Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Управление частотной характеристикой в ее центральной области



Анализ спектральных характеристик звучания натуральных ис-
точников (см. главу 2) и особенностей слухового восприятия (см.
параграф 4.2) показывает, что форма частотной характеристики си-
стемы на ее центральном участке имеет для высококачественной
звужопередачи особую важность. В этой области находится значи-
тельная часть формант речевых и музыкальных сигналов, опреде-
ляющих их характер. К ней относится л максимальная заметность
выбросов и провалов, появляющихся на частотной характеристике
передачи (см. параграф 5.5).

Важность этого участка характеристики еще больше увеличи-
вается при возможных совпадениях формантных областей, характер-
ных для звуковых^источников, с провалами на частотной характери-
стике системы передачи, при которых эта характерность может
исчезнуть. Такое же совпадение формант с подъемами характерис-
тики очень искажает тембр звучания. В этом случае, например,
«звук скрипки становится назойливым, резким, отрывистым и плос-
ким» [2].

Казалось бы, что правильнее всего иметь частотную характерис-
тику передачи на средних частотах возможно близкой к равномер-
ной, но это не так. Ведь при умелом подчеркивании формантных об-
ластей отдельных инструментов и певческих голосов можно их зву-



Рис. 7.13. Подъемы характеристики на частотах 1,4 (I), 2,8 (2), 4,0 (8) и 5,6 кГц (4), со даваемые фильтрами «присутст- вия»


чания несколько приблизить к звучаниям лучших образцов таких:
источников звука. Для этого используются фильтры, создающие пи-
ки на характеристики вблизи частот 2, 3, 5 и 8 кГц с регулирова-
нием в пределах Ю-т-12 дБ. Частоты, на которые настраивают
фильтры, выбираются так, чтобы они попадали в области формант-
ных выбросов возможно большего числа голосов и инструментов.

Рис. 7.14.. Расположение ручек управле-
ния октавными фильтрами (с) и полу-
чаемая при этом частотная характерис-
тика передачи (б)

Отсутствие среди них фильтров, подчеркивающих низкочастотные
форманты, связано, вероятно, с тем, что их использование часто не
дает желаемых результатов [2].

Опыт показывает, что некоторое подчеркивание тех частотных со-
ставляющих сигнала, которые находятся в пределах максимальной
чувствительности слуха, повышает качество звучания, делает его
более чётким, ярким и красочным. При таком подчеркивании у слу-
шателя создается впечатление приближения к исполнителям, назы^
ваемое эффектом присутствия. Для управления этим эффектом пуль-
ты звукорежиссера имеют фильтры, создающие пики до 6-ь8 дБ,
обычно, как это показано на рис. 7.13, на частотах 1,4; 2,8; 4,0 и
5,6 кГц.


Часто у звукорежиссеров возникает.необходимость в перефор-
мировании частотной характеристики в ее средней части и по дру-
гим причинам. Такая необходимость появляется, например, тогда,
жогда нужно восстановить частотную характеристику петличного
микрофона, работающего не в оптимальных условиях (скрытого под
одеждой исполнителя). В этом случае нужно внести частотную кор-
рекцию в области/ 2 -ьЗ кГц.

Возможность изменения, формы характеристики используется
при передачах популярной музыки и "для усиления драматического
эффекта в художественных фильмах. Ведь художественная ценность
звукопередачи определяется в ряде случаев не ее полной натураль-
ностью, а психологическим обострением-восприятия^ создаваемым ею
совместно с изображением, видимым на экране и придающим по-
следнему особый смысл. Так, например, в японском фильме «Ра-
сёмон» (режиссер Апира Куросава) жрица начинает говорить голо-
сом убитого самурая, что создает исключительно впечатляющий ми-
стический эффект.

Для управления частотной характеристикой в средней зоне ис-
пользуются фильтры, позволяющие изменять ее форму в октавных
интервалах. По рекомендациям ГОСТ 12090-66 центральные часто-
ты фильтров должны быть равными 40, 80, 160, 320, 640, 1280, 2560,
5120, 10240 Гц. Выбросы и провалы на этих частотах могут изме-
'няться ступенями в 3-^4 дБ в пределах ±15 дБ. На рис. 7.14, а
показано положение движков управления фильтрами, при котором
форма частотной характеристики имеет вид, изображенный на
рис. 7.14, б. ^

Рассмотрение случаев обоснованного управления формой частот-
ной характеристики приводит к ряду общих рекомендаций.

1. Фильтр, создающий спад характеристики в сторону низких
частот, следует использовать для улучшения четкости речи при пе-
редачах из акустически несовершенных помещений или при раз-
мещении исполнителя вблизи микрофона — приемника градиента
давления.

2. Спада частотной характеристики в сторону низких с одновре-
менным менее заметным спадом в сторону высоких частот следует
добиваться при повышенном уровне звукопередачи или при умень-
шенном против необходимого 'уровня громкости речи исполнителя.

3. Подъемом характеристики на краях — большим на низких и
меньшим на высоких частотах — можно достигнуть повышения ка-
чества передачи в случае, когда сигналы воспроизводятся на пони-
женном уровне.

4. Интимность звучания и искусственная характерность голоса
-исполнителя в передачах современной популярной музыки достига-
ется также при подъеме частотной характеристики на ее краях.

5. Спад на краях характеристики — больший в сторону высоких
частот — смягчает взрывные, свистящие и шипящие звуки в случае
передачи" очень тихой речи или Щепота..Такой же спад с одновре-
менным уменьшением уровня сигнала создает эффект удаления ис-
точника звука.

132 '


6. Подъем характеристики со стороны высоких частот рекомен-
дуется для повышения четкости речи исполнителя, имеющего пло-
хую дикцию.,

7. Пики в средней зоне частотной характеристики помогают вы-
делить формантные области, подчеркнуть характерность голоса или
инструмента, создать эффект присутствия.

'8. К изменению формы характеристики с помощью фильтров,
образующих пики и провалы, прибегают для ее выравнивания, для
создания характерных звучаний популярной музыки или новых
звучаний художественного плана.

9. Выбор высоты подъема или глубины спада частотной харак-
теристики можно осуществлять, ориентируясь на кривые равной
громкости (см. рис. 4.1), на кривые рис. 7.13 или по слуху.






Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 472 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.006 с)...