Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Желание иметь частотную характеристику передающей системы,
сочетающую в себя характеристики всевозможных источников зву-
ка, кажется вполне закономерным. Ведь в этом случае можно было
бы не задумываясь переходить от передачи одной программы к лю-
бой другой. Однако излишняя ширина частотного диапазона систе-
мы в ряде случаев снижает качество звучания. Использование огра-
ничительных фильтров оказывается полезным-при передаче многих
речевых и музыкальных программ, а также для создания ряда зву-
ковых эффектов.
Ограничение частотного диапазона передачи со стороны низких
и высоких частот используется для подавления шумов, могущих воз-
никнуть в системе звукопередачи. Источниками шумов могут быть
усилительные и питающие устройства, а также звуконосители, на
которых записываются звуковые сигналы. В случае фотографических
и магнитных носителей шумы появляются вследствие неоднородной
структуры их чувствительных слоев. Для снижения уровня этих
шумов, часто не сокращая даже диапазона исходного сигнала, мож-
но ограничить частотный диапазон системы со стороны низких час-
тот частотами 100-ь 200 Гц, а со стороны высоких — частотами
12000-*-10000.Гц. • '
Помимо этого, применяя ограничительные фильтры, не пропус-
кающие частотные составляющие ниже 50 -т-150 Гц, можно устра-
нить излишнюю и неприятную подчеркнутость низких частот при
передаче речи, добиться лучшей ее разборчивости. Такие же фильт-
ры позволяют сгладить различия в звучании голоса одного и то-
го же исполнителя, записанного в неодинаковых условиях или в
разное время. Изменение частоты среза со стороны низких частот
можно использовать как средство для усиления драматической ^вы-
разительности голоса, а со стороны высоких частот — для смягчения
подчеркнутости шипящих и свистящих звуков речи.
Использование ограничивающих фильтров рекомендуется в ряде
случаев при передаче музыкальных программ. Как отмечает фран-
цузский звукорежиссер Ж. Бернар [2], «бывает трудно получить
хорошую четкость низких частот при записи звучания контрабаса».
Для устранения этого недостатка его английский коллега Е. Элкин
предлагает понижать уровень или срезать основной тон этого ин-
струмента, так как он «менее важен, чем его гармоники» [38]. Таким
образом, срезание низких частот в области нахождения первых ос-
новных тонов контрабаса, т. е. до 50-7-70 Гц (см. параграф 2.3), да-
ет положительный результат. Подобная же рекомендация о среза-
нии основного тона имеется и в отношении звучания скрипки [24].
Ограничение частотного диапазона передачи.позволяет созда-
вать, ряд Звуковых эффектов. Так, с помощью ограничительных'
фильтров можно имитировать телефонные разговоры, для чего час-
Ш
тотный диапазон передачи приближают к диапазону телефонных
каналов (300ч-3000 Гц). Выбор ограничительных фильтров должен
осуществляться с учетом высоты голоса исполнителя и содержания
разговора. Для женского голоса частоту срезания в области низких
частот следует выбирать выше, чем для мужского. С помощью на-
бора ограничительных фильтров,
показанного на рис. 7.10, можно
создать эффект телефонного раз-
говора, а также имитировать зву-
ки радиоприемника, уличного
громкоговорителя, аппарата дис-
петчерской связи и т. д.
Итак, оказывается, что:
Рис. 7.10. Кривые затухания фильт- ров, используемых для ограничения диапазона передачи со стороны низ- ких (1, 3, 5, 7) и высоких (2, 4, в, 8) частот |
1) при передаче ряда звуковых
сигналов нет необходимости в
полном использовании частотного
диапазона звукопередающих си-
стем;
2) его ограничение уменьшает
шумы системы, повышает чет-
кость передаваемых сигналов, соз-
дает некоторые звуковые эф-
фекты;
3) ограничение' следует выполнять, ориентируясь -на частотный
диапазон передаваемого звучания (см. главу 2) с контролем на слух.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 527 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!