифаний. Автобиографическая основа.

«Портрет художника в юности» (1916) роман: Роман о становлении художника. Произведение автобиографическое и по форме близкое к «роману воспитания». Главный герой – Стивен Дедал. Роман состоит из 5 частей. Идея разрыв художника со всем, что порабощает его личность и ограничивает независимость – о разрыве с семьей, с религией, с родиной. Эпиграф из Овидия «К ремеслу незнакомому дух устремлен». http://briefly.ru/dzhojs/portret_hudozhnika_v_junosti/ - краткое содержание.

«Улисс» (1922) книга. Время действия книги – один день 16 июня 1904 года. Пространство «Улисса» - Дублин, временная протяженность с 8 утра до трех часов ночи. Роман состоит из 18 эпизодов, которые могут быть разделены на три части: Телемахида, Странствия Улисса, Возвращение. Джойс максимально использует возможности языка, добиваясб эффекта одновременности впечатления, производимого формой и звучанием творимого образа. Этот эффект достигается слиянием зрительного и слухового восприятия его музыкальной прозы. В «Улиссе» воплощено то, о чем писал Джойс в «Портрете художника в юности»: «художественный образ предстает перед нами в пространстве или во времени. То, что слышимо предстает во времени, то, что видимо – пространстве. Временной или пространственный художественный образ, прежде всего, воспринимается как самостоятельно существующий в бесконечном пространстве или во времени… Вы воспринимаете его полноту – это цельность». http://briefly.ru/dzhojs/uliss/ - краткое содержание.

«Поминки по Финнегану» (1939) роман не завершен. Роман был задуман, как попытка передать «бессловесный мир сна». Джойс бился над созданием языка «сновидений и дремы».

17. Сборник Джойса «Дублинцы».

Для начала — понятие эпифании.

Одно из ключевых положений эстетики Джойса: «Искусство есть основное выражение жизни»
реализуется в его творчестве «епифаниях», то есть в изображении моментов духовного прозрения человека,
наивысшего напряжения его духовных сил, позволяющего ему проникнуть в сущность явления, понять смысл
происходящего во всей полноте и ясности. Слово «епифания» заимствовано из церковной лексики, где оно
означает «богоявление». В «Стивене-героев Джойс писал: «Под епифанией он подразумевал внезапное
раскрытие душевного состояния, проявляющегося в грубости речи, в жесте или в просветлении разума. Он
считал, что дело писателя запечатлеть эти эпифании с большой тщательностью, понимая, что сами по себе
они очень эфемерны и мимолётны>>. В истолковании Джойса эпифании — это моменты познания, высшая
ступень восприятия, прозрения, помогающая определить место того или иного явления во всей сложности его
взаимосвязей с окружающим. Вместе с тем эпифания — это и заключительный этап в постижении красоты. В
этом процессе Джойс выделяет три этапа, три ступени, каждая из которых соответствует трём основным
свойствам красоты. Джойс определяет их, используя терминологию Фомы Аквинского, как цельность,
гармония и ясность (прозрение).

Эпифании по-разному переданы в стихах, рассказах, романах Джойса. Но всякий раз они становятся
моментами прозрения, глубоко правдивыми и пронзающие яркими картинами реальной действительности во
всей сложности присущих ей драматических конфликтов. Поток живых чувств, мыслей, страстей поднимается
из глубин. Расплывчатость и неуловимость образов в стихах сочетается с проникновенным лиризмом,
искренностью чувства. В рассказах эпифании — это моменты, в которых, как в фокусе, концентрируются
чувства, помыслы, желания героев, это моменты постижения ими самих себя, своей судьбы.


Первый сборник, "Дублинцы", это повествование о любимой Ирландии и о драматических коллизиях
психологического плана. Он показывает духовный паралич, который охватил его страну, он жесток по
отношению к Ирлацции, к которой он испытывает чувство любви-ненависти за ее слабости и трагедии.

Что касается "Дублинцев" Джойса - это сборник рассказов, который исполнен традиционной техники.
Хотя это своеобразная психологическая проза, которая занята больше исследованием, описанием
психологических состояний человека, в плане организации повествования это вполне традиционное
повествование:
в каждом из его рассказов есть сюжет, некоторая история, хотя там прослеживается внимание,
происходящее от каких-то философских идей времени, не к динамике поступка, а к статике состояния
человека. Внимание Джойса к мгновениям человеческого мироощущения. Исследуя эти мгновения Джойс и
пытается дойти до самых глубин человеческой психологии, но одновременно эти психологические состояния
для него некий эквивалент социальной характеристики жизни дублинцев
жизни ирландцев, жизни его
страны, пораженной состоянием духовного паралича. Как он сам указывал в письмах, '"духовный паралич"
доминанта ирландской жизни
и вот этот "духовный паралич", его качества, то, как он приходит к людям и
прослеживается в "Дублинцах", Примечательно то, что Джойс пытается эти отдельные самостоятельные
рассказы, не связанные никак сюжетно, соединить в единое целое, ведь "Дублиицы" — это и сборник рассказов,
и одновременно, это и целостная книга, потому что первый рассказ "Сестры" - это как бы развернутый
эпиграф, пролог ко всему остальному повествованию, речь идет о параличе как о болезни, как о реальном
клиническом заболевании, и о том как с этой болезнью и смертью, за ней идущей, впервые сталкивается
маленький мальчик. Старенький священник разбивает потир — чашу вина для причастия, и. от ужаса, от того
что он сделал, его разбивает паралич, и вот это все наблюдает маленький мальчик. И вот вся эта ситуация,
которую он наблюдает, становится для него первой встречей с темной стороной человеческой жизни, и Джойс
очень подробно останавливается на том, чтобы охарактеризовать, как изменяется мироощущение ребенка. Он
не понимает, не может себе объяснить, что происходит, по вот этот паралич с человеком которого он любит,
затемняет весь свет, идущий к этому мальчику из внешнего мира, затемняет непосредственное радостное,
светлое, чистое мировосприятие ребенка. Джойс показывает как, собственно говоря, картины мира в нашем
сознании зависят от нас самих, от состояния нашего сознания. В нём происходят какие-то изменения, оно уже
не так безоблачно, радостно, и поэтому мир теряет свои краски. И дальше эта метафора разворачивается на
все рассказы, во всех рассказах это явление в какой-то мере присутствует. И в рассказах, как сам Джойс
говорит, он пытался "духовный паралич" представить равнодушной публике в четырех его аспектах: люди в
детстве - в юности — в зрелом возрасте — общественная жизнь. Рассказы сгруппированы в этом порядке. В
первых рассказах главными героями являются дети, затем подростки, потом взрослые. И несколько своих
последних рассказов, зарисовок Джойс посвятил тому, что он считал общественной жизнью. И в каждом из
них какая-то грань этого "духовного паралича" высвечена. Джойс закончил эти рассказы в 1904 - 1905 гг. Но
удалось ему издать их гораздо позже, только в 14г., потому что никто из издателей долгое время не
соглашался их издавать. Предлагали ему изменить что-либо, но он категорически отказывался. И только в
1914 г. ему удалось уговорить одного из издателей напечатать его рассказы без изменений отдельным
сборником, куда он y>dce добавил свой последний рассказ "Мертвые", который был написан позже. Нежелание
издавать его рассказы показательно. Несмотря на то, что эти рассказы достаточно точны, изящны и в них нет





Дата публикования: 2015-01-24; Прочитано: 3199 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...