Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Выбор микрофонов для речевых передач



, Принимая во внимание указанные выше особенности, звукоре-
жиссер может выбрать для работы такие \ виды микрофонов, кото-
рые наилучшим образом отвечают его художественному замыслу, ус-
ловиям звукопередачи, характеру источника звука и типу сигнала.

При речевом типе сигнала нужно помнить, что передачи могут
45ыть либо литературно-драматическими, либо информационными и
что различие между ними не только чисто художественного плана;

В литературно-драматических передачах может участвовать один
жли несколько исполнителей. Когда передача речевых сигналов вы-
полняется синхронно с изображением, исполнители располагаются
жа значительной площади и перемещаются в ее пределах, в соответ-
ствии с характером передаваемого эпизода. Эти передачи ведутся из
специальных ателье, имеющих малое время реверберации и доста-
точно высокий уровень собственных шумов, которые создаются ра-
ботающей аппаратурой и обслуживающим персоналом. Условия пе-
редачи изображения требуют, чтобы микрофоны не попадали в кадр,
"что связано с удалением микрофона от исполнителей или с маски-
ровкой его в пределах кадра. Нужно считаться и с возможностью
разноплановой передачи одного и того же эпизода, когда смена мас-
штаба изображения требует изменения в соотношении прямой и от-
раженной энергии, принимаемой микрофоном.

Если передается речь информационного типа, то при выборе со-
ответствующего микрофона нужно помнить, что такая речь имеет
более широкий частотный диапазон (см. гл. 2) и ее передача может
осуществляться как в специальных, так ж в случайных помещениях


или на открытом воздухе. Положение микрофона относительно ис-
полнителя может быть оптимальным, так как, даже когда говоря-
щий находится в кадре (репортаж), наличие микрофона в нем яв-
ляется вполне естественным.

Условия.передачи речевых сигналов по радиоканалам отличают-
ся от рассмотренных только в том, что относится к мерам по устра-
нению случаев попадания микрофона в пределы зрительного кадра»

Таким образом, при литературно-драматических речевых переда-
чах: а) источников звука может быть несколько, и они могут пере-
мещаться относительно друг друга и декораций; б) помещения, в
которых производится запись звука, сильно загрушены, т. е. онж
имеют малое время реверберации; в) запись звука или его передача
осуществляется одновременно со съемкой или передачей изображе-
ния; г) на съемочной^ площадке располагаются аппаратура и обслу-
живающий персонал, создающие дополнительные шумы; д) один
игровой эпизод может быть связан с показом разномасштабных '
изображений, требующих различных звуковых решений.

При записи или передаче речи информационного характера
(дикторская речь, репортаж): а) микрофон должен обеспечивать
передачу пгарокого частотного диапазона; б) размещение его отно-
сительно исполнителей (одного, двух) может быть оптимальным;
в) акустические условия, в которых он работает, — непостоянны.
Время реверберации может быть равным нулю (открытый воздух),
оптимальным (речевые ателье) и очень большим (помещения вокза-
ла, цеха); г) уровень шумов может изменяться в широких преде-
лах от очень малых (дикторское чтение) до очень больших (репор-
тажи в случайных помещениях и на натуре).

Осуществляя выбор микрофонов для передачи речевых сигналов,
следует выяснить, насколько эти сигналы критичны к различным
видам искажения.

На рис. 6.5 помещены усредненные кривые заметности односто-
роннего ограничения частотного диапазона для речи и музыки. Бо-
лее низкое размещение кривых заметности для речевых сигналов,
указывает на большую критичность их в отношении ограничения
диапазона со стороны как низких (кривая 1), так и высоких (кри-
вая 1') частот. Следовательно, частотный диапазон для одинаковой
по качеству передачи речевых и музыкальных сигналов в первом
случае должен быть шире. Этот вывод может быть сделан и по
данйым для двустороннего ограничения, приведенным на рис. 6.6.
На нем непрерывными линиями показаны кривые, отвечающие ре-
чевым, прерывистыми — музыкальным сигналам. По оси абсцисс от-
ложены значения нижней границы частотного диапазона, а верхняя
граничная частота служит параметром кривых. Разумеется, что,
так же как и ограничение частотной характеристики со стороны низ-
ких и высоких частот, пологие спады ее в этих областях будут бо-
лее заметными для речевых передач, чем для музыкальных. Эта за-
кономерность распространяется и на частотные искажения, вызщвае-
мые пиками и провалами частотной характеристики в средней ее
части, о чем можно судить по рис. 5.15 и 5.47, из которых обнару-


живается, что кривые для речевого сигнала, как и на рис. 6.5 и 6.6,
-опускаются ниже, чем для'сигналов музыкальных.

Таким образом, для речевых передач следует выбирать микро-
фон с более широкими и равномерными частотными характеристика-
ми. Это особенно важно для передач информационного типа (см па-
раграф 2.2).

Так как в синхронных съемках фильма и литературно-драмати-
ческих передачах участвует несколько перемещающихся исполните-

Рис. 6.5. Заметность одностороннего Ограничения частотного диапазона для речевых (7, 1') и музыкальных (2, г') сигналов

Рис. 6.6. Заметность двустороннего огра-
ничения диапазона при разных нижней
(г„> и верхней (fn) его границах для
речи и музыки. Кривые I, II, III отве-
чают /в равной 8,6, 2 кГц

лей, то для их проведения необходимо иметь один микрофон с ши-
рокой характеристикой направленности, «охватывающей» всех ис-
полнителей, или-несколько микрофонов с такими же или с более
обостренными характеристиками направленности и работающих на
отдельных исполнителей или их небольшие группы. Учитывая вы-
сокий уровень шума, в помещениях, в которых ведется передача,
.желательно применять микрофоны с Широкой характеристикой на-
правленности со стороны «фронта» и с минимальной чувствительно-
стью со стороны «тыла». Этому пожеланию отвечают однонаправлен-
ные микрофоны, для которых угол приема равен 120--*- 150°, а сни-.
жение шума составляет примерно 5 дБ. Если синхронная запись или
передача ведется в помещениях, имеющих большое время ревербе-
рации, полезными могут быть остронаправленные микрофоны, кото-
рые, предотвращая попадание в кадр, можно удалять от исполните-
ля на значительные расстояния. Если же в такихч передачах! приме-
жять микрофоны с широкой характеристикой направленности
.(например, кардиоидные), то для уменьшения доли принимаемой
^микрофоном отраженной энергии следует уменьшать указанное рас-
-стояние, маскируя микрофон в пределах кадра! Нужно предупре-
дить, что, несмотря на возможные изменения масштаба изображе-
ния^ процессе съемки одного эпизода, производить изменение со-
отношения прямой и отраженной энергии, принятой микрофонами
путем изменения расстояния или направленных свойств, не реко-


мен дуется, так как это неприятно воспринимается слушателями.
Следует выбрать усредненное соотношение энергий для всех приня-
тых масштабов съемки.

Применение остронаправлённых микрофонов оправданно и при
информационных речевых передачах, особенно когда они ведутся
из случайных помещений с шумной аудиторией, В этом случае уда-
ется заметно подавить шумы и уменьшить влияние помещений,
обычно имеющих большое время реверберации. Для репортажей вне
помещения следует использовать микрофоны, которые не подвер-
жены воздействию атмосферных условий!

Приведенный анализ позволяет выбрать такие микрофоны, кото-
рым следует отдать предпочтение при проведении речевых передач.

Если это синхронная запись речи или литературно-драматиче-
ская передача, лучшим будет микрофон, у которого частотный диа-
пазон не уже 30-^-15000 Гц, а частотные искажения невелики. Ха-
рактеристика его направленности должна быть независимой от час-
тоты, обеспечивать широкий угол "приема и способствовать сниже-
нию воспринимаемого шума. Он должен иметь высокую чувствИтельт
ность, быть небольшим по размерам и не реагировать на вибрации
при перемещении. Этим требованиям в наибольшей степени отвеча-
ют конденсаторные микрофоны с кардиоидной характеристикой на-
правленности. Они же вполне пригодны и для дикторских передач,
ведущихся из речевых ателье.

Условиям проведения репортажей из случайных помещений от-
вечают конденсаторные микрофоны повышенной направленности
(гиперкардиоидные или остронаправленные). Они могут применять-
ся и в группе для записи речи движущихся исполнителей, что мо-
жет уменьшить искажения, появляющиеся при работе такой груп-
пы, на!один канал (см. параграф 6.4).

Если репортаж ведется на открытом воздухе, то лучше для него
выбрать менее чувствительный к изменениям атмосферных условий
катушечный микрофон однонаправленного или остронаправленного
типа..





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 563 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.007 с)...