Главная Случайная страница Контакты | Мы поможем в написании вашей работы! | ||
|
Уже отмечалось, что главным для речи является передача се-'
мантической информации или семантической и эстетической с пре*
обладающим значением первой из них, как это имеет место в от-
ношении литературно-драматических передач и художественных:
кинофильмов. В случае музыкальных передач доминирующую роль
играет эстетическая информация. Передача ее осуществляется раз-
личными ансамблями и оркестрами, состоящими преимущественно
из одних и тех же инструментов. Для них, как и для речи, принци-
пиальное значение имеет поиск звукового и акустического баланса,
который исходит из сложившегося уже подхода к передаче музы-
кальных звучаний., '• -
Этот подход в отношении классической музыки заключается в
стремлении передать ее такой, какой она воспринимается при не-
посредственном слушании в концертном зале. При этом принимается
во внимание присущий ей естественный звуковой баланс, который,
так же как и соответствующий лучшим местам этого зала акусти-
ческий баланс, должен быть обязательно сохранен звукорежиссером.
, Другого решения требует эстрадная и современная музыка,
идущая по пути создания резкого, эффектного и даже неестествен-
ного звучания. В этом случае роль акустического баланса сводится
к минимуму, а звуковой баланс создается звукорежиссером, так как
внутренний баланс у современных ансамблей часто не соблюдается^
И, наконец, особого подхода требует передача музыки для кишь
фильмов. Стремление усилить эмоциональную настроенность, соз-
даваемую изображением, вскрыть музыкальными средствами не вы-.
: ill'
раженные им побуждения героев и их душевные черты часто тре-
бует разноплановости звучания (см. Приложение 4), нарушения му-
зыкального баланса с особым подчеркиванием и даже искажением
отдельных звучаний. Такое сочетание сбалансированного и разба-
лансированного в музыкальном и акустическом плане звучаний при-
водит к необходимости выделить киномузыку в отдельную группу.
Так как сохранение или создание звукового и акустического ба-
ланса практически связано с определением типа и числа микрофо-
нов, с их размещением относительно исполнителей, то наличие у
оркестров классической музыки внутреннего звукового баланса поз-
воляет ограничить число микрофонов и при подготовке к передаче
отдать больше внимания созданию акустического баланса и звуко-
вой перспективы. -
Акустический баланс может быть обеспечен с помощью одного
общего микрофона, достаточно удаленного от исполнителей. В слу-.
чае камерного ансамбля или группы его устанавливают на расстоя-
нии 2.-S-3 тй от ближайших источников звука. При передаче звуча-
ния большого оркестра это расстояние увеличивают до 4-5-7 м. Что-
бы охватить весь оркестр, в качестве общего выбирают микрофон,
имеющий круговую или кардиоидную характеристику направлен-
ности. Более полному охвату инструментов оркестра и, улучшению
музыкального баланса способствует подъем микрофона вверх на
расстояние 1,8-=-3 м от пола. ~ '
Необходимая звуковая перспектива может быть получена для
малых ансамблей при глубине размещения музыкальных инстру-
ментов в пределах до Зм. В больших оркестрах наиболее удален-
ные инструменты размещаются на расстоянии 4-^6 м от фронталь-
ной линии оркестра, что создает естественное впечатление о - распо-
ложении групп оркестра в звуковом пространстве. Для улучшения
музыкального баланса положение общего микрофона следует выби-
рать по рекомендациям параграфа 6.3. При участии в передаче
солистов для лучшего музыкального баланса,и с некоторым ущер-
бом для, звуковой перспективы их располагают ближе к микро-
фону, чем при концертном исполнении. Расстояние между певцом
ж микрофоном сокращается до 0,8-г 1,5 м. Названные рабочие рас-
стояния являются ориентировочными.и должны корректироваться
•с учетом вида музыкального произведения и акустических характе-
ристик ателье или студии, из которой ведется передача.
В практике часты' случай использования кроме общего еще и
ряда дополнительных микрофонов. Их, например, устанавливают для
выделения звучания солирующего инструмента или певца в общем
звучании оркестра. Дополнительные микрофоны с соответствующим
усилением сигнала используют при нарушении музыкального ба-
ланса или для подчеркивания по замыслу звукорежиссера звучания
той или иной инструментальной группы. Пример размещения допол-
нительных микрофонов при записи симфонического оркестра пока-
зан на схеме рис. 6.14, где.эти микрофоны расположены перед
труппами скрипок, альтов и виолончелей, контрабасов, медных, де-
ревянных и ударных инструментов.
412'. ", •
Джазовая и современная популярная музыка в силу указанных
не особенностей требует для звукопередачи. применения большого
числа микрофонов. Конкретное решение этого вопроса зависит от
типа оркестра, В основе каждого из них лежит ритмическая группа
инструментов, состоящая из ударной установки, контрабаса и фор-
тепиано (иногда с гитарой, банджо или вибрафоном). Состав дру-
Рис. 6.14. Размещение микрофонов при передаче симфонической -
музыки
гой — мелодической — группы в разных ансамблях неодинаков.
В него входят 2—3 духовых инструмента в малых ансамблях («мо-
дерн-джаз», «диксиленд»), 12—15 —в танцевальном («свит») и
15—25— в эстрадном оркестре.
Сходство в требованиях к джазовой музыке ив структуре по-
строения ансамблей приводит к тому, что схему.размещения мик-
рофонов для танцевального оркестра (рис. 6.15) можно считать
типичной для всех ансамблей этого вида. Добиваясь высокой ш>д~
черкнутрсти и ритмичности звучания музыки, для каждого из ин-
струментов ритм-группы выделяют отдельный микрофон, который
работает на расстоянии 0,2-*-0,5 м и меньше. Для инструментов
мелодической группы в малых ансамблях также используют инди-
видуальные микрофоны (см. рис. 6.7), в больших же (рис. 6.15)
устанавливают по одному микрофону (7, S, 10) для 2—3 рядом си-
дящих - исполнителей. Большое количество микрофонов усиливает
опасность приема каждым из,них сигналов от соседних источников
звука, а потому инструменты размещают подальщё один от другого
и между ними ставят защитные- экраны. Если музыканты еще и
поют, то для них используют дополнительные микрофойы, солирую-
• 113
щий же певец имеет переносной микрофон, работающий на рас-
стоянии 0,1 -*- 0,4 м.
Характерным для передачи популярной музыки является исполь-
зование группы электроинструментов, часть из которых (ритм- ж
бас-гитара) вместе с ударной установкой создает ритм-группу, дру-
гая часть вместе с певцами входит в мелодическую группу. Еще
Рис. в. 15. Размещение микрофонов при пе-
редаче танцевальной музыки
ном или путем изменения уровней отдельных сигналов на ввуко-
режиссерском пульте. *
Особенность музыки для художественных кинофильмов связана
с сознательным нарушением звукового и акустического баланса, зву-
ковой перспективы, включая и разрушение ^единства звукового пла-
на. Эти нарушения непостоянны — они делаются по необходимости
в процессе звукозаписи. Поэтому при записи киномузыки рекомен-
дуется 'прибегать к использованию многомикрофонной техники
(рис. 6.16). Микрофоны то обслуживают несколько групп инстру-
ментов (микрофоны S, 9 и 5, #)., то одиночные их группы (микро-
фоны 1, 2, 3, 4 и 7), а то и отдельных исполнителей (микрофоны
10 и 11). Все это позволяет в процессе записи управлять указан-
ными выше звуковыми параметрами с пульта звукорежиссера, до-
биваясь нужного художественного эффекта.
Большое разнообразие источников звука, условий их работы, ха-"
рактеристик передающих систем указывает на то, что сущест-
вует много композиционных вариантов решения каждой конкретной
задачи, касающейся взаимного размещения исполнителей и микро-
фонов. Очевидно, что выбор наиболее приемлемого из этих вариан-
тов определяется творческим поиском и опытом звукорежиссера.
Знание общих положений, сформулированных выше, может ему ъ
этом помочь.
Рис. 6.16. Схема записи музыки в кино-
ателье: 1, II — первые я вторые скрип-
ки; А — альты; В — виолончели; К —
контрабасы
большая, чем в джазовой музыке, ритмическая подчеркнутость зву-
чания приводит к увеличению числа микрофонов, принимающих
сигналы от ударной установки (микрофоны./, 2, 3, 4 ж § на
рис. 6.15), и к большей, изолированности источников звука (гром-
коговорителей, работающих от электромузыкальных инструментов и
работающих на них микрофонов 6, 9, 12). Для записи такой музыки:
чдсто применяют безмикрофонный метод, при котором сигналы от
электромузыкальных инструментов передаются сразу на пульт зву-
корежиссера, где они подвергаются смешиванию.
Применение большого числа микрофонов при передаче джазовой
и популярной музыки делает возможным управление звуковым ба-
лансом путем изменения расстояния между источником и микрофо-
Глава 7. --
Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 598 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!