Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Ручное управление динамикой передаваемых звучаний



Натуральные источники звука имеют динамический диапазон,
укладывающийся в пределах 70-н80 дБ (см. главу 2). Передача та-
кого широкого диапазона ограничена техническими возможностями
звукопередающей системы: с одной стороны — шумами, с другой —
чувствительностью ее к перегрузкам, которые влекут за собой по-
явление нелинейных искажений. Указанные ограничения приводят
к тому, что диапазон передачи сокращается до 35-^40 дБ. В связи с
этим перед звукорежиссером возникает задача передать по воз-
можности все динамические различия драматических или музыкаль-
ных звучаний, не выходя за пределы динамического диапазона сис-
темы. Эта задача решается методом ручной или автоматической ре^-
гулировки уровней сигналов.

При ручном регулировании в случаях, v когда диапазон переда-
ваемого звучания вследствие высокого уровня одного из источни*
ков (взрыв, грохот машины) излишне широк, для этого источника
выделяется отдельный канал, в котором ручной регулировкой сигнал
подавляется до нужного уровня. В случае же, когда выход за пре-
делы допустимого диапазона связан с большим разнообразием
уровней-ряда составляющих сложного сигнала, сначала общим ре-
гулятором устанавливают его средний уровень. Потом с помощью
поканальных регуляторов усиливают или ослабляют отдельные сос-
тавляющие так, чтобы на выходе пульта исключить перемодуляпию.
Как видно из рис. 7.1, ряд составляющих 7, // и /// сложного сиг-
нала, отличающихся по уровням на "70 дБ, с помощью регуляторов
можно уложить в диапазоне передающего устройства равном 40 дБ.


Если различие в уровнях обусловлено только динамикой самого
произведения, то сигнал, когда он подходит к максимальному уров-
ню, подавляется с помощью общего регулятора так, чтобы макси-
мум уложился в пределах диапазона системы.

Важное значение имеет правильный выбор среднего уровня пе-
редачи, что делается на слух во время репетиций. Такой выбор
уровня, как видно на рис. 7.3, а, уменьшает необходимость часто

Рис. 7.3. Выбор среднего уровня передачи: пра-
вильный (а), завышенный (б), заниженный
(в); 1, 2 — границы динамического диапазона
тракта


уровней. В этом случае (кривая 3 на рис. 7.5) сначала ' средний
уровень понижают, а потом постепенно повышают его.


Повышение звукового контраста при кратковременном усилении
сигнала добиваются с помощью вертикального панорамирования.
При появлении сигнада большой силы принимающий его микрофон

Рис. Т.4. Создание динамических кон- трастов. Правильная (S) и непра- вильная (2) регулировка уровней сигнала (1)

Рис. 7.5. Управление уровнями сигнала.
Сигнал до и после регулировки (1, 2),
регулировочная- кривая (3), границы
диапазона (Nt, Л?2).



пользоваться индивидуальными и общими регуляторами в процессе
передачи. Они оказываются ненужными до тех пор, пока динами-
ческие различия сигнала не превышают динамический диапазон
системы (линии 1, 2). Неправильный выбор среднего уровня пере-
дачи не только усложняет ^работу с регуляторами^ но и ухудшает
общие результаты. Если средний уровень" выбран с превышением
(рас. 7.3, б), то вместе -с увеличением уровня громкости это умень-
шает возможность создания нужных динамических градаций при
передаче звучаний. Снижение среднего уровня; хотя и позволяет
шире изменять эту динамику, однако это приводит к уменьшению
средней громкости и грозит увеличением уровня шумов (рис. 7.3, в).
Слуховой аппарат не может установить различие в уровнях сиг-
налов, если они разделены значительными интервалами времени.
Зато он хорошо замечает кратковременные динамические контрасты.
Следовательно, важно передать не весь динамический диапазон
данного произведения, а только его кратковременные динамические
перепады. -Небольшие перепады при правильном выборе среднего
уровня могут уложиться* в пределах диапазона системы,, что же ка-
сается больших, то здесь может быть использован прием, рекомен-
дованный рядом опытных звукорежиссеров.[2, 24]. Если указанное
различие велико и кривая 1 уровня передаваемого сигнала (рис. 7.4)
выходит за пределы N\ допустимого диапазона, то устранить пере-
модуляцию можно ручной регулировкой по кривой £. Однако в
этом случае снизился эффект звукового контраста. Чтобы сохранить
его, незадолго до максимального выброса сигнала снижают средний
уровень передачи, а потом после максимума поднимают егЪ по кри-
вой 3. Снижение и подъем среднего уровня делают ступенями по
2 дБ через промежутки времени в 5-4-10 с. Создать впечатление о
расширенном динамическом диапазоне мож1вю и для сигналов малых

120 '


быстро поднимают вверх, что приводит к относительному возраста-
нию пршштей отраженной, энергии и создает впечатление о большем
уровне громкости. Подобный эффект получается и при перемоду-
ляций на 20+30%.....'":

Изложенное можно сформулировать в виде кратких выводов,

1. Управление уровнями позволяет не только улучшить звуко-
вой баланс, создать нужный звуковой план, сделать незаметными
переходы для фонограмм, записанных в разное время, но и сжать
динамический диапазон передачи, усилить ее_ динамические конт-
расты.. ' -'.""'"

2. При малоад различии в диапазонах звуковой программы и пе~*
редающей системы соответствие между ними достигается сжатием
первого из них с помощью общего регулятора^ уровней.

3. В сложном звучании для сигналов высокого * уровня выде-
ляют отдельные каналы, где они подавляются до необходимой ве-
личины.

4. Для передачи больших динамических контрастов следует до
появления наиболее громких пассажей снизить средний уровень
передачи так, чтобы уложить их в пределах диапазона системы.

5. Небольшой динамический контраст можно получить при не--
которой перемодуляции или вертикальном панорамировании микро-
фона-,





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 504 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...