Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
В исследованиях Л. Беранека указывается на ряд таких оттен-
ков звучания, которые благоприятно воспринимаются слухом и субъ-
ективно повышают качество звучания. В их числе следует выделить,
наиболее важные..
Полнота звука. Она характеризует насыщенность и округлость"
звучания и зависит от отношения энергии реверберирующего звука
к сумме энергий прямого и его первых отражений, то есть пред-
ставляется отношением, обратным фактору реверберационных
помех:
(8.1)
Известно [15], что фактор реверберационных помех зависит от
времени реверберации Т и акустического отношения, определяемого
плотностями отраженной и прямой энергий:
(8.2)
Величина же отраженной энергии, принимаемой слитно с прямой
и представленной в выражении (8.1) в виде /?отр(/<50), зависит ot
акустической обработки поверхностей помещения, близко располо-
женных к источнику. Следовательно, полнота звука определяется
значениями Г и Л, а также размерами, формой помещения- и обра-
боткой его околосценического пространства.
Бблыпая полнота звука рекомендуется для старинной музыки
(Т > 2 с и Л > 3), средняя — для симфонической (Т < 2 с и R & 1)
и меньшая — для эстрадной музыки.
Четкость звучания. Четкость речевых передач обусловливается
исполнительскими данными говорящего и, кроме того, однозначно
определяется временем реверберации Т и уровнем громкости речи.
Для'музыки под четкостью понимают отчетливое восприятие отдель-
ных тонов в мелодии (горизонтальная четкость) и одновременно
' • 135
звучащих тонов, создаваемых различными инструментами или их
группами (вертикальная четкость). Горизонтальная четкость возрас-
тает при уменьшении времени реверберации и акустического Отно-
шения. Вертикальная — зависит от мощности отдельных музыкаль-
ных инструментов в'оркестре и определяется относительным разме-
щением исполнителей и их мастерством. Важную роль в создании
нужной четкости играет размещение микрофонов относительно ис-
полнителей..
. Эффект присутствия. Этот эффект связан с представлением о
размерах помещения и об удаленности источника звука. Впечатле-
ние большей близости к источнику, интимности, камерности зву-
чания воздается при малой полноте звука и малом времени прихода
к слушателю первых отражений (при Д£<;20 мс). При увеличении
того'и другого из параметров у слушателей создается впечатление о
нахождении в зале-все большего объема, что в итоге определяет-
тот Акустический баланс, который обеспечивает оптимальные усло-
вия восприятия музыки.
«Теплота» звука ассоциируется с большей звучностью низкочас/-
тотных составляющих сложного сигнала. Такого изменения соот-
ношения составляющих сигнала можно достигнуть путем подъёма
частотной характеристики времени реверберации в области низких
частот.
Музыкальный баланс. Строгое, художественно оправданное рав-
новесие звучания всех групп оркестра, солистов и оркестра, опреде-
ляющее собой понятие баланса, в хороших оркестрах обеспечивается
самими исполнителями. Однако этот внутренний, баланс, создавае-
мый в концертном зале, легко нарушается при звукоиередаче с по-
мощью электроакустической системы. Причиной этого может быть
недостаточная диффузность звукового поля в помещении, неудачное
размещение микрофонов и исполнителей или неточный выбор уров-
ней усиления в каналах передачи. Следовательно, создание необхо-
димого музыкального баланса требует помещения с равномерным
звуковым полем и оптимальным временем реверберации, а также
правильного размещения исполнителей относительно друг друга ж'
микрофонов.
Ансамбль. Ритмическая точность исполнения, называемая ан-
самблем, кроме мастерства дирижера и исполнителей требует ещ&
и того, чтобы исполнители хорошо слышали друг друга. Такая слы-
шимость зависит от размещения исполнителей, от объема и временно
реверберации помещения, акустического отношения и запаздывания
первых отражений, связанных с конструкцией и обработкой около-
сценического пространства.
Яркость звучания. Впечатление _ о яркости звучания создается:
при некотором подчеркивании высокочастотных составляющих слож-
ного сигнала. Такое подчеркивание можно осуществить акустиче-
скими средствами, например поднимая частотную характеристику
времени реверберации в области высоких частот.
При субъективной оценке качества звучания музыканты и зву-
корежиссеры различают множество оттенков. Говорят, что, звучание?
ясное, сочное, мрачное, нежное и т. д. Большее число таких оттен-
ков, отсутствие однозначной связи между ними и объективными
параметрами звучания затрудняют принятие мер по повышению
качества звукопередачи. Вот почему в одной из работ была сделана
попытка связать субъективные оценки качества с формой частот-
ной характеристики передачи. Было установлено, что «полнота» и
«объемность» звучания связаны с отдачей в области частот
30-=-200 Гц, «мягкость» и «закругленность» — с отдачей в области
300-ьбОО Гц, «четкость» и «звонкость» — соответственно с-отдачей
в областях 1800-5-4000 Гц и 4000+7000 Гц.
Рассмотренные закономерности показывают, что большое число
субъективно складывающихся нюансов, определяющих качества
звучания, связано то с одним, то сразу с несколькими объективны-
ми акустическими параметрами помещения. Следовательно, для того,
чтобы эти параметры всегда были бы оптимальными, ими нужно
управлять. Можно указать на два способа управления акустически-
ми условиями в помещениях для высококачественных передач. Пер-
вый из них предполагает наличие нескольких специализированных
ателье с оптимальными акустическими условиями для основных ви-
дов программ (речевых и музыкальных), которые можно изменять
в некоторых" пределах. Если же в ателье возможности управления
окажутся недостаточными, их расширяют на одном' из последующих
этапов обработки сигналов. Второй путь — использование универ-
сального ателье, в котором наличие переменного заглушения позво-
ляет управлять акустическими условиями в пределах, достаточных
для создания высокого качества звучания при любом виде пере-
дачи.
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 455 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!