Студопедия.Орг Главная | Случайная страница | Контакты | Мы поможем в написании вашей работы!  
 

Определение числа каналов, используемых при монофонических передачах



Важная особенность звукопередач в условиях радиовещания,
телевидения и кинематографа— участие в них часто большего ко-
личества различных источников звука, отличающихся по своим ха-


' i


рактеристикам, рассредоточению и постоянству положения в пре-
делах некоторого пространства. Источники звука действуют или од-
новременно, что более характерно для музыкальных передач, или
поочередно, как это чаще бывает при речевых передачах. Необхо-
димость полного охвата этих источников, создания должного балан-
са и звуковой перспективы, связанных -е, правильной передачей зву-
ковой картины или с ее трансформацией, требует предоставления
звукорежиссеру широких возможностей для поиска оптимальных
композиционных решений. Для этого прежде всего необходимо
иметь большое число управляемых каналов, каждый из которых пе-
редавал бы сигналы от отдельных источников или их групп. Отсюда
следует, что для наиболее сложных передач, когда необходимые ре-
гулировки не могут быть выполнены во время исполнения данной
программы, нужно пользоваться методом многоканальной записи
сигналов с необходимой их обработкой в процессе перезаписи.

При меньшей сложности программы, когда необходимое управ-
ление сигналами можно осуществить в процессе первичной записи,
от многоканальной записи можно отказаться. В этом случае главен-
ствующее значение приобретает метод последующей обработки сиг-
налов.

Упростить условия работы звукорежиссера можно путем объеди-
нения в группы микрофонов, принимающих сигналы от идентичных
источников звука с подключением их к меньшему числу каналов.
При уменьшении числа, каналов следует учитывать, что некоторые
музыкальные инструменты (ксилофон, колокольчики и др.) вообще
не требуют специальной балансировки, а в ряде случаев необходи-
мый баланс может быть обеспечен путем перемещения исполнителей
или их инструментов. Следует помнить и то, что в процессе испол-
нения дирижер и музыканты сами создают внутренний баланс в
оркестре. Для речевых передач упрощение условий их проведения
еще более оправдывается. В них, как правило, участвует ограничен-
ное число исполнителей, которые в процессе передачи часто остают-
ся неподвижными.

Таким образом, появляется возможность разумного ограничения
количества каналов и работающих на них микрофонов. Правда, в
этом случае требуется более тщательная подготовка системы к ра,-
боте, так ка*к но мере уменьшения числа каналов роль последующей
обработки сигналов падает, а предварительной — возрастает.

Среди передач могут быть такие сложные и даже простые, осу-
ществление которых оказывается возможным только с помощью не-
скольких микрофонов, работающих на один приемный канал! Одна-
ко ряд опытных звукорежиссеров [2, 24, 38] рекомендует пользо-
ваться всего одним микрофоном даже при передаче сложных зву-
чаний больших оркестров. Эти рекомендации основываются на том,
что для слушателей является привычным восприятие звучаний объ-
емных источников звука при нахождении их в одной достаточно
удаленной точке зала и что в зале, где звучит оркестр, почти всегда
имеется зона, в которой благодаря внутреннему балансу оптималь-
ным образом сочетаются параметры звучания.


Последнее утверждение хорошо иллюстрируется рис. 6.1, на ко-
тором штриховкой показана зона оптимального размещения микро-
фона, а стрелки показывают направления, в которых подчеркивает-
ся верхний (А) или нижний (Е) регистр струнных и звучание ду-
ховых инструментов (Д) или усиливается теплота (£), четкость

Рис. 6.1. Зона оптимального разме- щения микрофона перед оркестром и направления его смещения для под- черкивания ряда параметров ' звуча- ния

звука (В) и звуковая перспектива
(Г). Следовательно, перемещая
микрофон в пределах оптимальной
зоны, режиссер может в соответ-
ствии с художественной необхо-
димостью проводить нужные регу-
лировки. Однако это справедливо
при определенном размещении ис-
полнителей в оптимальных аку-
стических условиях в тонателье.
Если же эти условия не выполня-
ются, рекомендуется использовать
минимальное число дополнитель-
ных микрофонов для достижения
звукового баланса усилением от-
дельных инструментальных групп
и акустического баланса измене-
нием соотношения прямой и отраженной энергии.

Таким образом, выбор числа входных каналов передачи свя-
зывается с тем, какому из методов смешивания сигналов — искус-
ственному или естественному — следует отдать предпочтение с уче-
том создания и оптимальных условий передачи и наибольшего удоб-
ства управления ею.

В настоящее время все больше звукорежиссеров склоняются к
тому, что для передачи классической музыки, а также драматичес-
ких и других речевых программ лучше использовать один входной,
канал системы^ с включением в него одного или нескольких микро-
фонов. Использование двух, трех каналов считается оправданным «
том случае, когда нужно выделить вокалиста на фоне инструмен-
тальной музыки, установить баланс между звучаниями хора и ор-
кестра или соединить звучания, записанные в разное время. Нес-
колько каналов используют и в случае, если недостатки студии не
позволяют добиться нужного смешения сигналов или оно затруднено,
из-за ограниченного врейени проведения репетиции и записи.

Использование большого числа входных каналов правомерно при
поиске новых художественных решений, создании фантастических,
сказочных или новых звучаний, характерных для современной^ по-
пулярной музыки. Своеобразие последней заключается в том, что
общее звучание ансамбля создается" голосами и инструментами в
ближнем поле микрофонов. Это требует большого числа каналов и
часто двух микрофонов на каждого исполнителя (для голоса и ин-
струмента). Электронная музыка и появившаяся на Западе «кон-
кретная» музыка; представляющая собой смешение природных, бы-
товых и производственных звуков, также не могут быть переданы


без обработки этих звуков в ряде управляемых каналов. Есть звуко-
режиссеры [34], считающие правильным использование системы с
большим числом каналов и для передач классических музыкальных
произведений в исполнении симфонического и духового оркестров.
Подводя итоги, нужно отметить следующее:

1. Для проведения монофонической передачи у звукорежиссера
имеется много возможностей. Он может использовать систему с
большим числом входных каналов и трехступенчатым управлением
сигналами; с необходимым числом каналов, сигналы которых сво-
дятся для одноканальной записи, с двухступенчатым управлением;
с одним каналом, работающим на несколько или даже на один
микрофон, с преимущественным использованием предварительной
обработки сигналов.

2. Выбор числа каналов зависит не столько от числа источников
звука, сколько от нарушений баланса, звуковой перспективы, про-
зрачности и др., обнаруживаемых при их передаче, а также от необ-
ходимости трансформировать эти параметры в нужном направлении.

3. Один входной канал выбирается обычно при передаче сигна-
лов простых или сложных источников, которые полностью обеспечи-
вают естественное равновесие основных качественных параметров
(звуковой баланс, прозрачность, четкость звучания и др.).

4. Для дополнительной балансировки названных параметров в
зависимости от удобства применения предварительной и последую-
щей обработки, сигналов может быть увеличено число каналов или
число микрофонов в одном канале.

5. В системах с большим числом каналов для удобства смешива-
ния сигналов и управления ими должно быть предусмотрено объеди-
нение каналов в группы с общими групповыми устройствами уп-
равления.

6. Монофоническую систему с предварительной многоканальной
записью можно рекомендовать для передачи звучаний, которые или
не могут быть повторены, или их повторение, необходимое для от-
работки программы регулировок, является очень дорогостоящим.





Дата публикования: 2015-01-23; Прочитано: 501 | Нарушение авторского права страницы | Мы поможем в написании вашей работы!



studopedia.org - Студопедия.Орг - 2014-2024 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования (0.008 с)...